Профессиональные полномочия
С признанием консультирования как отдельной профессии возникла необходимость его регулирования путем аккредитационных процедур. Получение сертификата, лицензии или того и другого приобретает все большее значение в профессиональном консультировании (Glosoff, 1992; Romano, 1992). Консультанты, подтверждающие таким образом свои профессиональные полномочия, обретают дополнительную известность и доверие (Clawson & Wildermuth, 1992, p. 1).
Существует четыре основных типа профессиональной аккредитации, два из которых, сертификация и лицензирование, имеют высокий престиж. В прошлом аккредитация осуществлялась в основном учреждениями штатов, но теперь сертификация является также функцией профессиональных организаций, таких как NBCC. Прежде чем решить, на какой диплом претендовать, консультанты должны узнать, какой из них требуется по закону для ведения их практики и какой сможет расширить их полномочия и возможности развития (Anderson & Swanson, 1994).
Существует четыре уровня аккредитационных процедур (Swanson, 1983b).
1. Инспекция. В этом процессе «государственное агентство периодически проверяет деятельность практикующих специалистов, чтобы установить, совместима ли их деятельность с безопасностью, здоровьем и благополучием общества» (Swanson, 1983b, p. 28). Многие государственные агентства, в которых работают консультанты, такие как центры психического здоровья, регулярно проверяют свой персонал и свои программы. Такая проверка может включать анализ записей случаев обращения в течение определенного периода, анализ процедур содействия и персональные собеседования.
2. Регистрация. Это мероприятие требует, чтобы практикующие специалисты, представили на рассмотрение информацию относительно характера их практики. Обычно профессиональная организация, например отдел АСА какого-либо штата, принимает на себя ответственность за введение стандартов, необходимых для учета и регистрации специалистов, и ведет список тех, кто добровольно признаем эти стандарты. В частности, этот метод применяется в штате Канзас в качестве способа получения легального признания для консультанта как «зарегистрированного профессионального консультанта».
3. Сертификация. Сертификация представляет собой профессиональный официальный или неофициальный процесс, «посредством которого агентство или ассоциация предоставляют человеку свидетельство, что тот обладает определенной, заранее установленной профессиональной квалификацией. Короче говоря, сертификация... – это ограниченная лицензия, то есть только лишь защита звания» (Fretz & Mills, 1980, p. 7). В этом случае государственный или национальный орган или департамент выдает специалистам сертификат по специальности. Сертификация в основном подразумевает, что человек обладает минимальными умениями, необходимыми для работы в этой профессии, и не имеет никаких известных противопоказаний, которые бы препятствовали такой практике. Во многих штатах требуют, чтобы кандидаты на сертификацию, прежде чем им будет выдано удостоверение, тестировались на компетентность и представляли характеристики. Школьные консультанты оказались в числе первых консультантов, которые были сертифицированы.
NBCC является ведущей государственной организацией, которая проводит сертификацию консультантов. NBCC дает сертификаты по следующим специальностям: школьное консультирование, консультирование по вопросам психического здоровья, консультирование по вопросам карьеры, консультирование по вопросам злоупотреблений психотропными веществами и геронтологическое консультирование. Консультанты, которые хотят стать Национальными сертифицированными консультантами (NCC), должны пройти как минимум 48-часовой семестровый или 72-часовой квартальный курс обучения консультированию или смежной специальности, включая обучение на степень магистра по консультированию в аккредитованном на региональном уровне учреждении высшего образования. Программы обучения должны содержать курсы, которые охватывают личностный рост и развитие, работу с группами, проведение исследований и оценки программ, теории консультирования, профессиональную ориентацию, развитие карьеры и стиля жизни, этику, социальные/культурные основы и оценку. Они должны также иметь как минимум два академических семестра практики в условиях консультирования под наблюдением супервизора. Кроме того, они должны сдать экзамен на звание национального консультанта. Претендентам, обучавшимся не по программе CACREP, необходимо пройти двухгодичную практику с 3000 часов работы в контакте с клиентами и 100-часовую практику под наблюдением супервизора – консультанта NCC или эквивалентного.
Консультанты должны иметь и сертификат NBCC, и лицензию штата по четырем причинам (Clawson & Wildermuth, 1992). Во-первых, национальная сертификация более значима, чем лицензия штата, и распространяется на большее количество населения. Во-вторых, лицензирование больше, чем сертификация, зависит от политики отдельных штатов. В-третьих, национальная сертификация дает больше возможностей пользоваться справочными источниками и связываться по государственным каналам. Наконец, в отличие от национальной сертификации, большинство лицензий штатов не признают узких областей консультирования.
Что представляет собой национальный совет по сертифицикации консультантов? Национальный совет по сертификации консультантов является некоммерческой, независимой организацией, которая устанавливает и прослеживает процесс сертификации консультантов на государственном уровне. МЗСС был создан в 1982 году усилиями Американской ассоциации консультирования для поддержки профессиональных стандартов аккредитации консультантов. NBCC предоставляет шесть профессиональных сертификатов с присвоением следующих званий: ♦ национальный сертифицированный консультант; ♦ национальный сертифицированный консультант по проблемам карьеры; ♦ национальный сертифицированный геронтологический консультант; ♦ национальный сертифицированный школьный консультант; ♦ сертифицированный клинический консультант по вопросам психического здоровья; ♦ главный консультант по аддиктивному поведению. Консультантам, которые соответствуют стандартам NBCCw получают сертификат, необходимо поддерживать и возобновлять сертификат посредством продолжающегося образования. Посредством своих сертификационных программ NBCC обеспечивает национальный стандарт в профессии консультирования, который может использоваться как мера профессионализма. |
Кто такие национальные сертифицированные консультанты? Консультантам, имеющим сертификат NBCC, разрешается идентифицировать себя в качестве национальных сертифицированных консультантов (НСК). Эти консультанты отвечают профессиональным стандартам для общей практики, установленным NBCC, и согласны соблюдать Этический кодекс NBCC. НСК работают 8 различных образовательных и социальных сервисных учреждениях типа школ, частных агентств, агентств по вопросам психического здоровья, исправительных заведений, общественных агентств, реабилитационных агентств, бизнеса и промышленности. НСК проходит подготовку во многих областях, включая особенности пожилого возраста, профессиональную ориентацию, особенности подросткового периода и проблемы брака и семьи. Индивидуально работающие НСК могут ограничивать практику специальными областями, представляющими для них интерес, или теми, в которых они имеют больше опыта (например, профессиональная ориентация, этнические группы и т. д.), или возрастными группами (подростки, пожилые и т. д.). В дополнение к сертификату NBCC многие НСК получают лицензии своих штатов или получают сертификат по специальностям, относящимся к областям психического здоровья, профессиональной подготовки, школьного консультирования, геронтологического консультирования, аддиктивного поведения или реабилитационного консультирования. Как консультант получает звание национального сертифицированного консультанта? Кандидаты на звание НСК должны удовлетворять минимальным требованиям в части образования и профессионального опыта в консультировании. ♦ НСК должны иметь степень магистра или доктора по консультированию или смежной дисциплине от аккредитованного на региональном уровне учреждения. ♦ НСК должны иметь по крайней мере два года опыта профессионального консультирования и должны представить документ о прохождении практики под наблюдением супервизора. ♦ Все НСК должны сдать Национальные экзамены консультанта {NCE} в ШХ для получения лицензии и сертификата. НСК сертифицируются сроком на пять лет, в течение которых ЛСК должны принимать участие в учрежденных мероприятиях по продолжению образования, чтобы быть готовыми для повторной сертификации. Это требование непрерывного образований дает гарантию того, что НСК остается в курсе актуальных достижений в области консультирования. Этические стандарты NBCC для практической работы Все НСК соглашаются соблюдать Этический кодекс NBCC, Этот кодекс заявляет, что НСК предлагают только услуги, для которых они профессионально квалифицированы, что они уважают суверенность и поддерживают благополучие клиента и что они соглашаются с установлением соответствующих вознаграждений. Прежде чем вы начнете работать как консультант с дипломом НСК, вы вправе запросить у NBCC копию Этического кодекса NBCC. Хроме того, запросите у него подробное разьяснение предлагаемых услуг, а также ваше финансовое и процедурное соглашение. Вы должны до начала консультирования получить полную информацию и убедиться, что не будете испытывать неудобств от всех условий. Сколько консультантов сертифицировано NBCC? Более 20 000 консультантов успешно прошли процесс сертификации в NBCC, и приблизительно 3500 из этих НСК имеют сертификаты по специализациям NBCC. |
Источник: NBCC, 3 Terrace Way Suite D Greensboro NC 27403-3660.
4. Лицензирование. Фретц и Миллс (Fretz & Mills, 1980) определяют лицензирование как «установленную законом процедуру, посредством которой правительственное агентство, обычно на уровне штата, предоставляет разрешение гражданину, обладающему предписанной квалификацией, заниматься данной деятельностью и/или использовать определенное звание и выполнять определенные функции» (р.7). Лицензирование отличается по цели от сертификации, но требует аналогичных процедур по срокам обучения и по проверке компетентности (Shimberg, 1981). После того как устанавливается обязательное лицензирование, никто не может заниматься законной практикой без получения лицензии (Anderson & Swanson, 1994). Лицензирование – это процесс, почти исключительно управляемый правительством штатов, и те штаты, в которых проводится лицензирование, учреждают органы надзора за выдачей лицензий.
Рис. 3.1. Штаты, в которых законодательно регулируются полномочия консультантов,
по состоянию на 1999 г.
Вообще лицензирование профессиональных помощников находится всегда под пристальным контролем общества, представителей других профессий и законодательных органов штата. Лицензирование консультантов набирало скорость в 1970-х и 1980-х годах, точно так же как это происходило с лицензированием психологов в 1960-х и 1970-х годах. В 1999 году практика консультирования законодательно регулировалась в 46 штатах и в округе Колумбия (рис. 3.1).
Чтобы координировать усилия по поддержанию единообразия и профессионального роста, была сформирована Американская ассоциация комитетов штатов по консультированию (Dingman, 1990).