Защита прав человека перед обществом.
10. Психологическая осторожность в выборе методов психокоррекции, психодиагностики, в выводах и рекомендациях.
11. Не участвовать в ограничении личных свобод человека, приносящих вред, приводящих к нарушению прав человека.
12. Информирует вышестоящее профсоюзное объединение о нарушении прав человека и негуманном обращении с ним.
13. Психолог должен противодействовать любым политическим, идеологическим и экономическим влияниям, приводящим к нарушению прав человека.
14. Психолог оказывает только те услуги, на которые он способен в силу своего образования и квалификации.
15. В случае использования материалов, не прошедших апробацию, предупредить заинтересованных лиц, быть предельно осторожными в выводах и рекомендациях.
16. Не передавать психодиагностических, психотерапевтических, психокоррекционных методов некомпетентным людям.
17. Препятствовать использованию психологических методик неподготовленными людьми. Предупреждать людей об опасности обращения к дилетантам.
18. Подростки и юноши консультируются без третьих лиц.
19. Необходимость присутствия третьего лица только в случае медико-психологической и судебно-психиатрической экспертизы.
20. Данные на подростка или юношу передаются третьим лицам лишь с согласия клиента.
21. Учителя, родители и руководители получают только ту информацию, которая не может причинить вред.
22. Через средства массовой информации предупреждать о негативных воздействиях некоторых лиц, и где можно получить первую помощь пострадавшим.
23. Не должны вовлекаться в деятельность, если она может быть двусмысленна или причинить вред.
24. Не давать обещаний, которые не можешь выполнить.
25. Персональная ответственность за хранение информации.
26. Нарушение этических норм профессиональным психологом рассматривается судом чести ассоциации практических психологов, а при необходимости — вышестоящей профессиональной организацией, включенной в психологическую службу.
Из всего комплекса морально-личностных качеств современного психолога-консультанта особенно хотелось бы выделить десять, без которых невозможна полноценная работа.
На первом месте — эмпатия. Это — основное межличностное качество, которым должен обладать психолог-консультант. Главным является готовность, желание и способность человека чувствовать, понимать другого, смотреть на мир его глазами, на время, забывая о своем восприятии мира, о своей собственной точке зрения. Это качество психологического консультанта проявляется во время всего процесса консультирования, и, благодаря ему оказывается способным лучше и глубже понять клиента, эффективнее ему помогать. Открытость, как свойство личности, имеет несколько различных проявлений. Во-первых, это готовность психолога-консультанта быть открытым как личность для клиента (правда, не настолько, чтобы роль консультанта и клиента поменялись между собой, и клиент узнал о проблемах консультанта, стал переживать и сочувствовать ему самому). Подмена ролей обычно происходит тогда, когда психолог-консультант начинает рассказывать клиенту о своих проблемах, вызывая у последнего желание помочь консультанту. Мера открытости должна определяться ощущениями клиента: если он психолога-консультанта считает открытым человеком и не испытывает боязни перед ним, значит в плане открытости клиента все в порядке. Во-вторых, открытость — это стремление психолога-консультанта в личном общении с клиентом оставаться самим собой, естественно проявляя как свои достоинства, так и недостатки. Будучи вполне открытым человеком, психологический консультант демонстрирует клиенту свои недостатки не для того, чтобы шокировать его, не затем, чтобы вызвать сочувствие у него, а для того, чтобы показать, что сам консультант — это обычный живой человек, как и все люди, имеет недостатки и не старается в процессе психологического консультирования играть не свойственную ему роль. В-третьих, открытость психологического консультанта в том, что он готов обсудить с клиентом любые вопросы. Эмпатия сопутствует открытости, и одно без другого существовать не может. Под выражением личной заботы о клиенте понимается такое внешнее поведение психологического консультанта, которое выражается в действиях и словах, демонстрирующих личную заинтересованность, заботу консультанта о клиенте. Такая забота не должна быть чрезмерной. Психолог-консультант должен быть эмоционально выдержанным человеком. Его чрезмерная эмоциональность может оказать возбуждающее действие на клиента. Доброжелательность — это также важное психологическое качество психолога консультанта. Хотя это качество коррелирует практически со всеми выше перечисленными качествами личности, однако, оно имеет свои индивидуальные проявления. К ним, в частности, относится умение психолога в любых ситуациях, чтобы не случилось, и как бы себя не вел клиент, сохранить ровный и безусловно доброжелательный стиль общения с ним.
Особое место в психологическом консультировании занимает безоценочное отношение психолога к клиенту. Это стремление психолога консультанта в общении с клиентом избегать прямых оценок любых действий клиента. Чтобы клиент ни говорил о себе, какие бы внутренние чувства ни вызывал он, психолог должен воздерживаться от оценки поступков клиента. Главная его задача состоит в том, чтобы максимально глубоко понимать клиента, его проблемы и в том, чтобы помочь бы эту проблему решить. Отказ от нравоучений и навязывания клиенту своего мнения со стороны консультанта в основном относится к моменту исповеди клиента, оценивание его проблемы и выработке рекомендаций по поводу того, как эту проблему решать. Консультирование — это процесс, в котором обе стороны, психологический консультант и клиент, как личности равны. Данное равенство является фактическим и распространяется на все без исключения этапы консультирования. Если психолог-консультант прав, а клиент ошибается, то консультанту следует продолжать убеждать и прекратить это только тогда, когда клиент окажет явное трудно преодолимое сопротивление усилиям психолога. Далее консультанту следует предоставить клиенту возможность поступать так, как он считает нужным. Доверие к клиенту — это то, на чем строится гуманистически ориентированное консультирование. Доверие консультанта к клиенту предполагает веру в то, что клиент вполне самостоятельно может решить свою проблему, если ему помочь осознать ее и вместе с ним найти способ ее решения. Доверие так же означает готовность психологического консультанта разделить мнение клиента и принять его, отказавшись от своего собственного, если, конечно, клиент прав. Особое внимание заслуживает следующее качество, определенное Р. Меем как стремление психолога-консультанта не избавить клиента от переживаний, а направить их в конкретное русло. Переживания — это верный признак неравнодушного отношения клиента к своей проблеме и к самому себе. Если у клиента нет правильного понимания своей проблемы или способа ее решения, то переживания могут играть деструктивную роль. Эмоциональная энергия переживания необходима для правильного выбора и реализации решения проблемы. Следовательно, задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы сохранить, а, может быть, и усилить эту энергию, направить ее в правильное, конструктивное русло. Умение выбирать и сохранять оптимальную психологическую дистанцию в общении с клиентом надо понимать следующим образом: психологический консультант так должен общаться с клиентом, чтобы сохранять доверие и открытость.
Вместе с тем, отношения психолога-консультанта с клиентом не должны переходить в интимно-близкие. При этом, у клиента не должно возникать ощущения, что психолог-консультант то приближается, то удаляется от него. Стратегия консультанта в стремлении психологически сблизиться с клиентом в следующем: консультант постепенно, незаметно для клиента должен становиться для него все более и более близким человеком. Однако, как только психолог почувствует, что следующий шаг может привести к интимности во взаимоотношениях, следует немедленно остановиться и далее держаться с клиентом на такой дистанции, которая к данному моменту времени образовалась. Умение вселить в клиента уверенность и решимость справиться со своей проблемой — это особое качество, которое зависит от способности психолога-консультанта убеждать, внушать, поддерживать человека.
Для этого необходимо научиться умело и разумно пользоваться соответствующими вербальными и невербальными средствами воздействия на клиента. Психологичное консультирование — область практической психологии, связанная с оказанием практической психологической помощи непосредственно пациенту в виде советов, рекомендаций. Это сложившаяся практика психологической помощи, которая оказывается, основываясь на убежденности психолога, в том, что пациент сам в состоянии осознать свои собственные проблемы и пользуясь практическими советами психолога в состоянии справиться сам со всеми проблемами. Пациент должен желать справиться со своей проблемой, а задача психолога указать путь, как более безболезненно, рационально разрешить ту или иную возникающую задачу. Психологическое консультирование отличается от психотерапии:
1. Встречи с психологом проходят кратковременно, эпизодически только для получения консультации по той или иной проблеме.
2. Консультант дает только советы, задача самого клиента реализовать задачи непосредственно в жизнь.
Тема. Этические принципы в психологическом консультировании
Консультант, как и другие профессионалы, несет этическую ответственность и имеет обязательства. Прежде всего, он ответственен перед клиентом. Однако клиент и консультант находятся не в вакууме, а в системе разнообразных отношений, поэтому консультант ответственен и перед членами семьи клиента, перед организацией, в которой работает, вообще перед общественностью и, наконец, перед своей профессией. Такая ответственность и обусловливает особую важность этических принципов в психологическом консультировании и психотерапии. Вот почему во всех странах создаются кодексы профессиональной этики, регламентирующие профессиональную деятельность психотерапевта и консультанта-психолога.
Однако консультанту не так просто, безусловно, следовать правилам этики по достаточно объективным причинам. Основные из них указали Джордж и Кристиане:
1. Трудно соблюдать стандарты установленного поведения в огромном разнообразии ситуаций консультирования, ведь каждый консультативный контакт уникален.
2. Большинство консультантов практикуют в определенных учреждениях (клиниках, центрах, школах, частных службах и пр.). Ценностная ориентация этих организаций может не вполне совпадать с этическими требованиями к консультанту. В таких случаях консультант оказывается перед сложным выбором.
3. Консультант нередко попадает в этически противоречивые ситуации, когда, придерживаясь требований одной нормы, он нарушает другую. Таким образом, в случае любого выбора не соблюдается кодекс этики.
Вообще этические дилеммы в значительно большей мере, чем прямые нарушения кодекса этики, помогают понять ограниченность этических кодексов при решении возникающих в консультировании проблем. Возьмем к примеру, преамбулу новейшего этического кодекса Американской ассоциации психологов: «Психологи уважают и ценят достоинство личности и стремятся обеспечить и защитить основные права человека. Они обязаны накапливать сведения о поведении людей, понимании людьми друг друга, самопонимании и применять эти сведения для обеспечения благосостояния общества».
Однако в работе, например, с клиентами, имеющими суицидные намерения, трудно полностью придерживаться данных принципов. Если стараться обеспечить безопасность клиента, то трудно не нарушить его автономию, право на свободное самоопределение, а, следовательно, не посягнуть на его личностное достоинство и ценности. С другой стороны, если ничего не делать и охранять автономию клиента, возникнет угроза его благополучию и даже жизни. В приведенном примере принципу благодеяния отдается предпочтение перед принципом автономии личности. Противоречивость этических проблем вынуждает периодически изменять этические кодексы. Американская ассоциация психологов, в которой подход к этическим вопросам, пожалуй, наиболее структурирован, за последние тридцать лет трижды исправляла кодекс профессиональной этики. Поправки естественно отражают изменения в обществе, но все же, как правило, обусловлены трудностью соблюдения этических норм (подробнее об этом при анализе проблемы конфиденциальности). Первое требование к консультанту предъявляется уже в начале процесса консультирования. Решение клиента заключить «консультативный контракт» должно быть вполне осознанным, поэтому консультант обязан во время первой встречи предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования:
• об основных целях консультирования;
• о своей квалификации;
• об оплате за консультирование;
• о приблизительной продолжительности консультирования;
• о целесообразности консультирования;
• о риске временного ухудшения состояния в процессе консультирования;
• о границах конфиденциальности.
Консультант обязан правильно оценивать уровень и пределы своей профессиональной компетентности. Он не должен вселять в клиента надежду на помощь, которую не в силах оказать. В консультировании недопустимо применение недостаточно освоенных диагностических и терапевтических процедур. Консультативные встречи с клиентами ни в коем случае нельзя использовать для испытания каких-либо методов или техник консультирования. Если консультант в отдельных случаях чувствует, что недостаточно компетентен, он обязан консультироваться с более опытными коллегами и совершенствоваться под их руководством.
Консультант обязан предоставить, как уже упоминалось, исчерпывающую информацию об условиях консультирования. Очень важно заранее согласовать с клиентом возможность аудио- и видеозаписи консультативных бесед и наблюдения третьим лицом через зеркало одностороннего видения. Недопустимо использование таких процедур без согласия клиента. Эти процедуры могут быть важны для консультанта в педагогических и исследовательских целях, а также полезны клиенту для оценки динамики его проблем и эффективности консультирования. Иногда контролирующая квалификацию консультанта инстанция требует представить подробную информацию о конкретном случае. Сопротивление некоторых неуверенных в себе консультантов процедурам наблюдения или записи бесед якобы из стремления сохранить конфиденциальность и оградить клиента на самом деле выражает их собственную тревожность и дискомфорт. Основной источник этических дилемм в консультировании — вопрос конфиденциальности. Он представляет собой лакмусовую бумажку меры ответственности консультанта перед клиентом. Консультирование невозможно, если клиент не будет доверять консультанту. Вопрос конфиденциальности следует обсудить во время первой встречи с клиентом.
Джордж и Кристиане выделяют два уровня конфиденциальности. Первый уровень относится к пределу профессионального использования сведений о клиенте. Обязанность каждого консультанта — использовать информацию о клиенте только в профессиональных целях. Консультант не вправе распространять сведения о клиенте с другими намерениями. Это касается и того факта, что некто проходит курс психокоррекции. Сведения о клиентах (записи консультанта, индивидуальные карточки клиентов) должны храниться в недоступных для посторонних местах.
Второй уровень конфиденциальности относится к условиям, при которых может быть использована полученная в процессе консультирования информация. Клиент вправе надеяться, что такого рода информация будет служить исключительно для его блага. Когда необходимо поделиться полученными от клиента сведениями с его родителями, учителями, супругом, неизбежна дилемма. О своих намерениях консультант обязан поставить клиента в известность. Если клиент не возражает, вопрос конфиденциальности из этического превращается в сугубо профессиональный.
Консультант, обеспечивая секретность, должен ознакомить клиента с обстоятельствами, при которых профессиональная тайна не соблюдается. Конфиденциальность, как будет указано ниже, нельзя возвести в абсолютный принцип. Чаще всего приходится говорить о ее границах. Шнейдер сформулировал семь основных правил, следуя которым можно установить такие границы:
Обязательство соблюдать конфиденциальность не абсолютно, а относительно, поскольку существуют определенные условия, способные изменить такое обязательство.
Конфиденциальность зависит от характера представленных клиентом сведений, тем не менее, доверительность клиента несравненно строже связывает консультанта, нежели «секретность» событий, о которых сообщает клиент.
Материалы консультативных встреч, которые не могут причинить вред интересам клиента, не подпадают под правила конфиденциальности.
Материалы консультативных встреч, необходимые для эффективной работы консультанта, также не подпадают под правила конфиденциальности (например, возможно предоставление эксперту материалов консультирования по договоренности с клиентом).
Конфиденциальность всегда основывается на праве клиента на доброе имя и сохранение тайны. Консультант обязан уважать права клиентов и в определенных случаях даже поступать противозаконно (например, не предоставлять информацию о клиенте правоохранительным органам, если этим не нарушаются права третьих лиц).
Конфиденциальность ограничена правом консультанта на сохранение собственного достоинства и безопасности своей личности.
Конфиденциальность ограничена правами третьих лиц и общественности.
Среди наиболее часто указываемых обстоятельств, при которых действие правил конфиденциальности в консультировании может быть ограничено, заслуживают упоминания следующие:
• Повышенный риск для жизни клиента или других людей.
• Преступные действия (насилие, развращение, инцест и др.), совершаемые над несовершеннолетними.
• Необходимость госпитализации клиента.
• Участие клиента и других лиц в распространении наркотиков и прочих преступных действиях.
Выяснив во время консультирования, что клиент представляет для кого-то серьезную угрозу, консультант обязан принять меры для защиты потенциальной жертвы (или жертв) и проинформировать об опасности ее саму (их), родителей, близких, правоохранительные органы. Консультант также должен сообщить клиенту о своих намерениях.
Запрет на двойные отношения. Нецелесообразно консультирование родственников, друзей, сотрудников, обучающихся у консультанта студентов; недопустимы сексуальные контакты с клиентами. Такой запрет вполне понятен, поскольку консультирование дает специалисту преимущественное положение и возникает угроза, что при личных отношениях это преимущество может использоваться в целях эксплуатации.
Проблема сексуальных отношений консультантов и психотерапевтов с клиентами очень важна и нередко замалчивается. Холройд и Бродский в 1977 г. опросили 1000 американских практиков психологического консультирования и психотерапии, имеющих докторскую степень. Половина из них были мужчины, а другая половина — женщины. Исследователи получили такие результаты:
• эротические контакты и сексуальные отношения более часты между мужчинами-консультантами и женщинами-клиентами (5,5%), нежели между женщинами-консультантами и мужчинами-клиентами (0,6%);
• консультанты, однажды перешагнувшие границу дозволенного, склонны повторно завязывать сексуальные связи с клиентами (80% случаев);
• 70% консультантов-мужчин и 80% консультантов-женщин категорически отрицают допустимость сексуальных отношений с клиентами; 4% опрошенных сексуальные связи с клиентами считают терапевтически ценными.
Сексуальные отношения консультантов с клиентами неприемлемы ни этически, ни профессионально, потому что представляют прямое злоупотребление ролью консультанта. Клиент намного более уязвим, чем консультант, так как в специфической атмосфере консультирования «обнажает» себя — раскрывает свои чувства, фантазии, тайны, желания, в том числе и сексуального характера. Иногда клиент сильно идеализирует консультанта, ему хочется близких отношений с таким идеальным, глубоко понимающим его человеком. Тем не менее, при превращении консультативного контакта в сексуальную связь у клиентов развивается крайняя зависимость, а консультант теряет объективность, На этом и заканчивается любое профессиональное консультирование и психотерапия.
Тема. Этические принципы психодиагностического обследования
1. Общие этические принципы психодиагностического обследования.
2. Требования к разработчикам тестов.
3. Требования к психологу-пользователю.
4. Требования к специалистам-непсихологам.
5. Морально-этические аспекты в работе психодиагноста.
1. Общие этические принципы психодиагностического обследования
1. Психолог, запрашивающий у человека в ходе обследования сведения о его личности или допускающий, чтобы ему доверили эту информацию, делает это только после того, как обследуемый полностью осознал цели обследования, а также цели и способы использования этой информации.
2. Любой человек имеет право отказаться от участия в психологическом обследовании или эксперименте и тем самым оградить от нежелательного вмешательства свой внутренний мир.
3. Когда обследование проводится в интересах какого-либо учреждения, обследуемый должен быть полностью проинформирован относительно использования получаемых результатов. Желательно также объяснить, что адекватная оценка его личности будет выгодна самому испытуемому.
3.1.Результаты обследования, проведенного по личной просьбе и в интересах обследуемого, не могут быть предоставлены какому-либо учреждению, если испытуемый не дает на это согласия.
3.2.Если обследование проводится в интересах личности и по инициативе организации (школы, предприятия, вуза, суда и т. п.), то для использования полученных результатов в рамках этой организации дополнительного согласия обследуемого не требуется. Для передачи полученной информации за пределы организации необходимо согласие обследуемого.
3.3.Если в силу необходимости защиты интересов общества или прав граждан результаты психодиагностического обследования должны быть сообщены другому лицу или в официальный орган, обследуемый должен быть поставлен об этом в известность.
3.4.Обязательство хранить профессиональную тайну теряет силу, если положение закона обязывает психолога сообщить о полученной информации.
4. При тестировании детей до 16 лет в области учебных достижений, навыков и умений достаточным является согласие школьного или педагогического совета; в случае же оценки личности необходимо индивидуальное согласие ребенка и его родителей. По просьбе родителей им должны быть сообщены результаты тестирования ребенка с соблюдением некоторых условий. При психодиагностическом обследовании подростка 16 лет и старше требуется только его согласие.
5. Во избежание неправильного обращения с тестовыми данными необходимо, чтобы доступ к ним подлежал строгому контролю.
Комментарий. Целесообразно выработать точные критерии для сохранения, уничтожения и доступности сведений об индивиде.
6. При сообщении результатов тестирования необходимо учитывать особенности того человека, которому они предназначаются.
7. Индивиду не должны сообщаться результаты его обследования без их интерпретации специалистом. В ряде случаев необходим также соответствующий комментарий специалиста.
Требования к разработчикам тестов
1. Психологом-психометристом (разработчиком психологических методик) может являться специалист в области дифференциальной психометрии, имеющий психологическое образование. Он должен знать и применять на практике методы математической статистики, обеспечивать вновь созданной (адаптированной) методике необходимые психометрические характеристики репрезентативности, надежности, валидности, установленные в специальных психометрических экспериментах.
2. С целью оптимального использования достижений науки психолог-психометрист должен быть в курсе достижений психологии в целом и своей узкой специальности в частности, применять самые современные научные методы и способствовать применению их другими.
3. Разработчик подготавливает руководство по применению методики в полном соответствии с официально принятыми «Стандартными требованиями к психологическим тестам». При этом руководство должно давать фактическое представление о том, что известно о тесте, а не быть средством его рекламы, представляющим тест в выгодном свете. Кроме данных, позволяющих оценить тест сам по себе, и информации о проведении, способах вычисления показателей и нормах теста, разработчик должен включать специальные рубрики, обеспечивающие корректное использование теста с процедурной и этической точек зрения.
4. Обязанностью авторов теста является перепроверка тестов и их норм, с тем чтобы предупредить их старение.
5. Разработчик отвечает за правильное определение круга специалистов, которым могут быть предоставлены материалы по использованию методики. Доступ к психологическим методикам должен ограничиваться людьми, чьи профессиональные интересы гарантируют правильное использование методики и чья квалификация позволяет интерпретировать результаты надлежащим образом.
6. Не следует выпускать для широкого применения неподготовленные тесты (не соответствующие стандарту). Когда тест распространяется только с исследовательскими целями, это условие должно быть оговорено, а распространение теста — соответственно ограничено.
7. Научно обоснованные психологические тесты нельзя печатать в газетах, популярных журналах или брошюрах ни в целях описания, ни для использования их при самооценке.
8. В своей работе психолог-психометрист и издатель придерживаются всех требований по охране авторских прав.
Требования к психологу-пользователю
1. Психологом-пользователем является лицо, имеющее пси-
хологическое образование, работающее по этой специальности в
исследовательских и практических учреждениях и использующее
в своей работе психодиагностические методики.
1.1. Квалификация пользователя должна быть не ниже той, которая указана в руководстве к тесту.
2. Психолог осознает границы своей компетентности и ограниченность своих средств и не предлагает свои услуги, а также не использует методы, которые не удовлетворяют профессиональным стандартам, установленным в конкретных областях исследования.
3. Психолог-пользователь должен быть способен правильно выбрать тест, исходя из поставленной перед ним задачи и особенностей обследуемого человека или выборки. Он несет всю ответственность за правильное применение теста и интерпретацию его результатов, а также за соблюдение этических норм по отношению к обследуемому.
4. В своей деятельности психолог должен всегда соблюдать принцип «не навреди». Это относится главным образом к сообщениям как обращенным к испытуемому, так и о нем. Психолог должен выражать свое мнение, устное или письменное, с осторожностью.
5. Психолог-пользователь обеспечивает тщательное соблюдение всех стандартных требований при использовании методики. Он не имеет права отклоняться от стандарта в использовании методики, вносить модификации в уже изданную методику и распространять скорректированные инструктивные материалы. Работа по модификации и адаптации методики проводится лишь с согласия автора теста или организации, обладающей правом на данную методику.
6. Недопустимо тестирование по почте.
7. В своей профессиональной деятельности психолог-пользователь руководствуется своими знаниями и опытом, на основе которых он самостоятельно принимает решение и лично несет за него ответственность. В сомнительных и спорных случаях психолог обязан проконсультироваться с экспертом в соответствующей области и объективно рассмотреть полученные рекомендации.
8. Пользователь не имеет права собирать статистический и психологический материал по изданным методикам с целью публикации научных статей и отсылки этих материалов разработчикам методик.
Требования к специалистам-непсихологам
1. В качестве пользователей психодиагностических методик могут выступать специалисты в смежных с психологией областях: учителя, врачи, социологи, инженеры, экономисты и пр.
2. Специалисты-непсихологи имеют право использовать только некоторые, хорошо теоретически и психометрически обоснованные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации результатов (например, тесты учебных достижений или профессиональной умелости). Методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного использования высокопрофессиональных экспертных методов, не могут использоваться специалистами-непсихологами.
3. Пользователь-непсихолог должен предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной практической отрасли, о том, какие именно методики могут быть применены для решения поставленных задач.
4. Пользователь, получающий доступ к психодиагностическим методикам, автоматически берет на себя обязательство по соблюдению всех требований профессиональной тайны, следует всем этическим нормам в проведении обследования по отношению к испытуемому и третьим лицам.
2. Морально-этические аспекты в работе психодиагноста
Уровень развития психодиагностики не так высок как на Западе. Этические проблемы редко обсуждаются нашими психодиагностами и часто нарушаются.
Наши ученые считают, что нельзя подгонять научные данные под требования социального заказа. Например, Эльконин отказался выполнять социальный заказ в начале обучения с шести лет в школе. Так как до 7 лет ребенок все необходимое получает в игре.
У детей, учившихся по системе 1-4, психическое развитие ниже, чем у обучавшихся по системе 1-3.
Психолог-практик должен при оказании помощи опираться на свое научное мышление и знание психологии (не переходя на житейский обыденный уровень).
На Западе существует большое количество этических принципов и требований, специальные кодексы профессиональной этики, этические стандарты.
Общие этические принципы для психодиагностов:
I. Использование и распространение психодиагностических
методик.
II. Обеспечение тайны личности.
III. Конфиденциальность диагностических результатов.
IV. Проблема сообщения полученных результатов клиенту.
I. Проблема использования и распространения психодиагностических методик включает в себя несколько аспектов:
1. Проблема использования психодиагностических методик. Только достаточно квалифицированные люди должны использовать психодиагностические методики. Наиболее длительное и интенсивное обучение должны пройти люди, занимающиеся индивидуальными интеллектуальными и проективными тестами. Для использования тестов достижения, групповых интеллектуальных тестов и опросников — минимальная подготовка.
Квалификация психодиагноста проявляется:
1) в умении выбирать психодиагностические методики с учетом:
2) цели, ради которой проводится обследование
3) особенностей испытуемого
4) в знании теории психодиагностики, умении оценить психометрические параметры методики
5) при обследовании учитывает множество факторов, которые могут повлиять на результаты обследования и не делает поспешных выводов и не дает неоправданных результатов на основе одной методики (только в свете всей полученной информации).
6) главное, что психодиагност должен быть психологом, так как его задачей является интерпретация результатов обследования. Ошибки интерпретации приводят к ошибкам в диагнозе, следовательно, критика в адрес психодиагностики.
2. Распространение психодиагностические методик — проводится через издателей и специальных распространителей, имеющих на это право. Психодиагностические методики не поступают в свободную продажу. Право приобретения предоставляется людям, имеющим определенную квалификацию. Распространители должны следить, чтобы методики попадали в руки квалифицированным специалистам. Существуют специальные каталоги с требованиями, которым должны соответствовать покупатели — наличие диплома и удостоверения. Выпускники должны иметь заказ на покупку, заверенный преподавателем (он берет ответственность на себя за использование методик).
Две цели ограничения распространения методик:
• неразглашение диагностических материалов;
• предупреждение неправильного применения.
Контроль распространителей ограничен, поэтому основная ответственность за использование и интерпретацию лежит на самих психодиагностах (гарантом является совесть психодиагностов).
Требования, касающиеся создателей и распространителей методик.
Создатели методик:
• нельзя выпускать методики преждевременно, они должны быть проверены и выпущены в продажу;
• недопустима реклама методики;
• некоторые методики выпускаются только для исследовательских целей, в результате получаются дополнительные данные;
• некоторые методики должны сопровождаться руководством с достаточными сведениями для осуществления проведения и анализа результатов. Руководство должно содержать все необходимые сведения;
• каждый автор методики должен проверять нормы методики так часто как необходимо для предотвращения ее старения.
Распространители методик:
• нельзя печатать отдельные части методики или отдельные задания, так как они могут быть использованы для самооценивания индивидов, что приводит к ошибкам диагноза и признанию бесполезности методики;
• бесконтрольное распространение делает методику бесполезной для применения специалистами.
II. Обеспечение тайны личности
Использование методик касается посягательства на тайну личности — общественное мнение. Недостаточно получить только согласия испытуемого, так как он может проявить некоторые особенности, которые он не осознает, осознавая их, мог бы не согласиться. Личность не должна подвергаться диагностированию обманным путем. Обязательно ясное понимание клиентом способов и целей использования результатов диагностики. Психологу нужно знать, что такое право на тайну — индивид сам решает в какой степени ему делиться своими мыслями, чувствами и событиями личной жизни. Универсальные правила решения этой проблемы нет, надо опираться на совесть психодиагноста.
Цель диагностирования:
• индивидуальное консультирование;
• экспертиза ради задач какого-то учреждения (например, для профотбора);
• научное исследование.
Психодиагност не вторгается в тайну личности, в нее добровольно посвящают. Но клиент должен быть предупрежден о том, что в ходе исследования может быть получена та или иная информация (в чем сам клиент, может быть, себе отчета не отдает).
Испытуемый должен быть полностью проинформирован о способах использования результатов его диагностирования. Реальная оценка особенностей испытуемого выгодна самому испытуемому. Клиентов предупреждают, что результаты его обследования не будут использоваться в целях учреждения без его согласия.
Исследования проводятся анонимно, что обеспечивает сохранение тайны личности. Психолог должен установить доверительные отношения, контакт с испытуемым.
Два основных понятия обеспечения тайны личности:
1. Релевантность обследования цели — обследование должно давать только ту информацию, которая необходима для цели обследования.
2. Информированное согласие — любой испытуемый должен быть уведомлен о цели, способе использования полученной информации, согласие абсолютно осознанное при полной информированности. Но нельзя раскрывать сути самой методики, знакомить с заданиями.
Особая проблема — диагностирование детей.
Безусловно, нужно получить согласие со стороны родителей ребенка или его представителей: усыновителей, попечителей... Одни методы требуют согласия только представителей (тесты достижения и способностей), другие (личностные методы) — согласие самого ребенка или его родителей. Любой индивид вправе отказаться от диагностирования.
III. Конфиденциальность результатов
Кто будет иметь доступ к результатам диагностики? Каждый индивид имеет право доступа к собственным результатам и право комментировать их для психолога. Родители несовершеннолетнего ребенка:
• имеют право знать результаты;
• не имеют (есть противоречие с правом ребенка на тайну личности);
• если ребенок достиг 18 лет, родители не имеют право требовать результаты.
Сообщение результатов диагностики ребенка родителям — индивидуальное консультирование (подробно объяснены особенности методики родителям). Без ведома и согласия испытуемого, нельзя передавать результаты обследования третьим лицам.
Сохранение результатов:
• хорошо было бы сохранять в течение длительного времени в учреждении;
• иногда некоторые лица могут делать свои выводы об индивиде на основе устаревших данных о нем (возможны ошибочные выводы).
Данные, полученные много лет назад, могут использоваться с согласия самого испытуемого. Данные должны сохраняться под строжайшим контролем, что усложняется с использованием компьютерных сетей (результаты должны быть закодированы) IV. Сообщение результатов диагностирования
Сообщение результатов диагностирования — должны быть произведены в содержательной форме, не должны передаваться в виде цифр, чисел, специфических психологических описаний. В виде психологической характеристики без использования специальной психологической терминологии, понятным языком для любого нормального человека. Информация должна передаваться индивидуально в руки испытуемого и должна сопровождаться объяснениями, интерпретациями полученной информации. При передаче нужно принимать специфические характеристики (эмоциональные проявления родителей, не ущемлять достоинства испытуемого). Если передать информацию без дополнительного разъяснения, то информация может принести вред испытуемому.
Тема. Этические аспекты построения взаимоотношений с разными группами клиентов и заказчиков
1. Особенности построения взаимоотношений с дошкольниками, со школьниками, со студентами, с детьми-инвалидами, с воспитанниками домов и школ-интернатов.
2. Особенности взаимоотношений с родителями детей и подростков.
3. Особенности профессиональной этики во взаимоотношениях с разными категориями взрослых клиентов.
1. Особенности построения взаимоотношений с дошкольниками, со школьниками, со студентами, с детьми-инвалидами, с воспитанниками домов и школ-интернатов
В работе с дошкольниками важно закладывать основы доброго, оптимистического отношения к миру и к самому себе в этом мире. Добро и поддержка — это тот фундамент, на котором формируется личность человека. С другой стороны, не допустимы баловство ребенка и излишняя опека над ним. Проблема в том, что ребенок пока еще мал и не понимает, что «хорошо», а что «плохо». Но он очень хочет это понять. Это и есть основа всей психолого-педагогической работы с ребенком.
Школьник — человек более самостоятельный, а, следовательно, и более ответственный за свои поступки. Важно так организовать ситуацию, чтобы он получал удовольствие и удовлетворение от того, что он все больше и больше сам отвечает за свои действия. Это и есть основа чувства собственного достоинства. Естественно, школьник должен понимать, что за недостойные действия он должен быть наказан. При этом само наказания желательно переводить из внешнего плана во внутренний, когда самым страшным для него будет по поводу своих неблаговидных поступков. На этой основе постепенно формируется и совесть, и чувство долга.
Еще в большей степени обладают самостоятельностью студенты. Желательно относиться к студенту как к потенциальному коллеге и всегда быть готовым к тому, что его вопросы и суждения могут оказаться достаточно зрелыми и обоснованными, то есть они могут оказаться лучше, чем у самого психолога. Это не только нормально, но и по-своему прекрасно, ведь в этом и заключается важнейшая цель образования — сформировать полноценных коллег, с которыми можно обсуждать научные и практические проблемы на равных.
Особые отношения выстраиваются с детьми-инвалидами. Кратко можно обозначить две основные особенности в работе с ними:
1. Открытость для контакта и для откровений, но одновременно и сильная обида, когда психолог не дает в таких контактах достаточно душевной теплоты.
2. Сильно завышенная самооценка, уверенность в том, что их физические дефекты не так важны для поступления в вуз и последующего трудоустройства.
2. Особенности взаимоотношений с родителями детей и подростков
Главная задача в работе с родителями клиентов — построение основы для психолого-педагогического взаимодействия. Основой взаимодействия является не столько «совместное выполнение» одних и тех же мероприятий, сколько разделение функций, когда что-то будет выполнять психолог, а что-то родитель. Именно такой подход предполагает большее уважение к родителю, чем просто «совместная деятельность», когда фактически все делает сам психолог.
Организация реального взаимодействия всегда предполагает учет возможностей и самой готовности родителя к сотрудничеству. Но поскольку такая готовность — большая редкость, то необходимо постепенно формировать эту готовность (через лекции, тренинги, беседы), то есть проводить специальную работу с родителями, постепенно выводя их на уровень подлинного взаимодействия.
Другой особенностью работы с родителями часто является то, что поначалу они стремятся рассказать психологу о своих собственных проблемах, а затем постепенно переходить к проблемам своих детей. Получается как бы «двойная консультация»: сначала самих родителей, а уже потом консультация по проблемам воспитания их детей. Такая «двойная» работа вполне оправдана, ведь, во-первых, нередко родитель как бы «испытывает» психолога, насколько он готов рассматривать разнообразные психологические проблемы. Во-вторых, знакомство с проблемами самого родителя помогает лучше понять ситуацию ребенка в семье. В-третьих, после откровенного разговора с психологом у родителя часто возникает особое доверие к психологу.
3. Особенности профессиональной этики во взаимоотношениях с разными категориями взрослых клиентов
К настоящему времени все больше обозначаются особые группы населения, нуждающиеся в особой психологической помощи — это наркоманы, безработные, пенсионеры, бывшие заключенные и др.
В работе с наркоманами надо помнить, что с одной стороны, это по-своему больные люди, но, с другой стороны, они представляют реальную опасность для общества, так как многие из них потенциальные преступники. Уважая личность наркомана, надо понимать, что психолог несет двойную ответственность: не только за доверившегося ему наркомана, но и за благополучие тех людей, которым этот человек может принести вред. В деликатной форме психолог должен на каком-то этапе работы с наркоманом сделать и это предметом их бесед.
Опыт работы с наркоманами (как и с алкоголиками) показывает, что важнейшим условием их излечения является помощь в нахождении смысла своего существования. Другим важным условием эффективной помощи является доверие психологу, а часто даже вера. Причем формирование такой веры в какой-то мере уже является манипуляцией, но нередко эта манипуляция оправдана, ведь слишком опасны последствия нерешенности этой проблемы.
В работе с безработными важно помнить, что речь идет о людях, которые уже имеют определенный жизненный и профессиональный опыт. Важнейшей задачей психолога является здесь помощь в построении оптимистичного отношения к будущему. При этом безработные часто оказываются в ситуации отчаяния, когда лучшие их таланты и силы не востребованы обществом.
Особая проблема в работе с пенсионерами, особенно, когда кто-то из них пытается осмыслить прожитую жизнь, когда у пожилого человека есть сомнения в том, что жизнь удалась («ретроспективная консультация). Важно понимать, что не все пенсионеры готовы пережить правду, то есть не все готовы признаться себе, что жизнь прожита напрасно. Психолог должен проявлять особый такт в своих высказываниях и оценках, которые ожидает услышать от него консультируемый пенсионер.