Совокупность ценностных ориентаций представителей различных групп темперамента

SJ Эпиметей SP Дионисий NT Прометей NF Аполлон
Чувство долга, стремление занять достойное место в определенной социальной структуре Свобода, спонтанность реакций, стремление следовать собственным импульсам Дух научного поиска, стремление к власти над законами природы Стремление к тому, чтобы быть самим собой, иметь ценность в собственных глазах.

Тип SP - Дионисий.

Основным стремление таких людей является стремление к свободе. Свобода для них заключается в возможности следовать всем своим импульсам и влечениям. Немаловажно то, что они не только желают быть свободными, но также, чтобы окружающие знали об их свободе и импульсивности. Для них жизнь имеет смысл «здесь и сейчас», они любят действие, сам процесс действия, не особенно ориентируясь на конечный результат. Стремление к действиям может проявиться в любой области. Обычно SP импульсивны, предпочитают не делать ставок на отдаленные цели. Им свойственно развитое чувство товарищества, склонность жить интересами группы.

Тип SJ - Эпиметей.

Люди этого типа обладают высоко развитым чувством ответственности; они склонны поддерживать иерархические отношения в системе, где им приходится работать. Идеалом для представителей SJ-типа является устойчивая патриархальная структура, в которой большое значение имеет сохранение традиций и обычаев. Людям этого типа свойственна уверенность в том, что окружающие должны действовать по тем же законам, что и сами SJ. Не отдавая себе в этом отчета, SJ крайне зависимы от одобрения окружающих и всегда желают, чтобы их труд получил достойную оценку. Забота о окружающих, внимание по отношению к руководителям и авторитетам - яркое свойство SJ. Эпиметеи обычно стараются бороться с теми людьми или явлениями, которые не вписываются в систему социальных отношений принятых в обществе.

Тип NF - Аполлон.

Смыслом жизни для -людей является постоянный поиск смысла жизни. Поэтому среди практикующих психологов, психиатров, психотерапевтов значительное большинство представляют собой NF. Отношения с людьми NF обычно строятся на основе взаимного уважения и чуткого внимания к индивидуальным особенностям. Тип NF определяется в среднем около 10% от всего населения.

Тип NT - Прометей.

В любой деятельности NT ищет закономерности, строит схемы и модели, описывающие все многообразие связей в системе, разрабатывает технологию в наиболее общем смысле слова. Зачастую NT считают других людей неспособными всесторонне обсудить сложную проблему и эта позиция NT становится заметной окружающим. Речь NT отличается краткостью и логичностью. Невербальные методы общения его обычно не устраивают.

Первая группа психологических типов (тип темперамента Дионисий;главная черта - стремление к свободе) определяется сочетанием SP:

ESFP -Тамада: общительность, оптимизм, теплота, юмор, щедрость, богатствоязыка; поддаются соблазнам; способности к бизнесу, торговле.

ISFP -Художник: повышенная чувствительность, острота ощущения текущей минуты, неприятие всякого рода ограничений; сфера интересов - изобразительное искусство, музыка, танец.

ESTP -Антрепренер: энергия, прагматизм, писк выгоды во взаимоотношениях, юмор, жажда острых ощущений, любовь к риску.

ISTP -Мастер: умелые руки, мастерство в обращении с инструментами, жажда действий, бесстрашие, часто - отсутствие интереса к теоретическому обучению и высшему образованию.

Вторая группа психологических типов (тип темперамента Эпиметей; главная черта - чувство ответственности) определяется сочетанием SJ:

ESFJ - Торговец: открытый, практичный, компанейский, обладает житейской мудростью.

ISFJ -Хранитель традиций: спокойный, заботливый; хозяин в своем доме; соблюдает обычаи, преемственность, делает все по плану; больше исполнитель, чем руководитель.

ESTJ -Администратор: лидер, цельная натура; бесхитростен, не любит лишних выдумок; главные ориентиры в жизни - долг, план, порядок, иерархия.

ISTJ -Опекун: человек слова, хороший семьянин; спокоен, надежен, логичен, малоэмоционален, тверд, основателен, внимателен к деталям.

Третья группа психологических типов (тип темперамента Аполлон; главная черта - стремление к духовному росту, самопознанию и самовыражению) определяется сочетанием NF:

ENFJ -Педагог:общителен, внимателен к чувствам других людей, умеет распределять роли в группе, не любит монотонность; лидер, образцовый родитель.

INFJ -Предсказатель: проницателен, прозорлив, обладает богатым воображением, поэтичен, раним, не любит споров и конфликтов; может быть хорошим психологом, врачом, писателем.

ENFP -Журналист: понимает людей, умеет влиять на них; чувствителен к новому, необычному; энтузиаст, оптимист, противник сухой логики, обладает богатой фантазией, творческими способностями, которые может проявить в искусстве, политике, бизнесе.

INFP- Романтик: идеалист, лирик, борец со злом за идеалы добра и справедливости, покладистый супруг; кто угодно - писатель, архитектор, психолог - только не бизнесмен.

Четвертая группа психологических типов (тип темперамента Прометей; главная черта - дух научного поиска, изобретательство, стремление к познанию и творчеству) определяется сочетанием NT:

ENTJ - Фельдмаршал: руководитель, требовательный родитель, интеллигент; логичный, целеустремленный; работу иногда ставит выше, чем семейное благополучие.

INTJ -Исследователь: высокий уровень интеллекта, сочетание логики и интуиции, большие способности к обучению, независимость, самоуверенность; слабость эмоций и возможные трудности в мире чувств.

ENTP -Изобретатель:новатор,энтузиаст, не выносит рутину и банальность; инициативен, обладает смекалкой, практической интуицией, чувством юмора, педагогическими способностями.

INTP- Архитектор: сложный внутренний мир, широкий кругозор, любовь к знанию; логичен, способен мгновенно оценивать ситуацию, полон новых идей; несколько высокомерен; интересы - в мире мыслей и речи, может быть прекрасным философом, математиком.

Можнотакже ввести величину åb , характеризующуюЯркость выраженности типа. åb определяется следующим образом:

· для пары (E-I) - от большего числа отнять 5 и результат умножить на 2;

· для остальных пар - от большего числа отнять 10.

Полученные числа суммируются.

Яркие типы: 20<åb<40. Неяркие типы: 0<åb<20.

Бланк для ответов:

1 2 3 4 5 6 7

  а б     а б   а б     а б   а б     а б   а б
                                 
                                               
  а б     а б   а б     а б   а б     а б   а б
                                 
                                               
  а б     а б   а б     а б   а б     а б   а б
                                 
                                               
  а б     а б   а б     а б   а б     а б   а б
                                 
                                               
  а б     а б   а б     а б   а б     а б   а б
                                 
                                               
  а б     а б   а б     а б   а б     а б   а б
                                 
                                               
  а б     а б   а б     а б   а б     а б   а б
                                 
                                               
  а б     а б   а б     а б   а б     а б   а б
                                 
                                               
  а б     а б   а б     а б   а б     а б   а б
                                 
                                               
  а б     а б   а б     а б   а б     а б   а б
                                 
                                               
                                               
  Е I           S N           T F           J P
                                               

E = åa в первом столбце; I = åб в первом столбце.

S = åa во 2-м и 3-м столбцах; N= åб во 2-м и 3-м столбцах.

T = åa в 4-м и 5-м столбцах; F = åб в 4-м и 5-м столбцах.

J= åa в 6-м и 7-м столбцах; P = åб в 6-м и 7-м столбцах.

В каждой паре (E-I), (S-N), (T-F), (J-P) выделите букву, которой соответствует большее число баллов (если в какой-либо паре числа равны, то выделите правую букву). ЭТИ ЧЕТЫРЕ ВЫДЕЛЕННЫХ БУКВЫ ОБРАЗУЮТ ФОРМУЛУ ВАШЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА. Впишите полученную четырехбуквенную формулу в рамку:

         

ДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ (Т. Лири)

Методика создана Т. Лири (Т. Лиар), Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

При исследовании межличностных отношений, социальных аттитюдов наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелюбие-агрессивность, эмоциональ-ность-аналитичность.

Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

Схема Тимоти Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального "Я". В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.

Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, "социальное "Я", "реальное "Я"", "мои партнеры" и т.д.

Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.

Поставьте знак "+" против тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе (если нет полной уверенности, знак "+" не ставьте).

Опросник:

1. Другие думают о нем благосклонно

2. Производит впечатление на окружающих

3. Умеет распоряжаться, приказывать

4. Умеет настоять на своем

5. Обладает чувством собственного достоинства

6. Независимый

7. Способен сам позаботиться о себе

8. Может проявить безразличие

9. Способен быть суровым

10. Строгий, но справедливый

11. Может быть искренним

12. Критичен к другим

13. Любит поплакаться

14. Часто печален

15. Способен проявить недоверие

16. Часто разочаровывается

17. Способен быть критичным к себе

18. Способен признать свою неправоту

19. Охотно подчиняется 20. Уступчивый

21. Благородный

22. Восхищающийся и склонный к подражанию

23. Уважительный

24. Ищущий одобрения

25. Способен к сотрудничеству

26. Стремится ужиться с другими

27. Дружелюбный, доброжелательный

28. Внимательный и ласковый

29. Деликатный

30. Одобряющий

31. Отзывчивый к призывам о помощи

32. Бескорыстный

33. Способен вызвать восхищение

34. Пользуется уважением у других

35. Обладает талантом руководителя

36. Любит ответственность

37. Уверен в себе

38. Самоуверен и напорист

39. Деловит и практичен

40. Любит соревноваться

41. Строгий и крутой, где надо

42. Неумолимый, но беспристрастный.

43. Раздражительный

44. Открытый и прямолинейный

45. Не терпит, чтобы им командовали

46. Скептичен

47. На него трудно произвести впечатление 48. Обидчивый, щепетильный

49. Легко смущается

50. Не уверен в себе

51. Уступчивый

52. Скромный

53. Часто прибегает к помощи других

54. Очень почитает авторитеты

55. Охотно принимает советы

56. Доверчив и стремится радовать других

57. Всегда любезен в обхождении

58. Дорожит мнением окружающих

59. Общительный и уживчивый

60. Добросердечный

61. Добрый, вселяющий уверенность

62. Нежный и мягкосердечный

63. Любит заботиться о других

64. Бескорыстный, щедрый

65. Любит давать советы

66. Производит впечатление значимости

67. Начальственно-повелительный

68. Властный

69. Хвастливый

70. Надменный и самодовольный

71. Думает только о себе

72. Хитрый и расчетливый

73. Нетерпим к ошибкам других

74. Своекорыстный

75. Откровенный

76. Часто недружелюбен

77. Озлобленный

78. Жалобщик

79.Ревнивый

80. Долго помнит обиды

81. Склонный к самобичеванию

82. Застенчивый

3. Безынициативный

84. Кроткий

85. Зависимый, несамостоятельный

86. Любит подчиняться

87. Предоставляет другим принимать решения

88. Легко попадает впросак

89. Легко попадает под влияние друзей

90. Готов довериться любому

91. Благорасположен ко всем без разбору

92. Всем симпатизирует

93. Прощает все

94. Переполнен чрезмерным сочувствием

95. Великодушен и терпим к недостаткам

96. Стремится покровительствовать

97. Стремится к успеху

98. Ожидает восхищения от каждого

99. Распоряжается другими

100. Деспотичный

101. Сноб (судит о людях по рангу и личным качествам)

102. Тщеславный

103. Эгоистичный

104. Холодный, черствый

105. Язвительный, насмешливый

106. Злобный, жестокий

107. Часто гневливый

108. Бесчувственный, равнодушный

109.Злопамятный 110. Проникнут духом противоречия

111. Упрямый

112. Недоверчивый и подозрительный

113. Робкий

114. Стыдливый

115. Отличается чрезмерной готовностью

116. Мягкотелый

117. Почти никогда и никому не возражает

118. Ненавязчивый

119. Любит, чтобы его опекали

120. Чрезмерно доверчив

121. Стремится снискать расположение каждого

122. Со всеми соглашается

123. Всегда дружелюбен

124. Всех любит

125. Слишком снисходителен к окружающим

126. Старается утешить каждого

127. Заботится о других в ущерб себе

128. Портит людей чрезмерной добротой

Ключ подсчета:

Номера тенденций Номера перечня черт  
I. 3, 10, 11, 19, 20, 22, 24, 30, 33, 40, 50, 64, 83, 86, 105, 113  
II. 2, 12, 16, 28, 32, 47, 56, 69, 72, 74, 78, 79, 93, 104, 118, 123  
III. 5, 15, 17, 37, 52, 53, 54, 63, 66, 99, 106, 108, 115, 116, 120, 128  
IV. 4, 6, 34, 35, 38, 51, 57, 59, 60, 62, 88, 89, 90, 114, 119, 122  
V. 18, 27, 41, 44, 45, 48, 61, 65, 77, 96 100, 101, 112, 117, 125, 127  
VI. 9, 7, 8, 14, 25, 31, 39, 58, 75, 82, 85 87, 95, 110, 111, 121  
VII. 1, 36, 43, 55, 68, 71, 73, 76, 81, 84, 94, 97, 102, 107, 109, 124  
VIII. 13, 21, 23, 26, 29, 42, 46, 49, 67, 70 80, 91, 92, 98, 103, 126  
 

Максимальная оценка уровня – 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:

0-4 балла – низкая адаптивное поведение
 
5-8 баллов – умеренная
9-12 баллов – высокая экстремальное до патологии поведение
 
13-16 баллов - экстремальная

Совокупность ценностных ориентаций представителей различных групп темперамента - student2.ru

В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального "ключа" к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.

По специальным формулам определяются показатели по основным факторам: доминирование и дружелюбие.

Доминирование = (I – V) + 0,7 х (VIII + II – VI) Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 х (VIII – II – IV + VI)

Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между представлениями разных людей. С.В. Максимовым приведены индексы точности рефлексии, дифференцированности восприятия, степени благополучности положения личности в группе, степени осознания личностью мнения группы, значимости группы для личности.

Методический прием позволяет изучать проблему психологической совместимости и часто используется в практике семейной консультации, групповой психотерапии и социально-психологического тренинга.

Интерпретация шкал:

I. Авторитарный

13-16 – диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.

9-12 – доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения.

0-8 – уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.

II. Эгоистичный

13-16 – стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый.

0-12 – эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.

III. Агрессивный

13-16 – жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, жесткий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.

9-12 –требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.

0-8 – упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.

IV. Подозрительный

13-16 – отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно на всех жалуется, всем недоволен (шизоидный тип характера).

9-12 – критичный, необщительный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.

0-8 – критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.

V. Подчиняемый

13-16 – покорный, склонный к самоунижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.

9-12 –застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.

0-8 – скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.

VI. Зависимый

13-16 – резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.

9-12 – послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.

0-8 – конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.

VII. Дружелюбный

9-16 – дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, "быть хорошим" для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогрупп имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).

0-8 – склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам "хорошего тона" в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.

VIII. Альтруистический

9-16 – гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя "маска", скрывающая личность противоположного типа).

0-8 – ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.

Регистрационный бланк

             

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ (М.Рокич)

Ценностность характеризуется единством определенной внешней направленности личности и ее представлением о себе (представленность собственного «Я»)

Ценностность – это те отраженные субъектом и наиболее значимые для него и обобщенные области его существования. через которые происходит выделение им самого себя. своей личности. собственного «Я»

Скажи мне, что для тебя является самым главным, и я скажу ,кто ты». Знание о том, что для человека является «главным», показывает его направленность ценностей, его ценностные ориентации.

Понятие «направленность» введена С.Л. Рубинштейном, который указал, что при психологическом изучении человека очень важно понять, чего он хочет от жизни. Направленность связывается с изучением доминирующего мотива. В психологической литературе можно обнаружить в основном два принципиально разных подхода к решению вопроса о доминирующих мотивах поведения.

· Один подход – поиски изначально присущих человеческой природе основных потребностей (одной или нескольких) из которых затем выводится все разнообразие человеческой мотивации. Характерен для большинства западных теорий личности и мотивации (марк даугоолл, Фрейд, Адлер, Хорни, Салливен, Фромм, Рожджерс и мн.др.).

· Другой подход – отрицание изначальной заданности специфических человеческих потребностей и поиски социально – психологических механизмов возникновения доминирующих мотивов. Этот подход основан на марксистском понимании личности, как продукта социального развития, характерен для советской психологии.

Направленность личности, понимаемая как результат, сложившийся иерархии мотивов, выражается в устойчивом доминировании одних мотивов над другими.

Доминирующие мотивы, или направленность, были разделены на три группы.

1. Мотивы личные – эгоистические связанные с собственным благополучием, личным первенством, успехом, престижем, удовольствием, властью.

2. Мотивы общественные – альтруистические, коллективистические, гуманистические, связанные с заботой о других людях, с любовью к ним, с чувством долга перед обществом и т.п.

3. Мотивы деловые, идущие от интереса к окружающему миру к объекту и процессу познания и деятельности.

Понятие направленности в определенном смысле близко понятию ценности. Л.И. Божович пишет: « Целостная структура личности определяется, прежде всего, ее направленностью! И это, прежде всего, могло бы послужить сближению понятий «направленность» и «ценностность».

Многие исследователи как выражение направленности личности рассматривают ценностные ориентации, представляющие собой субъективный механизм управления человеческим поведением.

Леонтьев рассматривает совокупность доминирующих целей жизнедеятельности человека, которая может быть рассмотрена как направленность личности, и тем самым подчеркивается очевидность связи направленности с мотивационными процессами.

Многие исследователи ценностной проблематики подчеркивают, что понятия ценностные ориентации» и мотивы» не тождественны. Мотивы понимаются, как непосредственно осознаваемые к побуждению к данному действию. Система ценностей, как замечает В.Г. Афанасьев, - это выраженная в идеальной форме стратегия поведения, тогда как мотив – его тактика. Мотивы существенно отличаются от ценностных ориентаций.. Мотивы неустойчивы, ситуативны, с трудом объединяются в систему и с трудом интерпретируются как признаки ценностных ориентаций» ( В.А.Ядов, заявляет) Сосновский обращает внимание, что мотив и смысл соотносятся друг с другом. Главными психологическими функциями мотива, по их мнению, являются: 1) побуждение к деятельности, 2) придание ей направленности и 3) смыслообразование. По мнению авторов, « психологическая сущность проблемы человеческой мотивации заключается не столько в том, что необходимо (потребно) субъекту, не только в том, что и как делается для достижения первого, а в том именно, зачем необходимо человеку все ранее названное, во имя чего так или иначе срабатывает и побуждение и направление деятельности, равно как и многие другие мотивационные явления, которые структурированы в целостной мотивационно – смысловой сфере направленности человека».

По мнению Ядова, « знание о ценностной системе – неплохой показатель для прогноза общей направленности поведения как целеустремленного или же сравнительно нецелеустремленного, как относительно самостоятельного и относительно несамостоятельного. Степень совпадения ценностных ориентаций и реального поведения может колебаться, что ценностные ориентации не всегда становятся мотивами поведения. Недостаточная взаимосвязь между ценностными ориентациями и поведенческими характеристикам свидетельствует о том, что ценностные ориентации в большей мере характеризуют самосознание, интеллектуальные аспекты сознания и не всегда с мотивационными структурами реального поведения и действия. ( Табунс, Попова)

Табунс полагает, что ценности следует рассматривать лишь в качестве ориентиров, в соответствии с которыми индивид чаще всего строит свое осмысление действительности, а не организует поведение. Основной функцией ценностных ориентаций, по мнению Ядова и др. исследователей, является регулирование поведения как осознанного действия в определенных условиях.

Для сбора данных о разделяемых людьми ценностях и о ценностных системах в социально – психологических работах использовали следующие техники измерения: опросники либо с готовым списком ценностей, проективная техника и т.д. Широкую известность и большую популярность среди исследователей приобрел опросник, разработанный Милтоном Рокичем (RVS) Опросник нацелен на выявление иерархии индивидуально разделяемых ценностей. Он четко различает ценности и социальные нормы, понимаемые как внешние для человека требования должного поведения в ситуации.

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни".

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Последнее обстоятельство заставляет многих авторов сомневаться в надежности методики, так как ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого. Поэтому данные, полученные с помощью теста М. Рокича желательно подкреплять данными других методик.

М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; (конечное, ожидаемое состояние существования)

инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации (в его определении – концепции желательного модуса поведения)

Он считал необходимым изучение ценностей личности в системе, поэтому столько внимания уделял исследованию их иерархий.

Убежденный, что индивидуальные ценности определяются культурой. обществом. его институтами и складываются в ходе индивидуального опыта переживаний, М. Рокич выявил психолингвистическими методами среди нескольких сотен претендентов синонимы и перекрывающиеся по объему понятия. Так им был получен список терминальных ценностей.

Ранжирование терминальных и инструментальных ценностей значимо связано с различиями социоэкономического статуса, возраста, пола, расы, религии, образа жизни.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Инструкция: "Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Работайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

Список А (терминальные ценности):

– активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);  
–жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);  
– здоровье (физическое и психическое);  
– интересная работа;  
– красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);  
– любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);  
– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);  
– наличие хороших и верных друзей;  
– общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);  
– познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);  
– продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);  
– развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);  
– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);  
– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);  
– счастливая семейная жизнь;  
– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);  
– творчество (возможность творческой деятельности);  
– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).  

Список Б (инструментальные ценности):

– аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;  
– воспитанность (хорошие манеры);  
– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);  
– жизнерадостность (чувство юмора);  
– исполнительность (дисциплинированность);  
– независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);  
– непримиримость к недостаткам в себе и других;  
– образованность (широта знаний, высокая общая культура);  
– ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);  
– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);  
– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);  
– смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;  
– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);  
– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);  
– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);  
– честность (правдивость, искренность);  
– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);  
– чуткость (заботливость).  

После основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:

1. В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности вашей жизни?

2. Как бы вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтаете стать?

3. Как на ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?

4. Как сделало бы это, по вашему мнению, большинство людей?

5. Как это сделали бы вы 5 или 10 лет назад?

6. Как это сделали бы вы через 5 или 10 лет?

7. Как ранжировали бы карточки близкие вам люди?

Первичные данные представляют собой проранжированные списки ценностей.

Обработка первичных данных:

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности, ценности общения, ценности дела, индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности, ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентаций.

Интерпретация результатов

Доминирующая направленность ценностных ориентаций человека фиксируется как занимаемая им жизненная позиция, которая определяется по критериям уровня вовлеченности в сферу труда, в семейно-бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей-средств и представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона.

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки на тех или иных основаниях.

Наши рекомендации