Определение индекса групповой сплоченности Сишора
Групповую сплоченность — чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое — можно определить не только путем расчета соответствующих индексов (см. ниже). Значительно проще это сделать с помощью методики, состоящей из пяти вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый из них[4]. Ответы эти кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма — 19 баллов, минимальная — 5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.
I. Как бы Вы оценили свою принадлежность к группе?
1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5).
2. Участвую в большинстве видов деятельности (4).
3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).
4. Не чувствую, что являюсь членом группы (2).
5. Живу и существую отдельно от нее (1).
6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1).
II. Перешли бы Вы в другую группу, если бы Вам предоставилась такая возможность (без изменения прочих условий)?
1. Да очень хотел бы перейти (1).
2. Скорее бы перешел, чем остался (2).
3. Не вижу никакой разницы (3).
4. Скорее всего, остался бы в своей группе (4).
5. Очень хотел бы остаться в своей группе (5).
6. Не знаю, трудно сказать (1).
III. Каковы взаимоотношения между членами Вашей группы?
1. Лучше, чем в большинстве групп (3).
1. Примерно такие же, как и в большинстве групп (2).
2. Хуже, чем в большинстве групп (1).
IV. Каковы у Вас взаимоотношения с учителями (руководителями группы)?
1. Лучше, чем в большинстве классов (групп) (3).
2. Примерно такие же, как и в большинстве групп (2).
3. Хуже, чем в большинстве групп (1).
4. Не знаю (1)
V. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в Вашей группе?
1. Лучше, чем в большинстве групп (3).
2. Примерно такие же, как и в большинстве групп (2).
3. Хуже, чем в большинстве групп (1).
4. Не знаю (1).
Измерение нормативных предпочтений в группе
Данный тест О.И. Комиссаровой[5] предназначен для исследования предпочтения индивидом различных типов норм, регулирующих процесс межличностного восприятия в группах со сложившейся системой межличностных отношений. Тест позволяет выделить два типа нормативных предпочтений: коммуникативный и деловой. На основе выделенных нормативных предпочтений у индивидов в группе складываются два типа нормативных предпочтений, которые предъявляются субъекту восприятия: коммуникативное и функциональное. Знание нормативных ожиданий помогает исследователю в объяснении ошибок, возникающих при восприятии другого, и позволяет более адекватно описывать процесс социальной регуляции поведения в группе.
Данный тест можно рассматривать и как один из инструментов, позволяющих прогнозировать поведение индивидов в группе, применяя дополнительно другие методики, можно ответить на вопросы: как строится процесс межличностного восприятия на основе нормативных ожиданий? почему это происходит и что можно изменить в поведении индивидов?
К процедуре исследования предъявляется ряд требований.
1. Исследование проводится в группе со сложившейся системой отношений, срок существования группы — не меньше 1 года.
2. Группа должна иметь известный опыт совместной деятельности.
3. Опросные листы заполняются каждым испытуемым индивидуально.
Методика состоит из опросного листа, содержащего 51 вопрос, и ключа. Исследователь раздает испытуемым опросные листы и зачитывает инструкцию:
Перед Вами опросный лист, содержащий ряд высказываний. Если Вы согласны с высказываниями, то поставьте знак «+»; если нет, то «–». В отдельных случаях допускается знак «минус-плюс», если Вы не уверены в ответе.
Опросный лист
1. Самое большое удовлетворение люди получают от высокой оценки своей работы.
2. Счастливы лишь те люди, которые приобрели в жизни настоящих друзей.
3. Все спортсмены стремятся к известности.
4. Рациональные люди часто страдают от дефицита общения.
5. Я не считаю себя человеком бескорыстным.
6. Лучшими преподавателями я считаю тех, кто хорошо знает свой предмет.
7. Каждый должен вести себя так, чтобы не вызывать недовольство окружающих.
8. Успехи студента зависят от его добросовестного отношения к своим обязанностям.
9. Любое дело никогда не заменит радости человеческого общения.
10. Иногда мне доставляет удовольствие посплетничать.
11. Чтобы нравиться другим, надо хорошо делать свое дело.
12. На работе между коллегами должны быть только деловые отношения.
13. Самое страшное для человека — чувство одиночества.
14. Когда я был ребенком, я любил, чтобы меня хвалили.
15. Большинство людей использует работу в группе как возможность проявить себя, получить оценку со стороны.
16. Лучшими друзьями человек считает тех, кто его понимает.
17. Основная роль школы должна заключаться в подготовке учеников к правильному выбору профессии.
18. Человек испытывает необычайный прилив сил, когда работает с симпатичными ему людьми.
19. Я помогаю только тем людям, к которым хорошо отношусь.
20. Я предпочитаю вести по телефону только деловые разговоры.
21. Мне не нравятся учреждения, где в интересах дела забывают об интересах сотрудников.
22. Критика моей работы окружающими отрицательно влияет на результаты.
23. Свободное время необходимо проводить в общении с друзьями.
24. Я стараюсь спланировать свой будущий день.
25. Хороший руководитель — прежде всего специалист в своей области.
26. Для большинства работа в группе — еще одна возможность пообщаться с новыми людьми.
27. Я предпочитаю книги о жизни известных людей.
28. Коллеги на работе должны быть в товарищеских отношениях.
29. Мне тяжело работать с людьми, которые не умеют сдерживать свои чувства.
30. Школа прежде всего должна воспитывать в учениках лучшие человеческие качества.
31. Мои лучшие друзья должны много знать и уметь.
32. Я часто говорю с другими о вещах, никак не связанных с моими деловыми интересами.
33. Человек способен на большие дела лишь тогда, когда его усилия достаточно вознаграждаются.
34. Ухудшение товарищеских отношений на работе отрицательно сказывается на деятельности сотрудников.
35. Я считаю, что ради дела можно пожертвовать отношениями сотрудников.
36. В незнакомой компании меня привлекают общительные люди.
37. Хороший руководитель, прежде всего, создает на работе атмосферу взаимопонимания.
38. Свободное время необходимо использовать для самообразования и любимых дел.
39. Успехи студента в значительной степени зависят от отношений с людьми, окружающими его в вузе.
40. Я считаю прямых и откровенных людей бестактными.
41. При условии одинакового финансового успеха я предпочел бы принять участие в конкурсе, чем организовывать его.
42. Самое большое удовольствие человек получает от сознания того, что находится в кругу близких друзей.
43. Люди слишком много времени тратят на выяснение отношений.
44. Я часто сужу о людях по первому впечатлению.
45. В жизни человек должен надеяться только на себя.
46. Главная задача учителя — построить хорошие взаимоотношения между учащимися.
47. Мне бывает трудно признать свои ошибки.
48. Люди, посвятившие жизнь любимому делу, достойны восхищения.
49. Для человека большое удовольствие — быть душой компании.
50. Мне всегда тяжело разочаровываться в людях.
Обработка результатов
Для удобства обработки результатов необходимо выделить номера вопросов, положительные ответы на которые позволяют предполагать наличие у индивида определенного типа нормативного предпочтения.
Вопросы 1, 3, 6, 8, 11, 13, 16, 18, 21, 23, 25, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 39, 42, 44, 46, 49 связаны со сферой деловых предпочтений. Положительные ответы на эти вопросы позволили бы со 100 %-ной вероятностью отнести нормативные предпочтения индивида к деловой сфере.
Вопросы 2, 4, 7, 9, 12, 14, 17, 19, 22, 24, 27, 29, 31, 33, 35, 37, 38, 40, 41, 43, 47, 50, 51 связаны со сферой коммуникативных предпочтений. Кроме того, опросный лист имеет так называемую «шкалу искренности», которая включает в себя вопросы 5, 10, 15, 20, 45, 48. Пять и более отрицательных ответов по этой шкале позволяют судить о неискренности испытуемого.
Подсчитав количество положительных ответов по каждому типу нормативного предпочтения, результаты, полученные по каждому индивидуальному опросному листу, заносятся в таблицу, которая позволяет судить о соотношении различных типов нормативных предпочтений в группе.
Лабораторна робота 15-16