И Н. А. Некрасова; стихи А. Фета, посвященные Марии Лазич
Задание
1. По литературоведческим справочникам познакомиться с определением жанра «лирический цикл».
2. Сопоставляя циклы, выявить общее и отличное в любовной лирике Ф. И. Тютчева и Н. А. Некрасова.
3. Подготовить сообщение о любовной лирике Фета.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
1. Лирический цикл как специфическое жанровое образование. Два типа циклизации: авторский и исследовательский.
2. Денисьевский цикл Ф. И. Тютчева (14 сихотворений):
а) автобиографическая основа цикла. Его исповедальный характер;
б) лирический герой денисьевского цикла. Его трагическое мироощущение и нравственный самокритизм. Романтическая концепция любви как стихийной страсти и «поединка рокового»;
в) главная героиня цикла. Ее жизненная судьба, противоречивая сложность ее характера, ее трагический облик. Любовь как «поединок неравных». Роль лирического героя и «суда людского» в трагическом исходе любви. Пути раскрытия внутреннего мира героини. Приглушенность социальных мотивировок в цикле;
г) фрагментарность стихотворений денисьевского цикла как результат стремления поэта выразить определенный момент душевного состояния лирического героя. Их психологический драматизм. Внутренний монолог как основная форма раскрытия темы любви в цикле. Тяготение Ф. И. Тютчева к средствам романтической поэтики.
3. Панаевский цикл Н. А. Некрасова:
а) автобиографическая основа цикла;
б) реалистическое бесстрашие поэта в раскрытии душевных переживаний героев цикла и «прозы» любви. Драма лирического героя и его самообвинения. Психологическая глубина в изображении любовного конфликта;
в) большая самостоятельность лирической героини по сравнению с денисьевским циклом. Ее нравственный облик. Любовь как «поединок равных». Влияние окружающей действительности на исход любви;
г) исповедальность и диалогичность большинства стихотворений цикла. Близость цикла к прозаическому любовному роману. Преобладание повествовательно-лирического начала в цикле. Лирический рассказ как основная форма раскрытия любовной темы в цикле. Реалистический характер поэтики некрасовского цикла.
4. Общее и индивидуальное в денисьевском и панаевском циклах.
5. Любовная лирика А. Фета (сообщение).
Литература
1. Тютчев Ф. И. Стихотворения, письма. – М., 1957.
Предопределение. – Близнецы. – Не говори: меня он, как и прежде, любит. – О, не тревожь меня укорой справедливой. – Чему молилась ты с любовью. – О, как убийственно мы любим… – Не раз ты слышала признанье… – Последняя любовь. – Она сидела на полу. – Весь день она лежала в забытьи. – О, этот юг, о, эта Ницца!.. – Есть и в моем страдальческом застое... – Накануне годовщины 4 августа 1864 года. – Опять стою я над Невой…
2. Некрасов Н. А. Полн. собр. соч. в 12 т. Т. 1. – М., 1948.
Тяжелый крест достался ей на долю. – Если мучимый страстью мятежной. – Так это шутка? Милая моя... – Да, наша жизнь тела мятежно. – Я не люблю иронии твоей. – Мы с тобой бестолковые люди. – Зачем насмешливо ревнуешь. – Прости.
3. Фет А. А. Стихотворения и поэмы. – М, 1986.
Неотразимый образ. – В благословенный день, когда стремлюсь душою… – Старые письма. – В тиши и мраке таинственной ночи… – Alter ego. – Ты отстрадала, я еще страдаю…– Страницы милые опять персты раскрыли. – Солнца луч промеж лип был и жгуч и высок… – Долго снились мне вопли рыданий твоих…– Нет, я не изменил. До старости глубокой…
4. Корман Б. Некрасов и Тютчев // Некрасовский сборник. Т. 3. М. – Л., 1960.
5. Скатов Н. Некрасов и Тютчев // Русская литература, 1971, № 2.
6. Берковский Н. Я. Ф. И. Тютчев // Ф. И. Тютчев. Полное собрание стихотворений. - М., 1987.
7. Степанов Н. Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество. – М.. 1971.
8. Бухштаб Б. А.А.Фет // А.А.Фет. Стихотворения и поэмы. – М.,1986
9. Афонин Л.Н. Записки литературоведа. – Орел, 1986.
10. Фоменко И.В. Поэтика лирического цикла. – М.,
Дополнительная литература
Пигарев К. Жизнь и творчество Тютчева. – М., 1962.
Корман Б. О. Лирика Н. А. Некрасова. – Воронеж, 1964.
Касаткина В. Поэзия Тютчева. – М., 1978.
Гинзбург Л. О лирике. – Л., 1974.
Озеров Л. Поэзия Тютчева. – М., 1975.
Практическое занятие № 10
Тема: «Драма А.Н.Островского «Гроза». Своеобразие основного конфликта. Особенности трагического характера Катерины»