Как устроен урок. Принцип нелинейности
Выступление Владимира Ивановича Жохова в Этномире
Оглавление
Выступление Владимира Ивановича Жохова в Этномире......................................... 1
Научные основы.............................................................................................................................................................. 1
Как устроен урок. Принцип нелинейности................................................................................................. 2
Лобные доли...................................................................................................................................................................... 2
Связи между полушариями.................................................................................................................................... 3
Активность на уроке.................................................................................................................................................... 4
Дети хотят в школу....................................................................................................................................................... 4
Учителю нужно нажимать на кнопки и общаться................................................................................. 4
Уроки от первой до последней секунды сделаны.................................................................................... 4
Детям не хватает движений................................................................................................................................... 4
Собачья поза...................................................................................................................................................................... 5
Посадка: опираясь подмышками на спинку стула............................................................................... 5
Директор:............................................................................................................................................................................. 5
Внимание ногам.............................................................................................................................................................. 5
Хорошо всем: ученикам, учителям, родителям..................................................................................... 5
Нет домашних заданий.............................................................................................................................................. 6
Читаем по-другому....................................................................................................................................................... 6
Учителям.............................................................................................................................................................................. 7
Работа с учителями...................................................................................................................................................... 7
Про программу и методику.................................................................................................................................... 8
Про учебники.................................................................................................................................................................... 8
Работа с учителями...................................................................................................................................................... 8
Мальчики и девочки.................................................................................................................................................... 9
Изменяем мозг................................................................................................................................................................. 9
Программы по предметам. Метапредметное обучение............................................................... 10
Директор......................................................................................................................................................................... 10
Готовим к средней школе..................................................................................................................................... 10
Светлые души................................................................................................................................................................. 11
Общий язык с будущими учителями ср школы................................................................................... 11
Программы по предметам................................................................................................................................... 11
Выбор учителя.............................................................................................................................................................. 12
Выбор родителей........................................................................................................................................................ 12
Сотрудничество детей на уроках.................................................................................................................... 12
Об оценках........................................................................................................................................................................ 12
Проверка результатов работы учителя.................................................................................................... 13
Открытые уроки для родителей..................................................................................................................... 13
Программы особые................................................................................................................................................... 13
Мальчики - рыцари.................................................................................................................................................... 14
Еще о работе с учителями.................................................................................................................................... 14
Опыт работы по системе........................................................................................................................................ 14
Научные основы
Созданная методика - вещь чрезвычайно сложная.
Если говорить о научных основах того, что мы делаем, это три базовые науки:
синергетика – теория сложных систем;
нейрофизиология, которая сделала большой шаг за последние 10 лет;
и психолингвистика, та ее часть, которая занимается моделями.
Все наше поведение, обучение, построено на использовании разных моделей. Хорошая модель – значит, мы получим хорошего качества обучения.
Моим делом при построении уроков было отобрать из 300-летнего опыта российской школы то, что действительно результативно, что действительно детей развивает, и то, что нам могут подсказать эти замечательные науки.
Дети, учитель, родители и окружающая среда – это всё элементы целостной системы. Вот эту систему мы и выстраиваем.
Как устроен урок. Принцип нелинейности
Уроки совершенно не похожи на все известные вам варианты.
Во-первых, мы отказались от использования напрямую принципа систематичности и последовательности, который убивает в детях любознательность. Поэтому, нет задачи дать одну тему за один урок. Да это и невозможно.
Принципиальное изменение в наших уроках: мы даем любой вопрос маленькими порциями: за 2-3 минуты. Таких порций, например, в математике 20-25. Это разные темы.
Но к этой же теме возвращаемся снова на 2м, 3м, 10м, 25 уроке.
У нас не остается детей, которые бы это не поняли. Это невозможно.
На уроках русского языка эти фрагменты побольше – 10-15 минут.
Это новый тип уроков, такого еще не было.
Я один из авторов учебника математики для 5-6 классов, авторы: Виленкин и другие. Я среди этих «других»