Влияние реформы социального обеспечения на одиноких американских родителей
Акт о согласовании персональной ответственности и возможности работать (АСПОВР) (The personal responsibility and work opportunity reconciliation act; PRWORA) был принят конгрессом США и подписан в качестве закона в августе 1996 года. Это первая попытка реформирования системы социального обеспечения за последние 60 лет, считая с выхода Программы помощи семьям с нетрудоспособными детьми (Aid to families with dependent children program; AFDC). Целью введения АСПОВР было изменение системы социальной поддержки и превращение ее в систему, помогающую живущим на пособие матерям стать независимыми, успешными, довольными собой работниками, а не пассивными получателями помощи, склонными передавать подобное зависимое отношение следующим поколениям. Различные штаты сами должны определять, как именно достичь этого. Они в своей работе должны руководствоваться следующими принципами: 1) необходимо устанавливать сравнительно краткий план реализации государственных программ; 2) необходимо устанавливать сиюминутные и долгосрочные ограничения на получение матерями выплат по социальному обеспечению; 3) наиболее важно, чтобы для получения выплат или иной помощи матери совершали определенную работу. Другими словами, целью издания PRWORA было прерывание порочного круга «бедность - социальные пособия - бедность».
На сегодняшний день остается неясным, насколько благодатна реформа системы социального обеспечения, призванная повысить уровень благоденствия; ее результаты в настоящее время находятся на стадии формирования. Важно отметить, главным образом на основании эпизодических данных, что в одних штатах эта реформа работает лучше, чем в других, и некоторым матерям она приносит больше пользы, чем остальным. К примеру, для женщин, у которых сформированы основы некоторых трудовых навыков и имеющих некоторый опыт работы, переход на работу по найму не столь сложен, как для тех, кто способен только к неквалифицированному труду и имеет маленький опыт работы либо вообще не обладает таковым. С самого начала большинство штатов сконцентрировались на более простых случаях; сложные случаи до сих пор ждут своего решения.
Однако есть возможность обсудить некоторые из проблем, создаваемых социальным обеспечением для матерей-одиночек, составляющих более 90% получателей социальных выплат. Существенно важен вопрос о том, кто позаботится о детях в то время, когда матери будут находиться на работе. Для матерей, живущих в расширенных семьях, удовлетворительные условия для ухода за ребенком могут быть созданы прямо по месту жительства. Выходом для семей, находящихся на социальном обеспечении и состоящих из двух супругов, может стать поденная работа, при которой один день с ребенком может находиться мать, а другой - отец. Для живущих отдельно матерей-одиночек переход на работу может явиться более сложной проблемой. Количество мест в детских садах ограниченно, а в результате введения PRWORA очереди на них стали очень большими; в некоторых местностях длительность ожидания достигает нескольких месяцев. В свою очередь, федеральные фонды, предусматривающие оплату затрат по уходу за детьми, также ограниченны, и детские сады могут оказаться слишком дорогим удовольствием. Дополнительная проблема, в частности для матерей-одиночек, не имеющих профессиональной подготовки, заключается в том, что на любой найденной ими работе распорядок дня может не совпадать с часами работы детских садов. Рабочие места начального уровня (неквалифицированные) на фабриках, в магазинах, складах и в сфере обслуживания (например, мойка и уборка зданий, приготовление пищи, работа в ресторанах быстрого питания) часто требуют присутствия на
Глава 14. Психосоциальное развитие в ранней взрослости 623
работе ночью либо в выходные. Детские сады рассчитаны в основном на служащих, работающих с 9 до 17 часов и проводящих выходные дома.
Наконец, работа матерей, на которую им удается устроиться на полный рабочий день, при условии, что они смогли куда-то пристроить ребенка, обычно оплачивается по минимальному тарифу, до сих пор находящемуся ниже черты бедности для семьи из трех человек (Children's defence fund, 1998). Проблема в том, что многие одинокие матери просто не могут адекватно обеспечить своих детей, даже если они работают. Несоразмерность между заработком людей и тем, что они могут на него приобрести, все возрастает (Children's defence fund, 1998). Что произойдет с одинокими матерями, работающими или нет, когда закончится действие их временной финансовой поддержки (Temporary cash assistance; TCA)? Придется ли поместить их детей в приюты? Начнут ли государственные власти делать исключения, входящие в их полномочия ввиду «смягчающих вину» обстоятельств, в таких масштабах, что это уравновесит ситуацию и будет походить на старую систему соцобеспе-чения? Или все больше и больше матерей и их детей будут переходить в ряды нуждающихся и бездомных, как предполагают Бассук с коллегами (Bassuk, Browne & Buckner, 1996)?
Все, что произойдет в результате реформы, нам предстоит увидеть. Единственное, что не вызывает сомнений - это то, что система социальной помощи в том виде, в каком мы к ней привыкли, теперь уже история; гораздо менее очевидно, что мы получаем взамен.
Семьи матерей-одиночек.Что стоит за стремительно растущим количеством семей, возглавляемых матерями-одиночками? Существует целый ряд факторов. В 60-х и 70-х годах XX века это было связано с увеличением числа разводов, сопровождавшихся традицией вверять заботу о детях матери. Еще один сильный прирост числа неполных семей произошел в связи с увеличением числа матерей, никогда не состоявших в браке. В 1998 году 32,8% всех новорожденных появились на свет у незамужних женщин, а среди представительниц афроамериканско-го населения этот показатель равнялся 69,1% (NCHS, 2000b). Также было отмечено значительное увеличение числа матерей, живущих с детьми отдельно от супругов, не будучи разведены с ними.
Ученые уже давно подчеркнули, что важным фактором этих перемен является улучшение социальных и экономических условий жизни женщин. Они сделали вывод, что лучшие шансы найти работу и повышение статуса матерей-одиночек позволяют им и их детям существовать без мужей и отцов, по крайней мере в течение какого-то периода времени. Действительно, для ряда матерей-одиночек подобная ситуация является лишь временной, поскольку многие из них со временем снова выходят замуж. Но немало и таких родителей, для которых выбор остаться одинокими является вполне реальным.
Для родителя-одиночки воспитание ребенка может быть изматывающей борьбой, даже в семьях представителей среднего и рабочего классов. Одинокие родители часто сталкиваются с деструктивными уровнями стресса (McAdoo, 1995). Матери-одиночки постоянно зарабатывают меньше, чем одинокие отцы. Женщинам, не получившим образования, сводить концы с концами особенно трудно. Тем, кто раньше зависел от общественной помощи, реформа социального обеспечения принесла новые требования и ограничения.
Семьи, в которых детей воспитывают матери-одиночки, бывают, как правило, беднее и чаще встречаются среди людей, причисляющих себя к афроамерикан-цам. Не менее 58% всех афроамериканских семей с детьми до 18 лет возглавляют «
524 Часть IV. Взрослость
одинокие женщины (U. S. Census Bureau, 1997). Хотя менее 3% всех бедных семей испытывают постоянную нужду, 62% из них — семьи афроамериканцев (Klein, Rones, 1989). Большинство афроамериканских детей проводят по меньшей мере половину своего детства в нищете (Ellwood, Grane, 1990). В 1994 году средний семейный доход одиноких матерей, считавших себя <<белыйи>ксоставлял лишь около 65% семейного дохода белых супружеских пар. Все это свидетельствует об огромных трудностях, с которыми сталкиваются одинокие родители из афроамериканских общин.
С другой стороны, находящиеся на грани и за чертой бедности афроамерикан-цы и испаноязычные жители США чаще всего проживают в семьях, состоящих из нескольких поколений родственников (Harrisson et al., 1990; Jackson, Antonuc-ci & Gibson, 1990). Эти расширенные семьи наиболее часто включают в себя одного из родителей одинокой матери, а также других членов семьи и людей, не состоящих с ней в прямом родстве. Таким образом, эти семьи являются источником дополнительных финансовых, психологических и социальных ресурсов для матери-одиночки, и она может чувствовать себя не столь одинокой или перегруженной заботой о ребенке. Кроме того, если другие члены семьи участвуют в домашнем хозяйстве, на плечи матери ложится меньше рутинной работы по дому. Однако здесь есть и обратная сторона: проживание с родителями существенно снижает вероятность получения такой матерью-одиночкой общественной помощи (Folk, 1996).
Семьи отцов-одиночек.Хотя до сих пор не так много отцов остаются опекунами своих детей после развода, их число постепенно увеличивается и на данный момент составляет 10%. Еще 16% осуществляют опеку над детьми совместно с бывшей супругой (NCHS, 1995).
Отцы-одиночки во многом сталкиваются с теми же проблемами, что и одинокие матери. Однако их финансовое положение обычно более прочное (Hethering-ton, Сашага, 1984). Одно из исследований отцов-одиночек показало, что многие из них до развода принимали самое активное участие в воспитании своих детей (Pichitino, 1983). Большинство отцов-одиночек сохраняют тесные эмоциональные контакты со своими детьми, отдают много сил и средств заботе о них и очень переживают, если им не удается удовлетворить их запросы или проводить с ними достаточно времени. Родительский опыт, однако, не всегда подготавливает их к тем трудностям, с которыми они встречаются, когда им приходится работать и одновременно с этим воспитывать детей. Многие отцы-одиночки испытывают те же чувства одиночества и подавленности, что и одинокие матери. Одиноким отцам, так же как и матерям-одиночкам, бывает трудно сохранить круг своих друзей и получить иную эмоциональную поддержку (Pichitino, 1983).
Семьи представителей сексуальных меньшинств.Семьи, родители в которых принадлежат к одному полу, появились сравнительно недавно, и было проведено меньше исследований, посвященных динамике их семейной жизни. Однако в обзоре литературы Шэрлотт Паттерсон (Patterson, 2000) составила общую картину позитивных приспособлений перед лицом неприятностей. По всей вероятности, как и в случае с индивидуальными исследованиями геев и лесбиянок, изучение подобных семей в будущем позволит обнаружить как общие черты, так и их отличия от обычных семей. Как отмечала Джудит Стэйси (Stacey, 1998), изучая различный опыт гомосексуальных семей, можно узнать о них еще очень много.
Глава 14. Психосоциальное развитие в ранней взрослости 625
Однако сейчас накапливается все больше данных исследований, направленных на изучение эффектов воспитания детей в гомосексуальной семье. Как родители одного пола заводят детей? Несмотря на предрассудки общества, они могут брать под опеку своего ребенка от брака с гетеросексуальным партнером после развода с ним. Они могут также усыновлять детей либо выступать в роли фостер-ных родителей (временных приемных родителей), или женщины-лесбиянки могут забеременеть через искусственное оплодотворение (Baumrind, 1995). В свою очередь, как отмечала Бомринд (Baumrind, 1995), большая часть исследований потенциальных долговременных последствий воспитания детей гомосексуальными родителями представляет неубедительные данные, что частично обусловливается сравнительно маленькими выборками испытуемых. Однако исследования показали, что случаи возникновения негативных последствий весьма редки, и, в частности, вероятность формирования гомосексуальных наклонностей у детей в таких семьях не выше, чем у детей из общей популяции (Bailey, Bobrow, Wolfe & Mikach, 1995; Flaks, Ficher, Masterpasqua & Joseph, 1995; Patterson, 1995a). В ходе одного обширного исследования (Fitzgerald, 1999) было обнаружено, что нестандартная сексуальная ориентация родителей лишь минимально связана с успешным развитием эмоциональной, интеллектуальной и поведенческой сфер ребенка. Здесь могут существовать и некоторые выгоды: такие дети могут быть более толерантными и принимающими по отношению к окружающим (Baumrind, 1995), что логически вытекает из пренебрежения и насмешек, которые они могут переносить со стороны сверстников — детей гетеросексуальных родителей.