Блок 6. Тренинг публичного выступления
Время – 9 ч (3 трехчасовых занятия).
Цель - обучение участников успешно выступать перед аудиторией, добиваясь целей, поставленных перед выступлением.
Задачи тренинга:
1) знакомство с теоретическими основами построения выступления;
2) освоение приемов и методов аргументации;
3) изучение и усвоение на практике правил информирования, убеждения и побуждения слушателей;
4) развитие чувствительности к аудитории;
5) развитие уверенности в себе и навыков адекватного самопредставления;
6) развитие навыков установления контакта с аудиторией.
Тренинг построен так, чтобы участники и освоили приемы построения содержательной структуры выступления, и обучились технике психологического взаимодействия с группой слушающих. Начать следует с такого упражнения, которое активизирует и мобилизует участников. Следующие два упражнения предложены в работе Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, П. В. Растянникова «Диагностика и развитие компетентности в общении».
1. «Разминка»[7].
Цель: включение в активную работу над проблемами публичного выступления, предоставление обратной связи выступающим.
В р е м я : 45 мин.
Материалы: видеотехника.
Обучаемым рекомендуется найти такое место в помещении, которое позволяло бы им чувствовать себя комфортно при общении с группой. Рекомендуется сделать паузу и расслабить мышцы лица, тела, окинуть взглядом присутствующих, устанавливая первый контакт. Затем следует обратиться к ауди-, тории. Перед каждым выступающим ставится задача найти такую форму обращения, которая еще не была использована ранее. Таким образом все участники должны выполнить это упражнение по очереди. Полученная видеозапись просматривается без комментариев и анализа, поощряются только новизна и особо удачные обращения. Члены группы получают информацию о том, какими их видит аудитория.
Следующее упражнение содержит усложненное задание.
2. «Выступление без подготовки»[8].
Цель: экспресс-диагностика невербального компонента выступления, приобретение навыка ориентации во времени, тренировка навыка установления контакта с аудиторией, тренировка уверенности в себе во время выступления.
Время: 1,5 ч.
Материалы: видеотехника.
Каждый участник должен сделать сообщение на заранее неподготовленную тему в течение 2 мин. Возможные темы придумываются группой, группируются в три списка и записываются на отдельных листочках. Желательно, чтобы в списке тем первой группы присутствовали названия всем известных предметов, животных и растений: корова, гитара, парашют и т.д. Вторая группа названий содержит слова, обозначающие те явления и процессы, которые не имеют четкой вещной оболочки, но могут быть изображены с помощью телодвижений: бег, плавание, аплодисменты, полет и т.д. Третий список составлен из понятий, обозначающих те явления, которые не имеют внешней фактуры: праздник, ураган, демократия, откровение и т.д. Ведущий предлагает всем ознакомиться с планом составления формального содержания сообщения.
Участники по очереди выходят перед аудиторией и достают листок с названием темы из перемешанной стопки. Анализ видеозаписи производится после 4-6 выступлений. Обсуждаются следующие параметры: удалось ли выступающему уложиться во времени (без обращения к часам), удалось ли ему установить контакт со слушателями, как были использованы выразительные средства - мимика, телодвижения, интонации и т.д., справился ли выступающий со своим волнением.
На следующем этапе тренинга ведущий организует дискуссию, в результате которой группа должна составить список основных проблем публичного выступления, на основе которого и применяются те или иные техники тренировки необходимых качеств выступающего. В ходе дискуссии ведущий имеет возможность информировать участников о теоретических основах публичного выступления (виды, структура выступления и т. п.).
В качестве и полезного, и развлекательного элемента можно использовать следующие упражнения:
3. «Шутка»[2, 9].
Цель: оптимизация эмоционального климата в группе, осознание значения юмора и шутки в выступлении.
В р е м я : 30 мин.
Участники группы делятся на пары. Ведущий дает инструкцию: «Попробуйте обсудить серьезную тему, например факторы повышения производительности труда или подъема экономики, используя афоризмы, анекдоты, шутки. Ваша задача - организуйте диалог, но так, чтобы после каждой фразы был использован один из этих элементов». Наиболее удачные варианты можно представить всей группе.
Следующее упражнение направлено на отработку тактики убеждения, побуждения и информирования в речи. Предварительно ведущий может прочитать небольшую лекцию о типах выступлений, специальных приемах, используемых в каждом из них.
4. «Типы выступлений»[2, 9].
Цель: отработка на практике приемов и техник различных видов публичного выступления, развитие навыка общения с аудиторией.
Время: 1,5-2 ч.
Материалы: видеотехника.
Эту процедуру можно проводить со всеми участниками группы, а можно отобрать 6-9 человек. Предварительно готовятся списки тем выступления, сгруппированных по типам: сообщение-информирование, сообщение-убеждение, сообщение-побуждение. Каждое сообщение не должно занимать более 3 мин. После того как сделано последнее сообщение, ведущий организует групповое обсуждение выступлений с учетом материалов лекции, прочитанной им перед выполнением упражнения.
Все это время участники учились произносить «хорошие речи». Дать участникам отдохнуть и парадоксально завершить тренинг, чтобы память о нем сохранилась надолго, позволит следующее упражнение.
Плохое выступление».
Цель: предоставление участникам возможности оценить свои достижения в сравнении, создание положительного эмоционального фона окончания курса.
Время: 1 ч.
Материалы: видеотехника (необязательно).
Каждому или нескольким (по решению ведущего) участникам дается задание подготовить и произнести речь, которая отличалась бы вопиющей бездарностью. Выступающие должны нарушить в своем выступлении как можно большее количество правил публичной речи. Оценки выставляет вся группа, причем наивысшая оценка дается за самое «плохое» выступление.