О факторах формирования и бытия этноса
В первую очередь, особенности национального характера и народной культуры определяются исторически . Нельзя умолчать еще об одном аспекте – о влиянии на формирование национального характера социокультурного фактора .. По определению П.Сорокина, “сущность социального явления – это взаимодействие людей, устанавливающееся не в случайной, а в более или менее постоянной группе” [63, 531]. При этом в отличие от инстинктивного взаимодействия животных, имеется в виду взаимодействие сознательное, т.е. коллективный опыт (обмен ощущений, представлений, чувств, эмоций и т.д.). Этот коллективный социальный опыт передается из поколения в поколение, причем каждое последующее поколение прибавляет к нему собственный, впитавший новые исторические и культурные понятия, и таким образом сумма коллективного опыта постоянно растет.
Сущность культуры (а также цивилизации, человечества) есть “мир понятий” (П.Сорокин). Но поскольку человечество – это народы, и культура существует в виде множества разных культур, то сами “миры понятий” для различных этносов не тождественны. Сущность каждого этноса определяется его собственным опытом, а следовательно, набор фундаментальных понятий этого этноса отличается от “мира понятий” другого этноса. Именно поэтому формы искусства и культуры в целом, а следовательно, образ и формы жизни каждого народа и каждой эпохи различны.Такие различия легко заметны даже в бытовых мелочах. Привычки, обычаи, образ жизни этносов возникают в пространстве истории и культуры.
Под словом “культура” в данном контексте подразумевается совокупный исторический опыт человечества, воплощенный в произведениях и умениях, и творчество как процесс его духовного и социального развития.
Но культурную специфику народов не следует понимать только в “этнографическом” смысле — как совокупность традиционно-бытовых особенностей материальной и духовной культуры, сложившихся в прошлом. Речь идет о культурных достижениях того или иного народа в целом, о его особенном вкладе в мировую культуру.
Культура рождается из потребности передать последующим поколениям опыт, нажитый предыдущими. А это значит, что она существует только внутри коммуникации. И поскольку все мы изначально члены какой-либо этнической общности, культура изначально этнична. Могут существовать народы, живущие на одной территории, имеющие общую экономическую базу и говорящие на одном языке, но нет и не может быть двух народов с совершенно одинаковой культурой. Если народ утрачивает свою культурную специфику, он перестает существовать как отдельный самостоятельный этнос. Именно это произошло со многими народами, которые хотя и не вымерли биологически, но исчезли с исторической арены, так как в культурном отношении полностью слились с соседними, более сильными этносами. Так случилось, например, с самодийскими народами (моторами, камасинцами и отчасти карагасами), вошедшими в состав хакасов. Следовательно, культурная специфика должна рассматриваться как основной признак всякого этноса, позволяющий во всех без исключения случаях отграничить его от других этносов.Более того, все те признаки, о которых говорилось выше (как то: язык, верования, общественное устройство, образ жизни и т.п.), входят в понятие культуры в целом и, следовательно, в культуру этносов. Каждый этнос надо рассматривать как исторически сложившийся коллектив людей вместе с созданной им культурой и языком, который эту культуру выражает.
Ведь для того, чтобы народ родился, нужно, чтобы его члены, по крайней мере, почувствовали себя общностью. А для того, чтобы он продолжал жить, нужно, чтобы это чувство сохранялось. Ведь если его нет — нет и этноса: он безболезненно ассимилируется с другим.Большинство исследователей на этот вопрос отвечают положительно. “Объединиться в этнос” по собственному желанию нельзя, так как принадлежность к тому или другому народу воспринимается самим субъектом непосредственно в силу того, что он принадлежит с младенчества именно к этому, а не к какому-нибудь иному народу и с самых ранних лет осознает эту принадлежность, тем более, что она принимается окружающими как факт, не подлежащий сомнению.
Этнос – это осознанная социокультурная общность, изначально выделяющая себя из всех других общностей.