Vi. активизация развернутой речи 3 страница

Идет инсценировка диалога Н. Сладкова «Сорока и Медведь». По окончании исполнители ролей Сороки и Медведя кланяются, представляются, а Петрушка появляется на ширме, смотрит вниз, слушает, как кукловоды выступают, потом обращается к зрителям.

— Вам понравилось, как выступали Лена и Рома? (Раз­водит руками.) Мне очень, очень! (Аплодирует.)

Таким образом Петрушка объявляет все номера. Обычно группа готовит 3—4 небольших диалога. По окончании кон­церта ведущий вместе с куклой выходит из-за ширмы, стано­вится перед ширмой и представляется, как и все участники: «Вел концерт Петрушка (поклон куклы, которую исполнитель

держит на уровне своей груди), помогал ему я. Меня зовут Вадим (поклон)».

В ролевых играх «Театр», «Концерт» зрители и исполнители

меняются ролями.

8. Кукольные спектакли.

При постановке диалогов артисты пробовали свои силы. Если взрослые видят, что это дается детям легко и весело, можно переходить к постановке сказок и пьесок с несколькими действующими лицами, таким, как «Колобок», «Машенька и Медведь», «Заячья избушка» и др.

При постановке спектаклей логопед старается использовать жесты кукол для обозначения паузы, слитности речи или ударного гласного звука. (Тексты для кукольных постановок см. в раз­деле VIII «Инсценировки».)

По

Vi. активизация развернутой речи 3 страница - student2.ru Vi. активизация развернутой речи 3 страница - student2.ru VIII, ИНСЦЕНИРОВКИ

Vi. активизация развернутой речи 3 страница - student2.ru Известно, что заикающийся ребенок, входя в определенный образ, может говорить свободно. В логопедической работе для перевоспитания речи и личности заикающихся используется эта способность к перевоплощению, присущая всем людям, а детям в особенности.

Возможность для перевоплощения предоставляется в различ­ных играх-драматизациях, которые можно проводить в течение всего курса логопедических занятий в зависимости от степени сложности и объема речевого материала. В этих играх отраба­тывается навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе. Затем инсценировки включаются в про­грамму праздничного или заключительного концерта, где дети получают возможность выступать в более сложных условиях. Работая с детьми над инсценировками, логопед не преследует цель обучать их актерскому мастерству. Важно создать на заня­тиях ненапряженную, радостную обстановку, которая будет располагать детей к творческой игре и свободной речи. Участие в инсценировках дает возможность перевоплощаться в различ­ные образы и побуждает говорить свободно и выразительно, действовать раскованно.

Любые инсценировки должны развертываться в присутствии зрителей. Это вызывает у детей определенную ответственность, желание лучше сыграть свою роль, четко говорить.

В условиях логопедической группы для заикающихся детей инсценировки можно осуществить по следующему плану: под­готовка к спектаклю, подбор атрибутов, распределение ролей, ход игры-драматизации.

Подготовительная работа необходима для того, чтобы ознако­мить детей с содержанием выбранного для спектакля текста. Логопед передает текст (если он невелик) в лицах. Если же он большой, то только какую-то определенную часть. Дети вслед за логопедом повторяют только слова действующих лиц. Затем в вопросо-ответной беседе выявляется, какие свойства характера присущи каждому персонажу, каковы должны быть его манера речи, мимика, жесты, походка. Такая подготовка настраивает детей на творческий лад.

Для инсценировок необходимо подобрать и изготовить опреде­ленные атрибуты. Это могут быть маски персонажей, костюмы,

которые дети делают вместе со взрослыми, или некоторые де­тали к костюму: шапочка с ушками, усики, хвостики; фартуки, косынки из ткани или бумаги и т. п. Рисуют, раскрашивают, вырезают из картона или плотной бумаги нехитрые декорации (елки, березки, грибы, цветы и пр.). Все это не просто ручной труд, но и повод для разговора. Во время работы логопед просит каждого ребенка рассказать о том, как он изготовляет ту или иную поделку. Изготовление костюмов и декораций помогут де­тям лучше ощутить себя определенным персонажем и перевоп­лотиться в соответствующий образ. Во время инсценировки маски надеваются на голову как шапочки. Лицо остается откры­тым, чтобы дети могли свободно дышать, говорить и видеть.

Распределяя роли в игре-драматизации, логопед может учиты­вать, какая речевая нагрузка возможна для детей в определен­ный период логопедической работы. Иногда важно предоставить ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы таким образом дать ему возможность, перевопло­щаясь, отвлечься от речевого дефекта, обрести веру в себя. Не имеет значения, какую роль исполняет ребенок — робкого зайца или находчивую Машу. Важно, что он создает образ с несвойственными ему самому чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь, справляясь с волнением.

Поскольку игра-драматизация используется для воспитания правильной речи, по ходу инсценировки логопед постоянно орга­низует общение детей. Во время репетиции уместно напомнить детям, чтобы они смотрели друг на друга, когда говорят. Дер­жались свободно, ровно, не опускали голову. Помнили о том, что они — артисты, поэтому говорить должны четко, красиво.

Игры-драматизации располагаются в пособии по степени слож­ности.

1. «Наш театр»

Эта игра может продолжаться на нескольких занятиях. Обыч­но начинают с разыгрывания диалогов. На первом этапе овла--дения правильной речью более доступны диалоги в стихах. При инсценировке таких диалогов каждый актер должен знать свой текст наизусть, общается он только с одним партнером. Вначале это могут быть короткие стихотворные диалоги, где каждый выступает с 1—2 репликами. Позже объем их увеличивается. Каждому уже приходится вступать в речь несколько раз. В этой игре можно использовать следующие диалоги.

В гостях у королевы

— Где ты была сегодня, киска?— Что ты видала при дворе?

— У королевы у английской! — Видала мышку на ковре.

(С. Маршак.)

из

Vi. активизация развернутой речи 3 страница - student2.ru Vi. активизация развернутой речи 3 страница - student2.ru Vi. активизация развернутой речи 3 страница - student2.ru Vi. активизация развернутой речи 3 страница - student2.ru Разговор клоунов

— Где купили вы, сеньор, Этот красный помидор?

— Вот невежливый вопрос! Это собственный мой нос!

(С. Маршак.)

Яма

Яму копал? Копал. В яму упал? Упал. В яме сидишь? Сижу. Лестницу ждешь? Жду.

— Яма сыра?

— Сыра.

— Как голова?

— Цела.

— Значит, живой?

— Живой.

— Ну я пошел домой.

(О. Григорьев.)

Медведь

Ты куда идешь, медведь? В город, елку приглядеть! Да на что тебе она? Новый год встречать пора.

— Где поставишь ты ее?

— В лес возьму, в свое жилье!

— Что ж не вырубил в лесу?

— Жалко. Лучше принесу.

(Г. Виеру.)

Лиса и Петух

(по сказке С. Я- Маршака «Теремок»)

Логопед читает детям текст и проводит вопросо-ответную беседу: какой изображена Лиса в этой сценке? Что хотела сделать Лиса? Зачем она хвалит Петуха? Каким голосом должна говорить Лиса? Как она двигается в этой сценке? Почему ей удалось обмануть Петуха? И т. д.

К следующему занятию дети заучивают наизусть слова роли. Делают костюмы, маски. Для Лисы — хвост (его прикалывают к одежде булавкой) и легкая маска; для Петуха — маска или бумажная шапочка с ярким гребешком, два крыла из картона (в верхней части каждого крыла укрепляется петля из резинки, куда ребенок сможет продеть руки). Домиком Петуху может служить стульчик.

(На листе картона рисуется красивый домик, а в нем вырезает­ся окно.)

Все дети разыгрывают сценку по очереди.

Петушок становится на стульчик, смотрит в окно.

Лиса (на цыпочках постепенно подкрадывается к Петушку и ласково хвалит его).

Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?

Там живет Петушок боевой, Он поет и трясет головой. Голова его ярче огня!

Петух (удивленно смотрит по сторонам, выглядывая из

окна).

Кто-кто там поет про меня?

Лиса (подходит ближе, еще более ласковым голосом).

Ах ты, Петя, лихой петушок! У тебя золотой гребешок. Всем на зависть твоя борода. Ты слети, мой красавец, сюда!

Петух (отрицательно машет головой).

Нет, уж лучше я здесь посижу, На тебя свысока погляжу.

Лиса (подходит совсем близко, говорит еще более нежно, тихим голосом).

Ах ты, Петя, петух удалой! Кто на свете сравнится с тобой. У тебя два широких крыла, Ты немножко похож на орла!

Петух (опускает со стульчика одну ногу на пол, заинте­ресованно говорит).

Я не слышу, о чем ты поешь. Повтори, на кого я похож!

Лиса.

Ты сидишь от меня далеко, Подойди, я шепну на ушко!

(Петушок опускает на пол вторую ногу.) Лиса (сурово).

Вот теперь скажу я вслух На кого похож петух! Ты похож на себя, петуха. Скоро съем я твои потроха!

(Хватает Петуха.)

Хи-хи-хи, хо-хо-хо, ха-ха-ха! Ты похож на себя, петуха!

Петух кричит и вырывается. Лиса тащит его в лес (в другой угол комнаты).

Логопед дает оценку выступлению каждого ребенка, его речи. Диалоги, написанные прозой, по сравнению со стихотвор-

Vi. активизация развернутой речи 3 страница - student2.ru Vi. активизация развернутой речи 3 страница - student2.ru Vi. активизация развернутой речи 3 страница - student2.ru ными, несколько сложнее для исполнения, так как в них нет определенного ритма, подсказывающего говорящему, когда сле­дует сделать паузу и взять дыхание. При разыгрывании эти диалоги не обязательно учить наизусть. Вполне допустимы отступления от текста, что способствует закреплению приоб­ретенного навыка в спонтанной речи.

Очень выигрышны для показа с масками диалоги забавных зверей из книги Э. Шима «Кто копыто потерял» или из книги Н. Сладкова «Сорочьи тараторки».

Сорока и Медведь

(по Н. Сладкову)

Медведь медленно вылезает из берлоги (ребенок встает со своего стульчика), потягивается, зевает, трет глаза, смотрит по сторонам. Замечает Сороку, медленно идет к ней.

Сорока легко слетает с дерева (ребенок спрыгивает со своего стульчика), летит к Медведю, плавно размахивая крыльями.

Сорока (склонив голову на бок). Ау, Медведь, ты утром что делаешь?

Медведь (медленно поводит в стороны головой). Я-то? (Остановился, задумался.) Да ем!

Сорока (удивленно моргнув). А днем?

Медведь (делает те же движения головой). И днем ем.

Сорока (подпрыгнув от удивления). А вечером?

Медведь (махнув лапой). И вечером ем.

Сорока (от удивления округлив глаза). А ночью?

Медведь. И ночью ем.

Сорока. А когда же ты не ешь?

Медведь. Да когда сыт бываю!

Сорока (удивленно взмахивает крыльями). А когда ты сыт бываешь?

Медведь (медленно разводит лапы в стороны). Да никогда. (Отрицательно машет головой.)

Хочу быть слоненком

Было очень жарко, и все сидели на берегу озера.

— Я,— сказала мартышка,— могу быть акробатом в цирке.

— А я,— похвастался попугай,— могу магнитофоном.

— А я могу канатом на корабле,— сказал удав.

— А ты кем можешь? — спросили слоненка.
Слоненок думал-думал и ответил:

— Я могу слоненком.

— Подумаешь! — стали все смеяться.— Ты и так слоненок.
Это неинтересно.

— А вот и интересно,— обиделся слоненок.

Он пошел в зоопарк и устроился работать слоненком. И ока-

залось, что действительно интересно. Не верите — сходите, по­смотрите.

(Г. Остер.)

Жалко

...Присел медвежонок Топтыжка около сосны, достал медовую соту и стал ее сосать. Подошел медвежонок Коротышка. Погля­дел на Топтыжку и спросил:

— Вкусно?

— Очень!

— Сладкий мед?

— Ух, какой сладкий!

Поглядел Коротышка на соту и вздохнул:

— Вот если бы мне дали соту...

— И что б ты сделал?

— Я б тебе половину дал.

Топтыжка обсосал соту, слизал с лап мед и проворчал:

— Жалко!

— Чего жалко?

— Жалко, что тебе медовую соту не дали.

— А почему тебе жалко?

— А ты бы мне половину соты отдал. А то я не наелся.

(В. Бирюков.)

Солнышко на память

Козленок. Давай прощаться, цыпленок, я уезжаю.

Цыпленок. А куда ты уезжаешь?

Козленок. К бабушке в деревню. На все летние месяцы. Смотри не забывай меня. А эту книжку с картинками я дарю тебе на память. Будешь читать, и время пролетит незаметно.

Цыпленок. Ладно, только я не знал, что ты уезжаешь и никакого подарка тебе не приготовил. Что же тебе подарить, козленок? Я дарю тебе на память солнышко.

Козленок. Солнышко?!

Цыпленок. Солнышко, обыкновенное, ты посмотришь в де­ревне на солнышко и меня вспомнишь.

(По М. Пляцковскому.)

Длинная шея

Поросенок (жирафу). Давай меняться шеями! Я тебе свою отдам, а ты мне свою.

Жираф. А зачем тебе моя шея?

Поросенок. Пригодится... С длинной шеей в кино с любого места видно.

Жираф. А еще зачем?

Vi. активизация развернутой речи 3 страница - student2.ru Vi. активизация развернутой речи 3 страница - student2.ru Vi. активизация развернутой речи 3 страница - student2.ru Поросенок. А еще яблоки на высоких деревьях доставать можно.

Жираф. Ну, а еще?

Поросенок. Диктант на уроке списывать легче.

Жираф. Э-э-э, нет! Такая замечательная шея мне самому нужна.

(По М. Пляцковскому.) Какого цвета снег?

Автор. Поспорили медведь с волком: какого цвета снег в лесу?

Волк. Снег белый!

Медведь. Нет, серый!

Волк (сердито). Белый. Что я снега не видел?

Медведь (упрямо). Серый. Я всегда такой вижу. Даже серо-черный! А весной совсем черный.

Автор. Долго они спорили. Вдруг из-за кустов заяц выскочил. Увидел зверей, застыл на месте.

Медведь. Эй, зайка! Иди-ка сюда. Спор у нас тут зашел: какого цвета снег? Я говорю: серо-черный, когда из берлоги вылезаю, он всегда такой.

Волк. Нет, белый он. Ты, заяц, вот всю зиму по снегу бегаешь. Какой он?

Автор. Посмотрел заяц на огромные лапы медведя, глянул на волчьи клыки и сказал:

Заяц (испуганно, со страхом). А он бело-серо-черный.

(По М. Пляцковскому.)

Сорока и Заяц

Сорока. Вот бы тебе, Заяц, да лисьи зубы! Заяц. Э-э, Сорока, все равно плохо... Сорока. Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги! Заяц. Э-э, Сорока, невелико счастье... Сорока. Вот бы тебе, косой, рысьи когти! Заяц. Э-э, Сорока, что мне клыки да когти? Душа-то у меня все равно заячья...

(Н. Сладкое.) Спор

Автор. Заспорили во дворе ребята, кто больше всех загорел за лето.

Первый ребенок. Я больше всех загорел.

Второй ребенок. Нет, я.

Первый ребенок. У тебя уши белые.

Второй ребенок. Уши не в счет, я в шляпе ходил.

Первый ребенок. Нет, в счет. Ты без ушей загорал, а я вместе с ушами! Значит, я больше всех загорел. Кого хочешь спроси!

Автор. Во двор пришел Леша.

Оба ребенка (вместе). Леша, кто больше всех загорел?

Леша. Больше всех загорел я!

Первый ребенок. Ты не загорелый, а грязный.

Леша. Сами вы грязные.

Второй ребенок. Кого хочешь спроси, каждый скажет: ты грязный.

Автор. Тут к ребятам подошел Алик.

Дети (хором). Алик, кто из нас больше всех загорел?

Алик. Больше всех я загорел! (Трое мальчиков растерянно переглянулись.)

Автор. Шла мимо тетя Фрося. Услышала спор, останови­лась.

Тетя Фрося. Ребята! Какие вы все загорелые.

Автор. И никто больше спорить не стал. Чего зря спорить. (Ребята берутся за руки, улыбаются, вместе уходят.)

(По В. Голявкину.)

Кот и воробей

(Белорусская народная сказка)

Залетел воробей в ячмень поклевать зернышки ранним утром. И кот тут как тут. Притаился, приловчился и хвать воробья и потащил его к себе на завтрак. А воробей ну его укорять:

— Господин Кот, Вы же деликатного воспитания. Где же это
видано, чтобы такой большой пан завтракал не умывшись?

Стыдно стало коту. Положил он воробья на землю и давай умываться лапкой. А воробью только того и надо было. Он долго не ждал — вспорхнул и улетел.

Рассердился кот и с той поры дал себе зарок: мыться теперь не до завтрака, а только после завтрака будет.

Тони, рыба!

— Тону! — весело крикнула Рыба.

И сделала вид, будто и вправду тонет.

— Рыба тонет. Рыба тонет! — забеспокоились внорах раки
и решили:

— Спасем Рыбу.
Стали спасать.

— Каррраул! — завопила Рыба.— Спасают!!!

Удивились раки. Рассердились раки. Повернули в свои норы:

— Тони, Рыба!

Vi. активизация развернутой речи 3 страница - student2.ru Vi. активизация развернутой речи 3 страница - student2.ru Vi. активизация развернутой речи 3 страница - student2.ru Vi. активизация развернутой речи 3 страница - student2.ru — Совсем раки глупые,— отдуваясь, сказала Рыба,— шуток
не понимают.

И легла на дно.

(Б. Чабан.) Медведь и солнце

Просочилась в берлогу вода — медведю штаны промочила.

— Чтоб ты, слякоть, пересохла совсем!—заругался мед­
ведь.— Вот я тебя сейчас!

Испугалась вода, зажурчала тихим голосом:

— Не я, медведушко, виновата, снег во всем виноват. Начал
таять, воду пустил. А мое дело водяное — теку под уклон.

— Ах, так это снег виноват? Вот я его сейчас! — взревел
медведь.

Побелел снег, испугался. Заскрипел с перепугу:

— Не я, медведь, виноват, солнце виновато. Так припекло,
так прижгло — растаешь тут!

— Ах, так это солнце мне штаны промочило? — рявкнул
медведь.— Вот я его сейчас!

А что «сейчас»? Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет себе. Снег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит.

Делать нечего — убрался медведь из берлоги. Поворчал, по­ворчал, да и покосолапил. Штаны сушить. Весну встречать.

(Н. Сладкое.)

Аист и Лягушка

Поспорила Лягушка с Аистом.

— Кто красивее?

— Я! — уверенно сказал Аист.— Посмотри, какие у меня кра­
сивые ноги!

— Зато у меня их четыре, а у тебя только две! — воз­
разила Лягушка.

— Да, у меня только две ноги,— сказал Аист,— но они у
меня длинные!

— А я квакать умею, а ты нет!

— А я летаю, а ты только прыгаешь!

— Летаешь, а нырять не можешь!

— А у меня есть клюв!

— Подумаешь, клюв! На что он нужен?

— А вот на что! — рассердился Аист и проглотил Лягушку.
Не зря говорят, что аисты глотают лягушек, чтобы пона­
прасну с ними не спорить.

(С. Михалков.)

Павлин и Черепаха

— Некрасивый ты,— сказала однажды Павлину Черепаха.

— Так уж и некрасивый,— не поверил ей Павлин.

— Видно, так,— усмехнулась Черепаха.

— А может, не видно,— понадеялся было Павлин.

— Почему не видно? Мне видно.

— А мне не видно! — пронзительно закричал Павлин.—

Не видно!

— Успокойся,— сказала Черепаха.— Я пошутила. Ты очень,

очень красивый, только не очень умный.

— Это другое дело! — гордо сказал Павлин. И распустил

хвост.

(Б. Чабан.)

Бинокль

Как-то утром Козявка и Букашка гуляли по берегу моря.

— Ой! Что там?! — вдруг закричала Козявка.
Подбегают. Видят — лежит на песке БОЛЬШОЙ ЧЕРНЫЙ

БИНОКЛЬ.

— Я знаю, это бинокль! — говорит Букашка.— В него смот­
рят, когда хотят что-нибудь рассмотреть получше!

— Давай рассмотрим друг друга! — говорит Козявка.— А то
мы друг друга еще не рассматривали!

Стали они друг против друга и заглянули в бинокль.

— У, какая ты огромная! — говорит Козявка.

— А ты ма-а-ахонькая...— говорит Букашка.

— Так нечестно, давай местами поменяемся! — говорит Ко­
зявка.

— Теперь ты тоже ма-а-ахонькая! — кричит Козявка.

— А ты тоже огромная...— шепчет Букашка.

Так они менялись местами, пока окончательно не запутались. Просто они не знали устройства бинокля. Ведь все бинокли с одной стороны уменьшительные, а с другой — увеличительные!

— Теперь мы уже никогда не узнаем, какие мы на самом
деле,— грустно сказала Козявка.

; — Давай посмотрим теперь друг на друга просто, без бинок­ля,— говорит Букашка.— Ты синенькая! А еще ты улыбаешься!

— А ты зелененькая и улыбаешься!

И они побежали по берегу моря подальше от непонятного

бинокля.

(А. Лисняк.)

Vi. активизация развернутой речи 3 страница - student2.ru Телескоп и очки

Поспорили однажды Большой Телескоп и Маленькие Очки

— Я вон какой большой! — сказал Телескоп.

— А мы, когда вырастем,— сказали Очки,— тоже будем
большие...

— Ха-ха-ха! — засмеялся Телескоп.— Никогда вы не вырас­
тите! ■ к

— А зато у нас целых два стеклышка,— робко сказали
Очки.

— А у меня этих увеличительных стекол сто штук вот!
И все грома-а-адные!.. '

— А зато... зато мы помогаем видеть,— гордо сказали Очки.

— Хо-хо-хо! — захохотал Телескоп.— Вы помогаете видеть
одному Человеку, а я — всему Человечеству, всем людям! Вот!
Я открываю новые звезды!..

— А мы... мы... зато... мы тоже...— совсем уже тихо поо-
шептали Очки.

— В первый раз слышу, чтобы Очки открыли хоть одну
звезду! Ой, уморили! — И Большой Телескоп весь затрясся от
смеха.

Очки совсем загрустили. Наверно, Телескоп прав и они ни на что не годятся...

Но тут вошел Астроном, подошел к столику, на котором лежали Очки, и бережно надел их.

— И что бы я без вас делал,— ласково сказал он — Ведь я
так плохо вижу...

Услышав это, Очки так и засверкали от радости и даже захотели показать Телескопу язык, только языка у них не было.

(В. Смирницкий.) Рыбы

— Будь осторожна!— сказала как-то большая рыба рыбке
маленькой.— Вот это — крючок! Не трогай его, не хватай!

— Почему? — спросила маленькая рыбка.

— По двум причинам,— ответила большая рыба.— Начнем с
того, что, если ты схватишь его, тебя поймают, обваляют в
муке и поджарят на сковородке. А затем съедят с гаошшом
из салата! г у

— Ой, ой! Спасибо тебе большое, что предупредила! Ты
спасла мне жизнь! А вторая причина?

— А вторая причина в том,— объяснила большая рыба —
что я сама хочу тебя съесть! '

(Джанни Родари.)

Другие задачи стоят перед ребенком, когда он принимает участие в инсценировках сказок с несколькими действующими

лицами. Теперь он должен переключать внимание с одного партнера на другого, внимательно следить за ходом всего дей­ствия и вовремя вступить в свою роль, в речевой контакт с разными участниками игры. Для инсценировок можно исполь­зовать известные детям народные сказки. Продолжается работа над выразительностью речи и движений. Простая форма речи, неторопливость развертывания сюжета, частые повторы и риф­мовка в тексте обусловливают естественные замедления речи и смысловые паузы.

Сказки подбираются по количеству участников с учетом воз­раста детей: «Репка», «Теремок», «Заячья избушка», «Колобок» и др.

Яблоко

Действующие лица. Ворона, Заяц, Еж, Медведь, Автор.

Оформление. Ветка с яблоком. Яблоко свободно подвеши­вается на нитяной или проволочной петельке так, чтобы оно легко соскользнуло при легком наклоне ветки. Яблоко должно быть объемным (из папье-маше, пенопласта или склеенным из бумаги). Каждая долька (их должно быть четыре) делается отдельно, потом из них складывают целое яблоко, соединяют с помощью круглой резинки, чтобы ребенок, исполняющий роль ежа, мог легко снять резинку и разделить яблоко на четыре части. Можно яблоко сделать'плоским из плотной бумаги. В этом случае круг, изображающий яблоко, разрезается на четыре сек­тора. Линии разреза (по радиусам) не доводятся до центра круга, чтобы без труда можно было разделить яблоко. Два стула ставятся под веткой.

Детали костюмов. Маски зайца, ежа, медведя; клюв и крылья для вороны; косынка и сарафан для сказочницы (если роль автора исполняет девочка) или шапка, усы, борода (если в роли автора мальчик).

Автор. Сейчас мы вам покажем сказку Владимира Гри­горьевича Сутеева «Яблоко».

Подвешивает яблоко на ветку, которая заранее прикреп­лена на стойке или спинке стула чуть повыше головы ребенка.

— Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони еще висело одно-единствен­ное яблоко. Бежал по лесу Заяц и увидел яблоко (выбегает ребенок, исполняющий роль зайца, большими прыжками при­ближается к ветке, смотрит наверх, прыгает, покачивает головой и разводит руками, показывает свое огорчение. Появляется Во­рона. Она «подлетает» ко второму стулу, становится на него.)

Заяц. Яблоко высоко висит — не допрыгнешь!

Ворона. Крррраааа-крраа!

Заяц (оборачивается.) Эй, Ворона! Сорви-ка мне яблоко!

Ворона спрыгивает вниз, снимает яблоко клювом, помогая себе

рукой. За спинкой стула сидит на корточках ребенок в костюме ежа.

Автор. Ворона сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала — упало оно вниз.

Заяц. Спасибо тебе, Ворона. (Наклоняется за яблоком.)

Еж зашипел и побежал.

Заяц (испуганно). Что такое?

Автор. Испугался Заяц, потом понял: яблоко упало прямо на Ежа, который, свернувшись клубочком, спал под яблоней. Еж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко на колючки нацепилось.

Заяц. Стой! Стой! Куда мое яблоко потащил.

Еж убегает мелкими шагами. Заяц за ним — прыжками.

Еж (останавливаясь). Это мое яблоко. Оно упало, а я его поймал.

Заяц (прыгает к Ежу, сжимает кулаки, машет перед его носом). Сейчас же отдай мое яблоко! Я его нашел!

Ворона (подлетает, клюет Зайца в спину, Ежа — в нос). Напрасно спорите: это мое яблоко, я его себе сорвала!

Автор. Крик, шум на весь лес. Вот тут-то Медведь и поя­вился.

Выходит вперевалочку Медведь, стоит и недоуменно смотрит на зверей.

Автор. Да как рявкнет!

Медведь. Что такое? Что за шум?!'

Е ж (обиженно). Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый сильный...

Заяц (перебивает, всхлипывая). Рассуди нас по справедли­вости!

Ворона (подпрыгнув, взмахнув крыльями). Кому это яблоко присудишь, так тому и быть.

Медведь (задумчиво чешет за ухом). Кто яблоко нашел?

Заяц. Я!

Медведь. А кто его сорвал?

Ворона. Как ррраз я!

Медведь. Хорошо! А кто его поймал?

Еж (пискнув). Я поймал!

Медведь. Вот что... (рассудительно, внушительно). Все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить...

Еж, Заяц, Ворона (хором). Но тут только одно яблоко!

Медведь. Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку.

Еж, Заяц, Ворона. Как же мы раньше не догадались!

Автор. Взял Ежик яблоко и разделил его на четыре части.

Еж. Это тебе, Заяц. Ты первый яблоко увидел! Это тебе, Ворона — ты яблоко сорвала! Это мне, потому что я поймал яблоко. А это тебе, Михаил Иванович...

Медведь. А мне-то за что? (Пожимает плечами.)

Все. А за то, что ты нас всех помирил и уму-разуму научил!

Автор. И каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что Медведь рассудил справедливо, никого не обидел. Вот и сказке конец. А сказку показывали ребята из нашей группы: Катя, Гоша, Максим, Саша (дети кланяются). Рассказывал сказку сказочник (снимает усы, бороду, шапку). Роль сказочника исполнял я — Дмитрий (кланяется).

Наши рекомендации