Языкознание в Новое время.

17-18 в.в. (э. Просвещения) характеризуется интересом к философским проблемам языка. Знакомство Европы с огромным количеством новых экзотических языков, в том числе с санскритом. Открытие санскрита (изучение санскрита в Европе началось с конца XVIII века, в 1786 году его открыл для Европы Уильям Джонс) и знакомство с ним европейских лингвистов вызвало интерес в проблеме происхождения языков, поиском древних корней и общего источника, известных на то время языков, поскольку явные сходства санскрита и современных европейских языков не могло быть случайным. Возникает гипотеза о том, что именно санскрит является праязыком европейских языков, эта гипотеза впоследствии не подтвердилась, однако, исторические исследования в этом направлении имели важное научное значение, т.к. они стали предпосылками развития нового революционного направления – сравнительно-исторического языкознания.

Знакомство с большим количеством новых языков поставило важную задачу обнаружения причин их сходств и различий, что также является началом сравнительно- исторического языкознания. Возрождение интереса к античной культуре. Авторитет церкви заменяется авторитетом античного мира, оживляется изучение греческого и латинского языков

Эпоха просвещения характеризуется интересом к философским проблемам языка Жан Жак Руссо развивает, зародившиеся еще в античности вопросы происхождения языка (междометная и звукоподражательная) и подробно разрабатывает теорию соц. договора, которая трактует происхождение языка следующим образом. Ж.-Ж. Руссо ставит возникновение языка в зависимость от общественной потребности и выдвигает положение о совместном развитии языка и мышления от первобытного «природного крика» к грамматически упорядоченному языку. Когда человек от изолированного проживания перешел к первичным объединениям возникла необходимость общения. Первичное общение происходило при помощи выкриков которые носили инстинктивный характер. Человек развивался физиологически, таким образом что выкрики стали носить все более отчетливый и членораздельный характер. Далее происходит договоренность людей о том, чтобы принимать определенные звукокомплексы за определенные знаки. Эта теория справедливо ставит на первое место происхождение языка социальный фактор, но на многие вопросы ответы не дает. Френсис Бэкон не создал общей теории языка, но наметил путь эмпирического изучения языков – важного принципа сравнительно-исторического языкознания. Френсис Бэкон. О языке и философской грамматике. «О достоинствах и умножении наук» - работа.- начало современного науковедения. Пишет о состоянии грамматики и о языке. Устанавливает отношение слова и вещи. Создание сравнительной грамматики всех существующих языков. Формирует планы и задачи. Уделяет внимание языковому знаку. Выделяет несколько типов: - согласованные: знаки, похожие на предмет - несогласованные Пытался доказать, что особенности языка могут быть связаны с такими объективными причинами, как место проживания. По характеру языка предлагал делать выводы о нравах и характере народа. (Ineptus (неуклюжий): у Греков нет слова с таким значением = все греки неуклюжи (не замечают и не называют такого качества) Выделил в греческом языке большое количество сложных слов = греки склонны к наукам учености В иврите мало сложных слов, но много метафор = избранный народ.) Рене Декарту принадлежит идея создания искусственного языка (эпиранто). Много работал в этой области первый председатель Лондонского Королевского общества Дж.

Уилкин (Вилкинс) (1614—1672), а одно из сочинений такого рода принадлежит Исаак Ньютону, который написал его в 1661 г. в возрасте 18 лет. Авторы подобных проектов исходили из двух постулатов. Во-первых существование множества языков — большое неудобство, которое необходимо преодолеть. Во-вторых, каждой вещи от природы соответствует правильное имя, отражающее ее сущность. С именем Ломоносова связано становление литературной нормы языка. Кроме того ему принадлежит основательный труд «Российская грамматика», который долгое время оставался непревзойденным по точности описания и живости примеров. В ХVIII столетии появились грамматические труды, также заслуживающие особого внимания. Этьен де Кондильяк (1715-1780) был не только выдающимся философом, но и грамматистом. Его грамматическая концепция сформировалась под влиянием идей грамматики Пор-Рояля. Он рассматривал язык как аналитический метод, с помощью которого говорящий упорядочивает мысли, поступающие в его сознание. Джеймс Хэррис (1709-1786) считал предметом грамматики речь, которая изучается не только языкознанием, но и логикой, и риторикой. Логика изучает речь как средство выражения истинных или ложных суждений, риторика изучает ее как средство воздействия на слушателя, грамматика же осуществляет анализ речи. Вплоть до первой половины ХIХ века эти науки сохраняют тесную связь. Логика устанавливает основные категории языка – слова и предложения – в соответствии с категориями мышления. Риторика отвечает за правильное построение речи – синтаксис, частично пересекаясь с грамматикой. Поэтика тесно связана с этимологией как отделом грамматики, отвечающим за правила образования слов.

Грамматика Пор-Рояля

Языкознание XVII в. в основном шло в области теории двумя путями: дедуктивным (построение искусственных языков, о котором речь будет идти ниже) и индуктивным, связанным с попыткой выявить общие свойства реально существующих языков. Не первым, но самым известным и популярным образцом индуктивного подхода стала так называемая грамматика Пор-Рояля («Грамматика общая и рациональная»), впервые изданная в 1660 г. без указания имен ее авторов Антуана Арно (1612—1694) и Клода Лансло (1615—1695). В середине 17 в. появляется первая фундаментальная логико-лингвистическая концепция Пор-Рояля: «Всеобщая и рациональная грамматика Пор-Рояля» (1660) и «Логика» (1662), авторами которой явились Клод Лонсло (1616-1695) и Антуан Арно (1612-1694). Французские ученые использовали ее в качестве учебника в аббатстве Пор-Рояль, отсюда и другое наименование книги – Грамматика Пор-Рояля. Авторы Пор-Рояля заимствовали из античных греко-римских грамматик все ее категории, однако придали этим формам совершенно новое объяснение. Теперь все искусства речи, как общие (грамматика), так и частные (поэтика, логика, риторика, диалектика) стали исходить из общих принципов построения речи. В ее основе общие универсальные признаки, присущие всем языкам, общая природа всех языков, общие свойства слов. Эта грамматика представляет собой начало научного исследования языка, т.к. в ней представлена попытка научно осмыслить строение и функционирование естественно языка во всем многообразии языков мира, вскрыть их единство и указать специфику . Материалом для этой грамматики послужили языки, которые являлись представителями наиболее значительных культур и позволяют выделить общие основы языков: греческий, латинский, др.еврейский, французский, английский, немецкий, испанский, итальянский. В «Грамматике» выявляются универсальные категории, которые позволяют описать как отдельный язык, так и все другие языки. В ней также описываются основные способы развития мыслей, т.е. описывается механизм функционирования языка, и даются примеры синтаксических построений в различных языках. В эпоху Возрождения создают свои филологические трактаты Эразм Роттердамский, Мартин Лютер, Макиавелли, появляется новая литература на языках народов Европы; в круг лингвистических исследований вовлекается древнееврейский язык благодаря Б.Спинозе, опубликовавшему «Компендиум грамматики древнееврейского языка» (1677 г.). 1660г – «Грамматика общая и рациональная» - без указания авторов. Авторы: Антуан Арно (логик и теолог), Клод Лансло (лингвист). Пор-Рояль – женский монастырь, центр передовой мысли, сущ. кружок ученых. Грамматика была написана на французском, ее очень быстро перевели на английский. Много раз переиздавали. С нее начинается разработка ряда проблем общей теории языка (начало зарождения общего языкознания) Попытки:

сформулировать принципы, лежащие в основе языка вообще - опираться не на заключения логики и на латинский язык, но на обобщение и сопоставление нескольких языков - впервые в истории делается опора на эмпирический материал, ставятся вопросы о соотношении универсального и специфического в языках В качестве материала используется латынь, фр, исп, ит, греч, нем, др греч, др евр. 2 части грамматики : 1. Фонетика и графика 2. Грамматика.

Наши рекомендации