Методические указания к изучению темы. Изучить понятие и научные основы криминалистического следоведения, уяснить значение следоведения в судебно-следственной и экспертной практике

Изучить понятие и научные основы криминалистического следоведения, уяснить значение следоведения в судебно-следственной и экспертной практике.

Изучить понятие «следа» в криминалистике, механизм образования следов. Уяснить понятие следообразующих и следовоспринимающих объектов; классификацию следов в криминалистике (следы-отображения, следы-предметы, следы-вещества и др.). Уяснить криминалистическое и доказательственное значение информации, полученной при изучении следов.

Уяснить особенности работы следователя со следами: обнаружения, закрепления и изъятия следов; правила обращения с объектами-носителями следов. Предварительное и экспертное исследование следов. Логическая обработка результатов работы со следами.

Выяснить криминалистическое значение следов пальцев рук. Изучить строение кожи человека; виды и свойства папиллярных узоров; виды следов рук; способы обнаружения, закрепления, изъятия, сохранения следов рук в зависимости от их вида.

Выяснить, какие вопросы разрешаются дактилоскопической экспертизой, каковы особености подготовки материалов для экспертизы. Оценка заключения эксперта.

Следы ног: уяснить их криминалистическое значение, виды следов ног (следы ног босых и следы обуви; элементы «дорожки» следов ног) и способы их измерения. Способы обнаружения, закрепления, изъятия и сохранения объемных и поверхностных следов ног.

Следы животных. Экспертиза по следам ног человека и животных. Выяснить вопросы, разрешаемые экспертизой при исследовании следов ног.

Следы зубов. Уяснить, в чем состоит криминалистическое значение следов зубов. Изучить виды следов зубов; общие и частные признаки зубов, отображающиеся в следах; способы обнаружения, закрепления, изъятия и сохранения следов зубов. Экспертное исследование следов зубов. Выяснить вопросы, разрешаемые экспертизой при исследовании следов зубов; особенности подготовки материалов для экспертизы.

Криминалистическое значение следов орудий и инструментов. Изучить виды следов орудий и инструментов, признаки, отображающиеся в следах. Установление частного и конкретного тождества орудий и инструментов.

Взлом и его виды: изучить способы взлома замков и других преград и следы, которые при этом образуются; способы обнаружения, закрепления, изъятия и сохранения следов от орудий взлома.

Криминалистическая экспертиза по следам орудий и инструментов: выяснить вопросы, разрешаемые экспертизой и особенности подготовки материалов для экспертного исследования следов от орудий и инструментов.

Криминалистическое значение следов транспортных средств. Изучить виды следов транспорта; способы обнаружения, закрепления, изъятия и сохранения следов транспорта; определение вида транспортного средства и направления его движения по следам. Следы на транспортном средстве и их значение для раскрытия преступления.

Криминалистическая экспертиза по следам транспортного средства: выяснить вопросы, разрешаемые экспертизой следов транспорта и особенности подготовки материалов для экспертизы.

Практическое занятие

1. Классификация следов в трасологии.

2. Следы человека. Технико–криминалистические методы и средства обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов рук и ног.

3. Следы орудий взлома, инструментов, механизмов и возможности их криминалистического исследования.

4. Следы транспортных средств: виды, механизм образования, способы изъятия и исследования.

5. Просмотр фрагментов учебных видеофильмов «Идентификация по следам рук -АДИС)», «Трасологическое исследования автомобильных следов».

Задачи

Задача №1.

На месте происшествия обнаружена бутылка со следами рук человека. Следователь прокуратуры изъял бутылку со следами, предполагая, что эти следы мог оставить преступник.

Какой объект в данном случае можно назвать следообразующим?

Задача №2.

Узнав, что на орудии преступления остались следы его руки, и желая избежать ответственности за совершенное преступление, обвиняемый Фокин причинил себе ожог 2-ой степени ладони и пальцев правой руки.

Можно ли провести идентификационные исследования после заживления руки Фокина?

Задача №3.

Жукову Петру Петровичу было предъявлено обвинение в совершении им год назад кражи из магазина. Следователь ознакомил обвиняемого с заключением дактилоскопической экспертизы, в выводах которой указано, что след, обнаруженный при осмотре места происшествия, оставлен большим пальцем правой руки гр. Жукова П.П. Однако обвиняемый виновным себя не признал и заявил, что кражу совершил не он, а его брат-близнец Михаил, с которым они были очень похожи. Михаил умер 6 месяцев назад и похоронен в другом городе.

Нужно ли проводить эксгумацию для дактилоскопирования трупа Жукова М.П.?

Задача № 4.Определите типы папиллярных узоров на представленных преподавателем снимках, отметьте стрелками частные признаки.

Задача № 5. На представленных прподавателем рисунках: 1) укажите элементы подошвы обуви и назовите общие признаки; 2) назовите обозначенные элементы дорожки следов обуви.

Наши рекомендации