Глава 11 Методы исследования структуры проблемы (трансформацЯ
поисков систематических методов проектирования. Грегори [2] приводит много примеров ее применения. Главное достоинство этого метода состоит в том, что он служит средством выполнения строгой, объективной проверки, неосуществимой чисто мысленным путем, без вспомогательных средств. Многие попытки систематизировать процесс проектирования включают использование матрицы взаимодействий того или иного вида, и такие матрицы используются также во всех попытках выразить проектные проблемы в форме, пригодной для обработки на ЭВМ (см., например, разд. 11.3 и 11.7). Описанные выше сравнительно простые действия над матрицей являются лишь элементарным примером применения общего аппарата матричной алгебры. При использовании этого метода возникают следующие трудности:
а) Высокая вероятность ошибок при составлении даже небольшой матрицы и ее копировании. Поэтому, если требуется
I2 Сеть взаимодействий
моменты не относятся к одному и 10Му же уровню иерархии (т.е. если какие-то элементына деле составляют часть других элементов) илиесли не все элементы принадлежа г к тому же
йству, к которому действительно приложимы указанныевзаимосвязи. Это обстоятельствоавтор упустил из виду в одной из своих предыдущих работ (Джонс [73] ), в результате чего многие
:нтыпотеряли уйму времени на составление бесполезных матриц с весьма зыбко определенными"взаимосвязями" межд)случайным образом скомбинированными "факторами", отражавшими лишь случайные мысли одного человека по поводу рассматриваемой проблемы.
Применение
В разных местах этойкниги приведены различные примеры применения этого л. но. по-видимому. диапазон сложных проектных ситуаций, в исследовании которых можно успешно использовать матрицы, практически неограничен. Важ-меть распознавать те виды неопределенности и сложности, которые нельзя четко представить в матрице. Матрица взаимодействий бесполезна в тех случаях, когда приведенные выше правила определения и выбора элементов неприменимы, т.е. когда структуру проблемы нельзя с достаточной степенью точности охарактеризовать с помощью какой-либо модели.
Обучение
■1тя распознавания и определения элементов и взаимосвязей, которые с пользой могут быть представлены в матричном виде, требуется значительный опыт. Научиться составлять и проверять матрицы можно за короткий срок, но выполнять эти операции без оши-оок - задача весьма нелегкая.
Стоимость и время
Для составления матрицы из 12 или 24 мементов требуется не более одного ^я. Для матрицы из 50 или более элементов может потребоваться несколько нецель, особенно если значительное время уходитна установление наличия тех "ли иных взаимосвязей.
Библиография
105], Грегори [2] , |
Александер [4, Джонс [73] .
Сеть
взаимодействий
Цель
Отразить схему взаимосвязей между элементами в рамках проектной проблемы.
План действий
1. Дать однозначное определение понятий
"элементы" и "взаимосвязи", как это
предложено в разд. 11.1.
2. Использовать матрицу взаимодействий
для определения взаимосвязанных пар
элементов.
3. Вычертить граф в виде точек (пред
ставляющих элементы), соединенных
линиями (изображающими связи между
элементами).
4. Изменить положения точек так, чтобы свести к минимуму число пересечений и более отчетливо выявить структуру сети.
Пример
Выразить схему взаимосвязей между помещениями медицинского центра (составлено по сетевой схеме, разработанной А. Мерреем и Д. Мидлтоном из Архитектурного отдела министерства энергетики Англии).
1 и 2. Дать однозначное определение понятий "элемент" и "взаимосвязь" и использовать матрицу взаимодействий для определения взаимосвязанных пар элементов.
Эта методика описана в примере разд. 11.1.
3. Вычертить граф в виде точек (представляющих элементы), соединенных линиями (изображающими связи между элементами).
Это легче всего сделать, если точки с самого начала расположить по кругу, как показано на рис. 11.1, где тонкими линиями обозначены желательные взаи-