Вопрос. Особенности деятельности умственно отсталых детей

Раздел

Вопрос. Методы психологической коррекции эмоционально-личностного развития школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Эмоционально-личностная коррекция не играет особенной роли, так как личность остается в недоразвитом состоянии. Коррекция личности направлена на волевой компонент, важно научить адекватно и безопасно выражать свои чувства. Так олигофрен не обладает волей, не в состоянии отвечать за свои поступки и не может регулировать свой аффект, необходимо сформировать поведенческие навыки, касающиеся аффекта который не причинит вреда ему самому и окружающим. Наиболее эффективна работа методами поведенческой терапии; позитивное подкрепляется, к негативному применяются санкции. При нахождении в семье - необходима коррекция межличностных внутрисемейных отношений. По уровню интеллектуального и личностного развития олигофрен остается на этапе маленького ребенка, а физическое развитие продолжается. У родителей могут возникать проблемы, при общении как с маленьким отмечается стагнация в отношениях, особенно если в семье следующий ребенок рождается полноценным и младший ребенок становиться более старшим по развитию чем аномальный ребенок. Часто происходит эмоциональное отвержение, чаще не осознанное.

В ходе коррекции добиваются, чтобы аномальный ребенок не был козлом отпущения, на котором все члены семьи разряжают свои эмоции. Если ребенок постоянно воспринимает агрессию на себе, то усваивает агрессию как нормативность поведения. То поведение будет агрессивным и не контролируемым, так как не моральных и этических убеждений. Агрессия может проявляться как все разрушающая. Когда наступает период подросткового возраста, агрессия возрастает, при нормальном физическом развитии и силе семья не сможет осуществлять ограничение поведения, в таких случаях семья стремиться отдать в интернат, что усугубляет психологической травматизацией структуру основного дефекта.

Специфика коррекции ЗПР

Приоритет интеллектуальной коррекции.

Выделяют два основных направления:

организация снимания и контроля, актуализация мотивов деятельности. Средством для решения этой задачи в первую очередь является усиление речевого контроля. Вводится речевой отсчет, предваряющий реализацию моторной программы или вводится проговаривание программируемого действия (проба кулак - ребро - ладонь). Вводится отсроченное воспроизведение, требуется не импульсивный ответ, а выдерживание паузы. Включение игровой ситуации, так как эти дети не включаются в учебную деятельность, через игру формируются новообразования необходимые для учебной деятельности. Эмоциональная стимуляция, важно эмоциональное отношение - ребенок на многое готов, чтобы заслужить поощрение учителя.

коррекция индивидуальных трудностей через расчленение программы на отдельные смысловые звенья. Уменьшение объема и скорости выполнения задания, через отработку речевой формулы программы с последующим ее совмещением с предметной деятельностью. Отставание функции программирования и контроля связано с недоразвитием речи, то есть возникает необходимость коррекции речевого развития - программирующей и регулирующей функции речи. Коррекционная работа психолога должна быть параллельно с работой логопеда.

Коррекция эмоционально-личностного развития при ЗПР направлена на ликвидацию психического инфантилизма, помощь в формировании адекватных возрасту поведенческих проявлений ребенка, навыки поведения и форма эмоционального реагирования.

Дополнительно используется нейропсихологическая коррекция, методы игровой терапии, психогимнастика, арт-терапия. Важным условием эффективности работы с ЗПР при церебрально-органическом генезе и в сочетании с энцефалопатическими расстройствами (проявления астении, адинамии, расторможенности) требуется медикаментозная коррекция под руководством неврологов и психотерапевтов.

Коррекция социальной ситуации развития

В большинстве случаев источник задержки неблагоприятная социальная ситуация, психогенный генез заболевания может быть обусловлен не правильным воспитанием. Задержка ведет к неуспеваемости в школе, при этом статус ребенка в группе в начальной школе зависит от его успешности и отношения педагога. Неуспеваемость автоматически относит ребенка в группу аутсайдеров, это усложняет социальную ситуацию развития, особенно при негативном отношении учителя к учащемуся, самооценка и уровень притязаний ребенка при этом падает. В поведении могут доминировать гиперкомпенсаторные реакции (фиксация на игре, позиция лидера во дворе). Задержка психического развития может приводить к аномальному формированию личности ребенка.

Наши рекомендации