Этика и идеология предпринимательства
Сверхконтроль экономики со стороны государства, приведший в нашей стране к застою, сменился открытым противопоставлением бизнеса государству, крайним проявлением индивидуализма. Надежды населения связаны с тем, что отечественный бизнес пойдет по пути постепенной интеграции предпринимательства в систему жизни общества, при которой острые углы бизнеса смягчатся соответствующими законами и постановлениями.
Предпринимательство – сложная и неоднозначная сфера деятельности. Итог этой деятельности, если рассматривать ее через призму народнохозяйственных целей, - это распределение ресурсов. В условиях рыночного хозяйства планирование как таковое имеет место, но разграничивается между многими субъектами. Решения отдельных экономических субъектов определяются не всеобъемлющим центральным планом, а ценами на товары и услуги, диктуемые рынком. В этой системе предпринимателю, который определяет судьбу инвестиций и производства на основе сигналов рынка, отводится центральная роль. На него ложится ответственность за экономическое благополучие страны. В связи с этим целесообразно говорить об идеологии и этике предпринимательства.
Существуют различные мнения по поводу социальной направленности предпринимательской идеологии. Одни считают, что она ориентирована на подчинение общества интересам капитала. Другие полагают, что предпринимательская идеология направлена на самоизоляцию, своего рода отчуждение бизнеса от государства. Ближе к истине рассмотрение идеологии предпринимательства как системы представлений, отражающей восприятие социальным классом собственных функций в обществе и включающей отношение его к другим классам, целью которого является поддержание или изменение материального институционального строя общества[37].
В самой природе предпринимательства заложено противоречие: с одной стороны, стремление к максимальной прибыли и эгоистическая защита своих частнособственнических интересов, с другой – социальная роль, т.е. необходимость считаться с интересами и ценностями общества, испытывать чувство ответственности перед ним.
Концепция социальной ответственности в бизнесе получила наибольшее развитие в США в 70-80-х годах. Помимо первоначальных представлений, согласно которым она означала прежде всего соблюдение законов, регулирующих социальные функции предпринимателя, ее необходимыми признаками стали рассматриваться действия, удовлетворяющие социальным ожиданиям и даже их предвосхищающие. Высшего уровня социальной и нравственной ответственности требует участие в формировании общественных ожиданий в процессе предпринимательской деятельности, когда нужно не просто реагировать на запросы, но и формировать их, заняв тем самым руководящую роль в социальной жизни общества.
Существует мнение, что лишь представители крупного и иногда среднего бизнеса обладают развитым чувством осознания принадлежности к своему классу, и поэтому только они могут считаться носителями предпринимательской идеологии. Идеологические и этические системы крупного бизнеса и так называемого малого бизнеса различны. А вот различия между идеологией и психологией предпринимателя и менеджера фирмы сглаживаются в последние годы: и предприниматели, и менеджеры являются носителями предпринимательской идеологии, но ведущая роль все же и в том, и в другом случае принадлежит представителям крупного и среднего бизнеса.
Что касается фактора культуры и социальной атмосферы, то именно он и способствует процессу особого приспособления и отбора при формировании и изменении предпринимательской психологии, в результате которого, как подчеркивает Г.К. Гинс, создаются господствующие в данной нации или стране тип предпринимателя и формы предпринимательства[38].
6.4. «Образ» предпринимателя
В отличие от населения США и Японии, которое видит в предпринимателе человека, обслуживающего его нужды и создающего источники дохода для множества рук, в Европе образ предпринимателя в целом не позитивен. Это связано и с некоторой загадочностью его деятельности, скрытой от глаз общественности; и с определенными стереотипами восприятия предпринимателя как спекулянта, дельца, эксплуататора (особенно в условиях российской экономики, которая длительное время была идеологизированной); и с некоторой категоричностью поведения и общения предпринимателей в интересах дела и в связи с экономической необходимостью; а также с завистью по поводу его прибыли и доходов.
В исследованиях образа предпринимателя получила известность "дистанцированная гипотеза" Шмелъдерса, в которой проводится различие между образом предпринимателя "на расстоянии" и "вблизи"[39]. В первом случае речь идет о более или менее неосознанном массово-психологическом стереотипе предпринимателя. Он закрепился у нас в понятии "новые русские". Во втором случае имеется в виду индивидуализированный образ, построенный с опорой на собственный опыт. Это впечатления о конкретных знакомых людях с их успехами и проблемами. "Дистанцированная гипотеза" Шмельдерса означает, что мнение "вблизи" сложнее и позитивнее, чем стереотипный образ предпринимателя "на расстоянии".
Данные социологических опросов в Германии показали, что чем крупнее фирма, тем больше негативных оценок давалось предпринимателю работниками фирмы. С позиции "дистанцированной гипотезы" это объясняется тем, что на крупном предприятии дистанция между наемным работником и его главным шефом, который считается предпринимателем, как правило, значительна, а отношения более анонимны, чем на малом и среднем предприятии. Чтобы сократить дистанцию, используются доступные варианты формального и неформального общения, например, такой прием, как персональное поздравление предпринимателем своих работников с днем рождения, или, например, праздники фирмы или корпорации, на которых присутствуют родные и близкие предпринимателя, и он предстает в глазах работников в обычных для всех социальных ролях (отца, мужа, сына). Попытки создать более привлекательный образ предпринимателя на крупных предприятиях – составная часть современного управления на Западе.
Рейтинг предпринимателя повышается также с ростом благосостояния населения. В этом случае у богатства больше возможностей легитимизации, на предпринимателей не возлагается ответственность за бедность.