ПРОГРАММА КУРСА. Тема 1. Психология как научная система знаний

Тема 1. Психология как научная система знаний

Предмет психологической науки. Психология как наука о психике и психи­ческих явлениях. Классификация психических явлений. Психические процессы: познавательные, эмоциональные, волевые. Психические состояния как характеристика общего состояния психи­ки. Психические свойства личности: направленность, темперамент, способно­сти, характер.

Задачи психологии как науки. Связь психологии с другими науками.

Принципы психологии. Принцип единства сознания и деятельности. Принцип развития в психологии. Принцип детерминизма в психологии. Системный, многоуровневый и вероятностный характер детерминации психики. Социальная детерминация психики.

Тема 2. Методы психологии

Метод как способ познания реальности. Классификация методов. Основные эмпирические методы психологии: наблюде­ние и эксперимент.

Критерии научного наблюдения: преднамеренность, объектив­ность, систематичность, плановость. Виды наблюдений. Преимущества и недостатки наблюдения. Организация наблюдений, плани­рование и проведение.

Эксперимент как естественно-научный метод. Преимущества и недостатки экспериментального метода. Естественный и лабораторный эксперимент.

Вспомогательные методы психологии: беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности, тестирование.

Тема 3. Биологические основы психики.

Возникновение психики. Стадии развития психики. Психика и пове­дение. Формирование органов чувств. Раздражимость и чувствитель­ность. Гипотезы стадиальной и уровневой организации психического отражения у животных. Сенсорная, перцеп­тивная психика. Виды интеллектуального поведения животных. Гипотеза А.Н. Леонтьева – К.Э. Фабри.

Мозг и психика. Взаимодействие трех основных функциональных блоков мозга. Рефлекторная при­рода психического. Учение П.К. Анохина об «обратной афферентации».

Тема 4. Сознание как высшая форма психики

Проблема возникновения сознания человека. Сознание как форма отражения человеческой действительности. Признаки и свойства сознания (активность, интенциональность, рефлексивность, степень ясности).

Структурный анализ сознания. Место психики и сознания в эволюции. Детерминация сознания и деятельность (А.Н. Леонтьев).

Роль речи в функционировании человеческого сознания. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского. Высшие психиче­ские функции человека. Понятие интериоризации. Присвоение общественно-исторического опыта индивидом в процессе онтогенеза.

Наши рекомендации