История мультикультурального консультирования
История предоставления услуг консультирования представителям различных групп населения в США достаточно кратка и мало изучена (Arredondo, 1998). Например, в обзорном исследовании публикаций в этой области Понтеротто и Сабнани (Ponterotto & Sabnani, 1989) обнаружили, что «только 8,5% от числа наиболее цитируемых книг были опубликованы до 1970 года» (р. 35). Фокус внимания в мул ьти культур ал ьном консультировании перемещался за его короткую историю с клиента (1950-е годы) в сторону консультанта (1960-е) и далее в сторону процесса консультирования самого по себе (1970-е и до настоящих дней). В конце 1980-х годов мультикультуральное консультирование характеризовалось как «наиболее актуальная проблема во всей профессии» (Lee, 1989, р. 165), и данная характеристика оставалась справедливой и в 1990-е годы.
Хотя целый ряд ученых еще раньше указывали на культурную ограниченность консультирования, Джилберт Ренн (Wrenn, 1962) оказался первым среди известных специалистов, кто обратил внимание на уникальные аспекты консультирования людей, принадлежащих к разным культурам (Ivey, 1990). В своей ставшей знаковой работе он описал культурно изолированного («инкапсулированного») консультанта, игнорирующего культурные различия и исходящего в своей работе из ошибочного предположения, что теории и методы являются в равной степени применимыми для консультирования всех людей. Такой консультант невосприимчив к реальным проблемам клиентов, принадлежащих к различным меньшинствам, и, следовательно, может фактически допустить дискриминацию в отношении некоторых людей, применяя ко всем одинаковый подход. Определение понятия культуры и ее влияние на отношения в процессе консультирования было продемонстрировано Клеммонт Бонтресс (Vontress, 1966, 1967, 1996). В 1973 году Пауль Педерсен (Pedersen) возглавил комиссию по мультикультуральному консультированию на ежегодном собрании АРА. Позже Педерсен вместе со своими коллегами издал первую книгу, специально посвященную этой теме: «Counseling across cultures» (Pedersen, Lonner & Dragims, 1976). С тех пор множество публикаций и семинаров посвящались различным аспектам мультикультурального консультирования.
Одно из подразделений АСА, называемое Ассоциацией мультикультурального консультирования и развития (Association for Multicultural Counseling and Development ~ AMCD), специализируется на спорных вопросах и проблемах, связанных с консультированием носителей различных культур, представленных в США, Это подразделение, первоначально известное как Ассоциация по вопросам цветного населения в области кадров и профессиональной ориентации, стало частью А СА в 1972 году (McFadden & Lipscomb, 1985). AMCD издает ежеквартальный периодический журнал «Journal of Multicultural Counseling and Development», который посвящен проблемам, связанным с консультированием в культурно плюралистическом обществе. AMCD также финансировала попытки помочь консультантам определить квалификацию, необходимую для работы с клиентами неевропейского. происхождения, и разработать стандарты в этой области (Sue, Arredondo & McDavis, 1992).
AMCD, в сотрудничестве с АСА, регулярно организовывает конференции, посвященные рассмотрению проблем (как реально существующих, так и порой надуманных), связанных с отношениями консультирования в случаях, когда клиенты и консультанты принадлежат к различным культурным группам. Основная задача таких конференций – помочь консультанту стать более компетентным в области культурных различий (эффективно работать с представителями различных культур) и культурно нацеленным (разбираться в индивидуальных различиях внутри каждой культуры) (Ivey, 1977, 1987). Потребность в таких образовательных мерах сохраняется на высоком уровне, поскольку, по словам многих специалистов, во время своего профессионального обучения они получили лишь минимальные сведения по мультикультуральному консультированию (Allison, Crawford, Echemendia, Robinson & Knepp, 1994).