А сейчас мы с вами поиграем в игры, которые помогут 1 страница

Нам легко и хорошо учиться в школе.

♦ Упражнение 5.Сравни картинки. Собака

Цель:развитие восприятия формы, цвета, величи­ны предметов, наблюдательности, умения сравнивать и анализировать, концентрировать внимание, связно говорить. (См. приложение 1.)

Описание игры.Ставится картинка больших раз­меров. Дети по очереди словесно описывают отличия.

♦ Упражнение 6.П/и «Будь внимателен»

Цель:развитие внимания, быстроты, ловкости; фор­мирование умения быстро и точно реагировать на зву­ковые сигналы.

Описание игры.Ребята становятся лицом к психо­логу в свободном порядке. Взрослый включает марше­вую музыку. Дети маршируют под музыку в силу своих способностей. Во время маршировки психолог дает различные команды. Ребята реализуют движение в со­ответствии с командой взрослого:

• «Лягушки» (дети приседают и прыгают, ими­тируя движение лягушек);

• «Кони» (дети ударяют ногой об пол, как будто конь бьет копытом);

• «Цапли» (дети стоят на одной ноге);

• «Мишки» (дети переваливаются с одной на ноги на другую).

♦ Упражнение IИгра «Художник»

Цель:развитие зрительной памяти, наблюдательно­сти, коммуникабельных способностей.

Описание игры.Ребята садятся полукругом. Пси­холог выбирает двоих детей. Остальные — зрители. Один из детей — «художник», сначала он вниматель­но смотрит на своего «заказчика» (1,5—2 мин). После этого поворачивается к нему спиной и по памяти опи­сывает внешность ребенка.

♦ Упражнение 8.П/и «Передай другому» (столовые ложки, шарики)

Цель:развитие координации, согласованности и быстроты движений; формирование сплоченности в кол­лективе.

Описание игры.Психолог делит детей на две ко­манды. Команды располагаются друг напротив друга. Все ребята становятся на колени, берут в рот ложки и заводят руки за спину. В ложки первым игрокам ко­манд психолог кладет по небольшому пластмассовому шарику (можно использовать орехи). По сигналу взрос­лого «Начали» игроки с шариком встают, делают по­ворот вокруг себя, снова опускаются на колени и без помощи рук перекладывают орех в ложку к следующему игроку. Та команда, которая передает шарик быстрее и без потерь, выигрывает.

♦ Упражнение 9,Послушай и нарисуй музыку

(Рисуют на общем листе. Диск со спокойной музыкой.)

Цель:сплочение группы детей, развитие художе­ственных способностей.

Описание игры.Дети слушают спокойную музыку и после этого рисуют возникшие образы. Обсуждение рисунков.

♦ Упражнение 10.Ритуал прощания

Цель:создание после занятия атмосферы любви, за­боты, внимания к каждому ребенку.

Описание игры.Взявшись за руки, закрыв глаза, постоять молча одну минуту.

Вопросы к детям:

• Что вы почувствовали, держа друг друга за руки? (Обсуждаем.)

• Что понравилось больше всего на занятии? Говорим установки для девочек и мальчиков.

Установка мальчикам:

«Я хочу быть умным, сильным, смелым, ловким, трудолюби­вым, добрым и счастливым!

Я сделаю все, чтобы стать умным, сильным, смелым, ловким, трудолюбивым, добрым и счастливым! Я буду учиться хорошо!»

Установка девочкам:

«Я хочу быть умной, красивой, умелой, ловкой, доброй и сча­стливой!

Я сделаю все, чтобы стать умной, красивой, умелой, ловкой, доброй и счастливой! Я буду учиться хорошо!»

Материал:

1) магнитофон;

2) кассеты со спокойной музыкой;

3) картинки (собака);

4) столовые ложки, два маленьких пластмассовых шарика, карандаши, краски, большой лист бумаги.

ЗАНЯТИЕ 2

Цель:

• сплочение группы для дальнейшей деятельности;

• знакомство с понятиями уверенного и неуверен­ного поведения;

• развитие внимания и памяти.

♦ Упражнение 1.Приветствие

Дети здороваются, прикасаясь друг к другу. Пра­вая ладонь, левая ладонь, правое колено, левое колено (под спокойную музыку).

♦ Упражнение 2.Ритуал

Цель:сплочение группы, разогревание интереса и внимания для дальнейшей деятельности.

Описание игры.Дети, стоя в кругу, взявшись за руки, по очереди называют свои имена. Затем, сложив руки «лодочкой», передают добрые пожелания друг другу.

♦ Упражнение 3.Беседа об уверенном и неуверенном поведении

Ребята! Сегодня на занятии мы поговорим с вами об уверенном и неуверенном поведении людей. Как вы понимаете, что значит быть уверенным в себе? (Пси­холог заслушивает ответы детей.) Уверенный чело­век — это твердый, не колеблющийся, не сомневаю­щийся в своих силах и возможностях.

Каждый человек должен быть уверен в том, что любое препятствие можно преодолеть, приложив максимум усилий. Ребята, подскажите мне, как стать уверен­ным в себе человеком? (Дети отвечают.) Для этого нужно учиться и становиться умнее, сильнее, смелее, более ловкими, учиться вести себя среди людей, учиться защищать себя и слабого, учиться общаться со сверст­никами и взрослыми, учиться понимать самого себя и окружающих людей.

У каждого из нас свой характер. Если у кого-то труд­ный характер, ему следует научиться его обуздывать. Если же кто-то боязлив, он должен и может стать сме­лее. А если кто-то нерешителен, не уверен в себе, он должен и может стать решительнее, поверить в себя, в свои силы и возможности. И еще, что немаловажно, каждому человеку нужно научиться ценить и уважать собственное достоинство. Все в ваших руках.

А теперь, ребята, давайте вспомним героев различ­ных сказок, которые смогли стать умнее, сильнее, доб­рее, смелее, трудолюбивее. (Ребята приводят приме­ры из сказок.)

♦ Упражнение 4.П/и «Зашифрованные хлопки»

Цель:развитие активного внимания, обучение при­нимать соответствующее положение по сигналу.

Описание игры.Психолог знакомит ребят с прави­лами игры: если он хлопнет один раз , ребята должны перевоплотиться в аиста, если два раза в кузнечика, если три раза — стать лисой, а если четыре раза под­ряд, то нужно стать медведем. Дети начинают свобод­но двигаться по комнате, а психолог хлопает в ладоши определенное количество раз. Услышав один или не­сколько хлопков, ребята принимают соответствующую позу на 10—20 секунд:

• «Аист» (дети стоят на одной ноге);

• «Кузнечик» (прыгают как кузнечик);

• «Лиса» (бегают легко, заметают следы хвости­ком);

• «Медведь» (переваливаются с ноги на ногу).

♦ Упражнение 5.Сравни картинки. Кукла

Цель:развитие восприятия формы, цвета, величи­ны предметов, наблюдательности; формирование уме­ния сравнивать и анализировать, концентрировать вни­мание, связно говорить.

Ведущий читает стихи и показывает две картинки: Кукла в ванночке не плачет, Просидит хоть целый час. Любит мыться! Это значит — Кукла умница у нас! (См. приложение 2.)

♦ Упражнение 6,П/и «Запомни движение»

Цель:развитие внимания, моторно-слуховой памяти.

Описание игры.Психолог предлагает ребятам по­играть в следующую игру: сначала он будет показы­вать движения, состоящие из 3—4 действий, а потом сами ребята должны повторить эти действия в пря­мом, а затем обратном порядке:

Действие 1. Присесть, поднять руки, встать.

Действие 2. Поднять руки в стороны, опустить руки, поднять руки вверх, опустить руки вдоль туловища.

Действие 3. Отставить правую ногу назад, приста­вить правую ногу, отставить левую ногу назад, при­ставить левую ногу.

Действие 4. Повернуть голову вправо, повернуть голову влево, повернуть прямо, присесть, встать.

♦ Упражнение 7.Игра «Цветные треугольники»

Цель:обучение детей производить прямой счет. Описание игры.Ребята рассаживаются за круглым столом. Психолог высыпает на стол треугольники раз-

ных цветов. Каждый игрок должен собирать треуголь­ники «своего» цвета. Как только один из игроков вы­брал все треугольники соответствующего цвета, игра останавливается, и ребята совместно с психологом счи­тают количество выбранных треугольников у каждого ребенка. Победителем считается тот ребенок, который собрал большее число треугольников.

♦ Упражнение 8.«Собери разрезную картинку»

Цель:развитие восприятия, логического мышления. Описание игры.Дается предметная картинка, раз­резанная на 4, 6, 8 частей. Необходимо быстро собрать.

♦ Упражнение 9.«Послушай музыку и нарисуй свое настроение»

(Рисует на общем листе вся группа.) Цель:сплочение группы, развитие творческих и ком­муникативных способностей.

Описание игры.Дети слушают спокойную музыку и рисуют возникшие образы на общем листе. (Обсуж­дение картины. Положительный настрой.)

♦ Упражнение 10*Ритуал прощания

Цель: создание после занятия атмосферы любви, за­боты, внимания к каждому ребенку.

Описание игры.Взявшись за руки, закрыв глаза, постоять молча одну минуту.

Вопросы к детям:

• Что вы почувствовали, держа друг друга за руки? (Обсуждаем.)

• Что понравилось больше всего на занятии? Говорим установки для девочек и мальчиков.

Установка мальчикам:

«Я хочу быть умным, сильным, смелым, ловким, трудолюби­вым, добрым и счастливым!

Я сделаю все, чтобы стать умным, сильным, смелым, ловким, трудолюбивым, добрым и счастливым! Я буду учиться хорошо!»

Установка девочкам:

«Я хочу быть умной, красивой, умелой, ловкой, доброй и сча­стливой!

Я сделаю все, чтобы стать умной, красивой, умелой, ловкой, доброй и счастливой! Я буду учиться хорошо!»

Материал:

1) записи спокойной музыки;

2) картинки с куклами;

3) цветные треугольники;

4) разрезные картинки;

5) большой лист бумаги, краски, карандаши.

ЗАНЯТИЕ 3

Цель:

• сплочение группы для дальнейшей деятельности;

• развитие у детей понимания того, что значит ува­жать себя;

• с помощью изотерапии поднятие самооценки ре­бенка;

• развитие уверенности в себе.

♦ Упражнение 1.Приветствие (под музыку)

Описание игры:

а) пройти по комнате и заглянуть каждому в глаза;

б) пройти по комнате, заглянуть в глаза и улыб­нуться друг другу.

Ребята, как вы думаете, для чего это необходимо? (Обсуждение.)

♦ Упражнение 2.Ритуал

Цель:сплочение группы, разогревание интереса и внимания для дальнейшей деятельности.

Описание игры.Дети стоят в кругу, взявшись за руки, с закрытыми глазами одну минуту. Затем, сложив руки «лодочкой», передают добрые пожелания друг другу.

♦ Упражнение 3.Знакомство

Мальчики вспоминают имена девочек, девочки — имена мальчиков.

♦ Упражнение 4.Беседа об уважении к самому себе

Ребята! На прошлом занятии мы с вами говорили об уверенном и неуверенном поведении. А сегодня пого­ворим о том, что человек должен обязательно уважать себя. Если человек себя не уважает, то и другие ведут себя по отношению к нему неуважительно. Этому че­ловеку одиноко и плохо, над ним могут смеяться ребя­та во дворе, с ним не дружат, его не принимают в игру, а иногда могут толкнуть и обидеть.

Давайте с вами подумаем, за какие качества уважа­ют людей. Для этого каждый из вас вспомнит и пере­числит качества, которые вы считаете своими досто­инствами, то есть те качества, которые вам в себе нра­вятся и помогают вам жить (доброта, справедливость, честность, смелость и др).

Добрый человек всегда помогает другим — товари­щам, родным, малышам. Он делится с другими тем, что у него есть, выручает из беды. Добрый человек любит и заботится о животных, птицах и растениях. Люди, которые делают добро, приносят другим радость.

Каждому нужно быть справедливым в оценке пове­дения своих сверстников и своего собственного. Нуж­но учиться замечать и плохое, и хорошее. Плохое стре­миться исправить и больше не повторять.

Всегда нужно говорить правду, потому что чувство­вать себя нечестным очень тяжело. Человеку, который солгал, стыдно в первую очередь перед собой.

Молодцы, ребята, мы вспомнили с вами разные дос­тоинства человека, а теперь вспомните какую-нибудь историю, которая с вами произошла, где бы прояви­лось одно из ваших положительных качеств. (Ребята рассказывают свои истории, психолог помогает им.)

А теперь давайте подумаем, за что уважают мальчи­ка, а за что — девочку. (Дети высказывают свои пред­положения.) Правильно, молодцы, мальчика уважают за его ум, силу, ловкость, смелость, правдивость, спра­ведливость, доброту и, конечно, за то, что все умеет: бегать, прыгать, играть в разные подвижные игры. Не уважают глупого, слабого, неловкого, нечестного, трус­ливого, злого, ленивого, грубого и болтливого.

Девочку уважают за ум, ловкость, честность, спра­ведливость, доброту, аккуратность и, конечно, за то, что она все умеет. Не уважают глупую, неловкую, не­честную, несправедливую, злую, ленивую, болтливую, неаккуратную, неумелую.

Теперь вам, ребята, понятно, какими следует быть, чтобы вас уважали. А для этого нужно много трудить­ся и воспитывать самого себя. Как вы это понимаете? (Ребята высказывают свое мнение, психолог помога­ет в ходе обсуждения.)

♦ Упражнение 5»П/и «Петушки»

Цель:развитие координации движений, самоконт­роля.

Описание игры.Перед началом игры психолог го­ворит: «Мы с вами только что беседовали о том, каким качествами должны обладать мальчики. Должны быть сильными, терпеть боль, не бояться борьбы, состяза­ния в силе, смелыми и выносливыми. Сейчас мы убе­димся в этом. И слава тому, кто выиграет в этом по-

единке, но также слава и тому, кто проиграет, потому что и тот, и другой — смелые мальчики, не побоялись вступить в борьбу».

После этого мальчики делятся по парам. Стоя на одной ноге, бьют друг друга ладонью о ладонь и пыта­ются удержать равновесие. Кто из игроков устоял на одной ноге, тот считается победителем.

♦ Упражнение 6*П/и «Четыре стихии»

Цель:развитие активного внимания, обучение дей­ствовать по сигналу.

Описание игры.Ребята становятся произвольно ли­цом к психологу. По команде играющие выполняют определенные движения:

• «Земля» (дети расставляют ноги на ширину плеч);

• «Вода» (дети выполняют движения руками, как будто плавают);

• «Воздух» (дети выполняют плавные движения руками, как будто летают);

• «Огонь» (дети набирают воздух и дуют, как будто тушат огонь).

Кто ошибается во время выполнения действия, вы­ходит из игры. Победителями оказываются самые вни­мательные.

♦ Упражнение 7.Урок математики

I вариант

Цель: знакомство детей с визуальным изображени­ем цифр.

Описание игры.Найти цифры от 1 до 10 на рисун­ке. Прямой и обратный счет от 1 до 10 и от 10 до 1.

(См. приложение 3.)

II вариант

Цель: развитие конструктивных навыков, форми­рование умения производить счетные операции.

Описание игры.Выкладывание из спичек фигур­ки. Дается образец рисунка. Необходимо посчитать количество спичек для образца и выполнить (рыбка, флаг, лодка, ёлка, очки, танк).

(См. приложение 4.)

♦ Упражнение 8.П/и «Подпрыгни и достань игрушку»

Цель:развитие ловкости, упорства в достижении цели; формирование красивой и пружинистой походки.

Описание игры.Психолог подвешивает игрушку на нитке, ребята, по очереди подпрыгивая, пытаются ее достать.

♦ Упражнение 9.«Кто больше назовет фруктов и овощей» (с фишками)

Цель:закрепление названий фруктов и овощей; формирование умения понимать обобщающие слова.

Описание игры.Дети по очереди называют фрук­ты и овощи. За правильное название игрок получает фишку. Потом игра усложняется: сначала нужно на­зывать только фрукты, а потом только овощи. В конце игры подсчитывается количество фишек у каждого ре­бенка. У кого окажется больше, тот и выиграл.

♦ Упражнение 10.Не пропусти овощи и фрукты

Цель: развитие внимания, способности к переклю­чению, быстрой двигательной реакции на слово.

Описание игры.Психолог читает слова. Как только ребенок услышит название овоща или фрукта, он дол­жен хлопнуть в ладоши. Тот, кто не заметил нужного слова, выходит из игры.

Открытка, заяц, морковь, клен, груша, поезд, хлеб, огурец, ро­машка, слон, дуб, слива, мяч, свекла, трава, школа, горох, ель, ромашка, кабачок, окно, дом, черешня, капуста, помидор, ма­лина, смородина, самолет, лук, кузнечик, чашка, яблоко.

♦ Упражнение 11.Знакомство с тетрадью. Ориентировка в тетради

Цель:обучение детей ориентироваться на тетрад­ном листе; закрепление понятий: слева, справа, вни­зу, вверху, в центре.

Описание игры.Психолог дает словесную инструк­цию. Нарисуйте в центре листа солнышко. Справа на­рисуйте гриб. Слева — листик. Вверху листа нарисуй­те помидор, внизу листа — огурец.

♦ Упражнение 12.Нарисуй себя. Автопортрет

Цель:развитие позитивной самооценки, уверенно­сти в себе.

Описание игры.Дети рисуют свои портреты. (По­ложительный настрой. Выставка портретов. Обсуж­дение.)

♦ Упражнение 13.Ритуал прощания

Цель:создание после занятия атмосферы любви, заботы, внимания к каждому ребенку.

Описание игры.Взявшись за руки, закрыв глаза, постоять молча одну минуту.

Вопросы к детям:

• Что вы почувствовали, держа друг друга за руки? (Обсуждаем.)

• Что понравилось больше всего на занятии? Говорим установки для девочек и мальчиков.

Установка мальчикам:

«Я хочу быть умным, сильным, смелым, ловким, трудолюби­вым, добрым и счастливым!

Я сделаю все, чтобы стать умным, сильным, смелым, ловким, трудолюбивым, добрым и счастливым! Я буду учиться хорошо!»

Установка девочкам:

«Я хочу быть умной, красивой, умелой, ловкой, доброй и сча­стливой!

Я сделаю все, чтобы стать умной, красивой, умелой, ловкой, доброй и счастливой! Я буду учиться хорошо!»

Материал:

1) записи со спокойной музыкой;

2) изображение цифр на листе, рисунок;

3) спички, образцы;

4) игрушка на веревочке;

5) фишки;

6) бумага, краски, карандаши.

ЗАНЯТИЕ 4

Цель:

• сплочение группы для дальнейшей деятельности;

• снятие страха в развитии самоконтроля;

• развитие внимания, памяти, умения обобщать и классифицировать;

• развитие творческих способностей.

♦ Упражнение 1.Приветствие (под музыку)

1. Пройти по комнате и заглянуть каждому в глаза и улыбнуться («Ребята, как вы думаете, для чего это необходимо?»).

2. Мальчики вспоминают имена девочек, девочки — имена мальчиков.

♦ Упражнение 2.Ритуал

Цель:сплочение группы, установление добрых от­ношений друг с другом.

Описание игры.Сложив руки «лодочкой» передать друг другу: «доброе утро» с именем. (Даша, Маша, Саша и т. д.)

♦ Упражнение 3. П/и«Мяч»

Цель:развитие ориентировки в пространстве, вни­мания; закрепление имен товарищей.

Описание игры.Дети располагаются по кругу. Пси­холог вместе с детьми произносит следующие слова:

Раз, два, три, четыре, пять, Мячик наш пустился вскачь, И поймать, дружок, его Нужно только и всего.

После этих слов психолог подбрасывает мяч вверх и называет имя ребенка. Тот, чье имя названо, должен поймать мяч. Затем все вместе снова проговаривают считалочку, и ребенок, поймавший мяч, подбрасывает его вверх и называет имя одного из детей группы.

♦ Упражнение 4.Урок чтения

1. Знакомство с гласными и согласными буквами. Цель:ознакомление детей с алфавитом, с гласными

и согласными буквами, звуками. (Наглядный мате­риал «Алфавит», плакат.)

2. Игра: «Подскажи Незнайке»

Цель:развитие у детей умения определять, из ка­ких звуков состоят слова; обучение детей самостоя­тельно дополнять слова нужными звуками.

Описание игры.Психолог просит ребят помочь Не­знайке найти нужные звуки. Затем сообщает, что сей­час Незнайка будет говорить слова, но в некоторых словах он забыл последний звук. Ребята должны на­звать его сами.

Незнайка: На дверях висел огромный замо... к.

Пожарные тушили сильный пожа... р.

У меня есть красный каранда... ш.

От малыша укатился мя... ч.

По лесу ходит злой вол... к.

В зоопарке живет жира... ф, бегемо... т, павли... н.

Зерно клевал воробе... й.

Медведь спит в берлог... е.

У бабушки в деревне есть коз... а, свинь... я, ко­ров... а.

♦ Упражнение 5.Д/и «Кто больше назовет домашних и диких животных» (с фишками)

Цель:закрепление знаний детей, обучение класси­фикации по группам.

Описание игры.Дети по очереди называют домаш­них животных, затем диких. Назвавшему правильно, дается фишка.

♦ Упражнение 6.Загадки

Цель:развитие логического мышления, внимания, памяти; обучение отгадыванию загадок.

Описание игры.Психолог предлагает ребятам отга­дать загадки о животных.

1. По лесу зимой,

Голодный бродит и злой. (Волк)

2. Бегут по тропинке

Иголки на спинке. (Еж)

3. Красные сапожки

У него на ножках.

В воду он заходит

И сухим выходит. (Гусь)

4. Высокого роста

И с длинною шеей,

Пятнистой расцветки.

Кто это, скажите же, детки? (Жираф)

5.Длинное ухо,

Малый росток,

Любит морковку,

По лесу — скок. (Заяц)

6.Он в большом лесу хозяин,

Спит зимой, мы это знаем.

Летом ульи разоряет,

Мед у пчелок забирает. (Медведь)

7. Длинный хвост, под полом гуляет,

Любит сыр, от кота убегает. (Мышь)

8.Серая шерстка,

Копытом лягается,

Норов упрямый,

Травою питается. (Осел)

♦ Упражнение 7.П/и «Дракон кусает свой хвост»

Цель:развитие согласованности движений, быстро­ты, ловкости; снятие невротических состояний, страхов.

Описание игры.Звучит веселая музыка. Ребята ста­новятся друг за другом и крепко держатся за плечи.

Первый ребенок — «голова дракона», он получает в руки игрушку дракон (можно надеть на голову ша­почку с драконом), последний — «хвост дракона». «Го­лова дракона» пытается поймать «хвост», а тот стара­ется увернуться от нее.

В конце игры психолог хвалит всех ребят за сме­лость.

♦ Упражнение 8.Игра с карточками «4-й лишний»

Цель:формирование умения обобщать, классифи­цировать, исключать.

Описание игры.На каждого ребенка — по 2 кар­точки. Все по очереди показывают и объясняют, картинка лишняя. (См. приложение 5.)

♦ Упражнение 9.Игра на внимание «Не пропусти животного»

Цель:развитие внимания, способности к переклю­чению, быстрой двигательной реакции на слово.

2.0. А. Журбина

Описание игры.Психолог читает слова. Как только ребенок услышит название животного он должен хлоп­нуть в ладоши. Тот, кто не заметил нужного слова, выходит из игры.

Машина, ложка, кошка, стол, ушел, мышка, корова, рябина, цыпленок, тарелка, пар, слон, теплоход, заяц, улица, волк, дуб, лиса, мяч, лист, свинья, дом, утка.

♦ Упражнение 10*Графический диктант

Цель:формирование самоконтроля, развитие тон­кой моторики руки; закрепление понятий: вправо, вле­во, вверх, вниз.

Описание игры.Психолог кладет перед каждым ребенком тетрадь в клеточку и ручку. После этого со­общает следующее: «Сегодня мы будем учиться прово­дить линии в тетради, я буду давать задание, в какую сторону и на сколько клеток нужно вести линию. Вни­мательно слушайте меня и проводите только те линии, о которых я скажу. Когда будет проведена первая ли­ния, нужно подождать, пока я не скажу, куда напра­вить следующую. Каждую новую линию нужно начи­нать там, где закончилась предыдущая, при этом не отрывая ручки от бумаги».

Затем ребята берут ручки, и психолог начинает:

«Отступите сверху листа одну клеточку и слева одну, поставь­те точку. Отточки отступите одну клеточку вверх, вправо, вниз, клетку вправо, вверх, вправо, вниз и т. д.»

Дойдя до середины листа психолог предлагает ребя­там продолжить рисунок до конца строки самостоя­тельно.

♦ Упражнение 11.Послушай музыку и нарисуй свое настроение

Цель:сплочение группы, развитие творческих спо­собностей.

Описание игры.Дети слушают спокойную музыку и на большом листе бумаги рисуют. В конце задания — обсуждают, какие чувства возникли, когда слушали музыку.

♦ Упражнение 12.Ритуал прощания

Цель: создание после занятия атмосферы любви, заботы, внимания к каждому ребенку.

Описание игры.Взявшись за руки, закрыв глаза, постоять молча одну минуту.

Вопросы к детям:

• Что вы почувствовали, держа друг друга за руки? (Обсуждаем.)

• Что понравилось больше всего на занятии? Говорим установки для девочек и мальчиков.

Установка мальчикам:

«Я хочу быть умным, сильным, смелым, ловким, трудолюби­вым, добрым и счастливым!

Я сделаю все, чтобы стать умным, сильным, смелым,ловким, трудолюбивым, добрым и счастливым! Я буду учиться хорошо!»

Установка девочкам:

«Я хочу быть умной, красивой, умелой, ловкой, доброй и сча­стливой!

Я сделаю все, чтобы стать умной, красивой, умелой, ловкой, доброй и счастливой! Я буду учиться хорошо!»

Материал:

1) записи с музыкой;

2) мяч;

3) карточки с гласными буквами;

4) игрушка «Незнайка»;

5) фишки;

6) загадки о животных;

7) игрушка «Дракон» или шапочка с изображением дракона.

ЗАНЯТИЕ 5

Цель:

• сплочение группы для дальнейшей деятельности;

• объяснение детям, что каждый человек — лич­ность, со своими достоинствами и недостатками;

• снятие страхов и неуверенности в поведении;

• развитие внимания.

♦ Упражнение 1.Приветствие под музыку

Описание игры.Пройти по комнате, заглянуть каж­дому в глаза, погладить каждого по голове, как «ко­тенка», как «щенка», «помурлыкать», «полаять» от удовольствия.

♦ Упражнение 2.Ритуал

Цель:сплочение группы, разогревание интереса и внимания для дальнейшей деятельности.

Описание игры.Дети стоят в кругу, взявшись за руки, с закрытыми глазами одну минуту. Затем, сло­жив руки «лодочкой», передают добрые пожелания друг другу.

♦ Упражнение 3.Беседа «Кто я?»

Ребята, мы раньше с вами говорили о достоинствах человека, за которые его уважают другие, а сегодня мы поразмышляем на тему, какие мы сами: что хоро­шего и не очень хорошего есть в нас самих.

Какие достоинства вы видите в себе? (Доброта, сме­лость, ловкость, честность и т. д.) Какие недостат­ки есть в вас? (Лень, болтливость, грубость и т. д.)

Все доброе в себе надо укреплять, а недостатки из­живать. Обязательно нужно научиться оценивать свои поступки и говорить об этом старшим: «Я сегодня со­вершил плохой поступок», а не то, что вы плохой или плохая. Ваш поступок плохой, значит, в следующий раз нужно постараться его не совершать.

Наши рекомендации