Методы пилотажного и основного исследования

Специфика предмета нашего исследования — спонтанных мировоззренческих представлений, являющихся частью субъективной, психологической реальности ребенка, обусловила необходимость создания оригинальной комплексной диагностической методики, позволяющей экстериоризировать спонтанные мировоззренческие представления детей.

1. Комплексность экспериментальной методики изучения спонтанных мировоззренческих представлений заключалась в объективации мировоззренческих представлений в различных доступных ребенку 6—7 лет формах — в форме графического изображения (рисунка) и в форме вербального образно-смыслового изображения («словесных картинок») мыслительного содержания, психологически связанного в сознании испытуемых с абстрактными» словами обыденного языка.

2. Комплексность нашей экспериментальной методики обеспечивалась также тем обстоятельством, что при проведении классического «среза», эксплицирующего спонтанные мировоззренческие представления детей, в полной мере задействовался потенциал экспериментально-генетического метода. Применительно к предмету нашего исследования, экспериментально-генетический метод состоял в активном создании психолого-педагогических условий, «провоцирующих» испытуемых к экстериоризации собственных спонтанных мировоззренческих представлений.

Учитывая возрастные психологические особенности 6—7-летнего ребенка, «переходный», кризисный статус указанного возраста, экспериментально-генетический метод реализовывался через проектирование специфических игровых ситуаций (ролевой игры-драматизации «Инопланетянин») и через моделирование особых коммуникативных взаимодействий

250

детей между собой и со взрослыми. Исторически существовавшим прототипом, культурным образцом для проектирования экспериментально-учебных коммуникативных взаимодействий детей между собой и со взрослыми послужили знаменитые сократические диалоги.

Таким образом, при реализации экспериментально-генетического метода мы организовывали не только сюжетно-ролевую игру-драматизацию, но и собственно учебные взаимодействия, находящиеся в отношениях изоморфизма к взаимодействиям, осуществляемым в процессе полноценного сократического диалога. Поскольку наиболее продуктивной операцией мышления ребенка 6—7 лет является сравнение контрастных объектов, явлений, отношений, в ходе экспериментальных сократических диалогов мы создавали дающие детям образно-конкретную опору проблемные ситуации, направляющие мышление ребенка на поиск сходства и различий между содержанием максимально контрастных (антонимичных) абстрактных слов обыденного языка. Прямые вопросы относительно содержания абстрактных слов обыденного языка, обращенные к детям 6—7 лет, оказались менее эффективным средством изучения спонтанных мировоззренческих представлений (испытуемые «сами не знают, чем владеют», недостаточно сформирована произвольность мышления) в сопоставлении с диалогическими средствами экстериоризации спонтанных мировоззренческих представлений.

3. Помимо экспериментально-генетического метода, для выявления спонтанных мировоззренческих представлений детей, оценки уровня осознанности, рефлексивности спонтанных мировоззренческих представлений использовался короткий стандартизированный опросник. При проведении основного исследования были использованы экспериментально-генетический и сравнительный метод.

4. С целью изучения влияния сократических диалогов на генез мировоззренческих представлений был организован формирующий эксперимент. Экспериментальное обучение проводилось в форме философского диалога детей, через обсуждение и моделирование различных суждений относительно содержания абстрактных слов обыденного языка, являющихся внешней формой философских понятий. Это позволило изучить генез философских представлений, психологические условия перехода детей от спонтанных философских представлений к полноценным, культурно значимым философским представлениям.

5. Проводилось сравнение исходного уровня развития философских представлений у детей 6—9 лет и философских представлений, сформированных у старших дошкольников и младших школьников в сократическом диалоге, а также сравнение уровня развития мировоззренческих представлений у детей, участвовавших в учебных сократических диалогах

251

(экспериментальные группы) и не проходивших экспериментального обучения по программам диалогического воспитания «Воспитательный диалог» и «Философия для детей» (контрольные группы).

Наши рекомендации