Усыновление (удочерение). Усыновление (удочерение) иностранными гражданами и лицами без гражданства

Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,возлагается на органы опеки и попечительства,которыми являются органы местного самоуправления.Их деятельность регламентируется следующими документами:Конвенция ООН о правах ребенка1989 года, Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ(ст.34,35,39), Семейный кодекс РФ (ст.121 - 125 и др.), Жилищный кодекс РСФСР(ст.53,60,62), Федеральный закон РФ от04.12.96. «Принципы,содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет», другими правовыми актами в соответствии с законами субъектов РФ и отраслевым законодательством.В рамках президентской программы «Дети России» (Указ Президента РФ от 01.06.92. № 543) существует целевая программа«Дети сироты»,направленная на создание благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современной социально-экономической обстановке,развитие различных форм устройства осиротевших детей, совершенствование их медицинского обслуживания,развитие кадровой и материальной базы сиротских учреждений,улучшение социально-экономического обеспечения воспитывающихся в них сирот .

На органы опеки и попечительства возлагаются обязанности по выявлению,учету и избранию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также по контролю над условиями их содержания,воспитания и образования.Они обязаны в трехдневный срок со дня получения сообщения провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство

Приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей,признается жизнь в семье.Статья 123 СК РФ,устанавливает,что дети, оставшиеся без попечения родителей,подлежат передаче на воспитание в семью - на усыновление(удочерение),под опеку(попечительство)или в приемную семью, а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения,в том числе детские дома семейного типа,лечебные учреждения,учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения). Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей,согласно СК,могут быть предусмотрены законами субъектов РФ.В законодательстве подчеркивается,что при устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей,должны учитываться его этническое происхождение,принадлежность к определенной религии и культуре,родной язык,возможность преемственности в воспитании и образовании.

В целях оказания содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан РФ и создания условий для реализации права граждан,желающих принять этих детей на воспитание в свои семьи,был принят Федеральный закон от 16 апреля2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»

Усыновление (удочерение). Усыновление (удочерение) иностранными гражданами и лицами без гражданства

Из всех предусмотренных законом форм семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей,приоритетной является усыновление.Суть его заключается в том, что усыновленные дети фактически приравниваются к родным. Законодательством об усыновлении установлено,что оно допускается в отношении несовершеннолетних и только в их интересах. При этом закон требует соблюдения положений третьего абзаца пункта 1 статьи123 СК, а также учета возможностей усыновителя для обеспечения ребенку полноценного физического,психического,духовного и нравственного развития

Усыновление(удочерение)ребенка - это государственный акт, в связи с которым между усыновленными и их потомством,а также усыновителями и их родственниками возникают такие же права и обязанности,которые по закону существуют между родителями и детьми. Усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и обязанности по отношению к своим биологическим родителям(родственникам).Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка, при обязательном участии органов опеки и попечительства.Усыновителями могут быть совершеннолетние дееспособные лица обоего пола, кроме лиц, которые,согласно ст.127 СК, не имеют права на усыновление(лишены родительских прав, отстранены от обязанностей опекуна по состоянию здоровья и т.д.). Разница в возрасте между усыновителем и усыновленным должна быть не менее 16 лет,однако по причинам признанным судом уважительными,она может быть сокращена. Для усыновления ребенка, достигшего возраста 10 лет,требуется его согласие, за исключением случаев, специально оговоренных законом. Процедурные вопросы усыновления подробно регламентированы в «Положении о порядке передачи детей», утвержденным Постановлением Правительства РФ 15.09.95 г. № 917. Закон гарантирует тайну усыновления ребенка. Разглашение тайны усыновления- уголовное преступление(ст. 155 УК РФ). Уголовным преступлением также является незаконное усыновление(ст. 154 УК РФ).

Законодательство Российской Федерации предусматривает возможность усыновления детей - граждан Российской Федерации иностранными гражданами, гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, и лицами без гражданства.

Процедура такого усыновления регламентируется ст. 124, 165 Семейного кодекса Российской Федерации, главой 29 ГПК Российской Федерации, Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», другими нормативными правовыми актами.

Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.Дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении шести месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пунктом 3 статьи 122 настоящего Кодекса.
Все чаще встречаются случаи изуверского обращения с русскими детьми усыновлёнными в США и бездействие американских властей в отношении преступлений против российских детей. В России с 1 января 2013г. вступил в силу .Федеральный закон от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» — получивший известность за счёт содержащегося в нём запрета гражданам США усыновлять российских детей-сирот (статья 4).Его называют "Законом Димы Яковлева".

Опека и попечительство

Опека (попечительство)- форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания,воспитания и образования,а также для защиты их прав и интересов;опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет;попечительство-над детьми в возрасте от14 до 18 лет. Опекуны являются представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Попечители дают согласие на совершение тех сделок,которые граждане,находящиеся под попечением,не в праве совершать самостоятельно(ст. 32, 33 ГК РФ). Обязанности по опеке (попечительству)исполняются безвозмездно.На содержание ребенка опекуну(попечителю)ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством РФ. В некоторых случаях утраты попечения родителей(болезнь, длительное отсутствие)опекун может быть назначен параллельно с ними, приходить в семью, забирать ребенка к себе.Опекун обязан воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье.Он вправе требовать по суду возврата ребенка от любых лиц, включая близких родственников,если они удерживают его незаконно.Однако он не имеет права препятствовать общению ребенка с его родными и близкими.Закон предусматривает защиту детей от возможных злоупотреблений со стороны опекунов, в частности,устанавливает ограничение их полномочий и самостоятельности при распоряжении имуществом подопечного(ст. 37 ГК РФ). Обычно опекунами становятся близкие родственники подопечного.Государство должно осуществлять постоянный надзор за условиями жизни подопечного,за выполнением опекуном своих обязанностей,оказывать помощь опекунам.

Приемная семья

Приемная семья - это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка (детей)на воспитание(супругами или отдельными гражданами,желающими взять детей на воспитание в семью), на срок,установленный договором.Согласно Положению о приемной семье, утвержденному Правительством РФ в 1996 г., в такой семье должно быть не более8 детей. Приемные родители выполняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд. Между ними и приемными детьми нет алиментных,наследственных и других правоотношений,подобных отношениям между родителями и детьми, которые могут возникнуть в случае усыновления приемных детей.Государство и органы местного самоуправления выделяют денежные средства на содержание каждого приемного ребенка и предоставляют соответствующие льготы, установленные законодательством.Органы опеки и попечительства обязаны оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий для жизни и воспитания детей, а также вправе осуществлять контроль над выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию,воспитанию и образованию детей.

Передача ребенка в приемную семью в возрасте старше 10 лет требует его согласия.Запрещается,как и при усыновлении,разъединять братьев и сестер за исключением случаев, когда разъединение допустимо в интересах ребенка. По разным подсчетам,в приемных семьях воспитывается от 5% до 10% детей-сирот.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – № 7. – 2009.

2.Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ / Российская газета. – 1996. – № 17. – Ст. 69.

3.Федеральный закон от 25 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, остав-шихся без попечения родителей» // Российская газета. – 1996. – № 248.

4.Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ / Российская газета. – 1995. – № 243. – Ст.1.

5.Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1 / Российская газета. – 1996. –№ 13. – П.9. Ст. 50.

Литература

6.Артюхов, А.В. Государственная семейная политика и её особенности в России / А.В. Артюхов. – М.: СОЦИС. – 2002. – № 10. – С. 32-35.

7.Бобылева, И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений / И.А. Бобылева. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. – 176 с.

8.Васильева, А.С. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей / А.С. Васильева // Социальное и пенсионное право. – 2011. – № 2.

9.Гришаев, С.П. Новое в законодательстве об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей / С.П. Гришаев // Гражданин и право. – 2011 – №1.

10.Козлов, С.С., Л. А.Митчина. Формы и методы устройства детей, оставшихся без попечения родителей / С.С. Козлов, Л.А. Митчина. // Семейное и жилищное право. – 2011. – № 3. – С. 14 – 19.

11.Неверова, О.В. Модели устройства детей-сирот в контексте социальных изменений / О.В. Неверова // Отечественный журнал социальной работы. – 2010. – № 5. – С. 45 – 53.

12.Рошаль, Л.М. Оказание социальной помощи детям. Дети в чрезвычайных ситуациях / Л.М. Рошаль. – М.: ГАСБУ. – 2003. – С.16 – 18.

13.Чадова, Т.А. Опекунские семьи в Москве: риски бедности и социальная защищенность / Т.А. Чадова // Вопросы психологи. – 2011 – № 1. – С. 74 – 80.

Наши рекомендации