Корреляции между столбцами таблицы 4

  К1 К2 К3 IQ R S  
  К1 К2 К3 IQ R S 0,16631 0,213694 0,147105 -0,1456 0,309185   0,552542 0,020664 0,004059 0,268632     0,002615 -0,01732 0,080977   0,358356 0,356644     0,557152  
                             

Есть работы, которые доказывают сильную связь интеллекта с таким показателем, как отношение объема логической к объему механической памяти (rABkr = 0,676, t = 7,26). Эти результаты получены на студенческой выборке испытуемых. На данной выборке зависимость слабее. Здесь мы видим скорее наличие слабой или обратной связи логической структуры памяти с интеллектом.

Очевидно, связь между объемами логической и механической памяти и показателем абстрактного интеллекта зависит:

1) от вида деятельности;

2) от того контингента испытуемых, чьи профессии отобраны.

Так, например, для научных работников характерно развитие огического мышления, и здесь проявляется высокая связь между интеллектом и отношениями объема логической к объему механической памяти. В то же время курсанты артиллерийского училища проявляют другие свойства интеллекта, например способность выполнять приказания по определенному алгоритму, а также в условиях, когда нет места и времени для логического рассуждения.

Эти характеристики являются значимыми для операторов данного профиля, они тесно связаны с критериями отбора и направленностью курсантов. Следовательно, полученная зависимость имеет определенный смысл и описывает еще одну проблему в диагностике личности оператора с помощью тестов, определяющих отдельные стороны психических функций, которые по природе своей многомерны, а значимость отдельных характеристик сильно зависит от конкретной деятельности.

Проверка этой гипотезы на группе из 20 человек с высоким показателем IQ произведена со специально разработанными тестами интеллекта АБ-99, тестов Айзека и Равена и отношениями объемов памяти зрительно-пространственного и абстрактного типов. Кроме того, был добавлен и психофизический аналог лабильности υ, определяемый критической частотой мельканий. Данные представлены в таблице 5, корреляционная матрица — в таблице 6.

Таблица 5

Зависимости памяти, интеллекта и анализа лабильно-нервной системы по зрительному сигнализатору

(группа с коэффициентами интеллекта выше среднего)

№ п/п RV Lmp/Mmr IQA АБ-99 Lmr/Mmr Υ
262,00 3,60 115,00 34,00 4,90 31,00
270,00 3,50 118,00 29,00 3,70 35,00
274,00 5,00 125,00 42,00 4,10 40,00
258,00 4,00 118,00 35,00 3,00 30,00
276,00 3,80 120,00 38,00 5,20 34,00
240,00 2,50 112,00 28,00 4,00 26,00
280,00 5,20 130,00 40,00 2,80 45,00
250,00 1,80 116,00 30,00 3,10 31,00
284,00 5,50 130,00 44,00 3,60 47,00
246,00 2,80 120,00 32,00 4,50 38,00
266,00 2,50 122,00 28,00 3,00 35,00
272,00 4,70 126,00 40,00 1,50 40,00
290,00 4,00 130,00 42,00 2,80 43,00
282,00 3,80 118,00 35,00 4,60 32,00
300,00 4,20 140,00 46,00 5,00 45,00
268,00 3,50 125,00 30,00 2,70 38,00
278,00 2,20 118,00 36,00 1,50 41,00
286,00 4,10 122,00 43,00 5,00 34,00
292,00 3,20 140,00 41,00 4,50 40,00
246,00 1,80 120,00 38,00 3,40 27,00

где:

RV — баллы по тесту Равена;

Lmpmr — отношение объемов логической и механической памяти для невербальных образных стимулов;

IQA — коэффициент интеллекта по Г. Айзенку;

АБ-99 — баллы комплексного интеллектуального теста;

Lmr/Mmr — отношение объемов логической и механической памяти на числа;

υ — критическая частота мельканий по зрительному анализатору — аналог его лабильности.

Таблица 6

Наши рекомендации