Межпоколенная трансмиссия в семье
В большинстве семей есть такой «задействованный в треугольнике» ребёнок, который являлся объектом эмоциональной проекции со стороны семьи и который будет в дальнейшем функционировать главным образом на пониженном по сравнению со своими родными братьями и сёстрами уровне дифференциации. Как отмечалось ранее, механизм триангулирования в большей мере определяется чувствительностью родителей и только после этого – актуальными потребностями ребёнка. У выделенного ребёнка развивается повышенная чувствительность к эмоциям родителей, реагирующих на него особым способом. Остальные братья и сёстры менее чувствительны к эмоциям родителей, менее реактивны. Они склонны учиться на сильных сторонах родителей, вырастают более дифференцированными, с хорошим разделением между чувствами и мыслями. Вовлечённый же ребёнок «знает» о родительской эмоциональной незрелости и стимулирует её. Этот процесс повторяется из поколения в поколение, поэтому одна ветвь семьи может демонстрировать существенное усугубление неблагоприятных соматических, эмоциональных и социальных симптомов. Другие же ветви, берущие начало от детей, которые были относительно свободны от процесса проекции со стороны семьи, будут функционировать на более высоком уровне, окажутся более эффективными и более ответственными. Таким образом, в любой семье существуют ветви с повышающимися и с понижающимися уровнями дифференциации.
Пример. Представим себе родителей с уровнем дифференциации 50. У них трое детей. Уровень наиболее вовлечённого ребёнка – 35, что существенно ниже, чем базовый уровень родителей. У данного ребёнка будут наблюдаться наибольшие нарушения. Уровень другого ребёнка – 50, такой же, как базовый уровень родителей. Третий вырастает относительно вне семейных проблем и достигает уровня 60, что выше, чем у родителей. Ребёнок с уровнем 35 заключит брак с супругом, уровень дифференцированности которого также в районе 35 (напомним общую тенденцию образования пар с близкими уровнями дифференцированности). Это может быть спокойный брак с почти полной сосредоточенностью на здоровье, благосостоянии и достижениях наиболее вовлечённого ребёнка. Они могут иметь другого ребёнка, растущего вне семейных проекций, с уровнем 45, то есть выше, чем у родителей. Ребёнок с уровнем 20 уже находится в зоне риска и подвержен целому спектру проблем. Вначале он может быть сверхуспевающим в школе, а затем, в подростковом возрасте, перенести эмоциональный срыв. С особой помощью он, возможно, смог бы окончить школу, провести несколько лет бесцельно, а затем найти супруга, чьи «потребности в другом» так же велики, как и у него. У них, вероятно, будет множество проблем в браке, со здоровьем, социальных, и эти проблемы будут слишком велики, чтобы их можно было спроецировать только на одного ребёнка. Они могли бы иметь одного ребёнка с уровнем 10, другого 15, и третьего, растущего вне семейных проекций, с уровнем 30, намного превосходящим уровень родителей. Те дети, чей уровень 10 и 15, являются кандидатами на полный функциональный спад до таких состояний, как шизофрения или нарушенное поведение. Отдавая должное эволюционным принципам, М. Боуен считал шизофрению естественным явлением, помогающим расе оставаться сильной. Слабость семьи при этом фиксируется в одном ребёнке, который вряд ли женится и будет иметь потомство.
В среднем процесс усугубления эмоциональной незрелости при межпоколенной трансмиссии будет проходить гораздо медленнее. Важным механизмом, позволяющим снизить интенсивность проекции, является реализация в супружеской паре других вышеописанных вариантов разрешения базового уровня тревоги – конфликтного взаимодействия или дисфункциональности одного из супругов. Значительное влияние на интенсивность семейной проекции могут оказать также социальные факторы, такие, например, как исчезновение необходимых ресурсов или перенаселённость. По мнению М. Боуена, при благоприятной ситуации процесс прогрессирования недифференцированности до откровенно симптоматического уровня растягивается на восемь-десять поколений, при неблагоприятных может резко ускориться, сократившись вдвое. В любом поколении случайные события могут замедлить или ускорить этот процесс. Если семья сталкивается с сильными стрессами в 5-6 поколениях из 10-ти, то более вероятно, что её члены начнут воспроизводить паттерн хронической социальной неудачи, а не шизофрении.
Процесс эмоциональной проекции работает в семье на протяжении многих поколений, но заметен он лишь тогда, когда становится достаточно интенсивным. В более мягком варианте это настолько обычный процесс, что люди рассматривают его просто как часть жизни и естественное единение между детьми и родителями.
Эмоциональный разрыв
В недифференцированных семьях отношения существуют как в высокой степени слитные и варьирование эмоциональной близости-отдалённости в чрезвычайной степени затруднено. Поэтому задача достижения личной независимости зачастую решается путём полного игнорирования каких-либо эмоциональных связей. Эмоциональный разрыв является попыткой отделить себя от прошлого, чтобы начать жить в настоящем. Однако он даёт лишь иллюзию личной свободы и по существу лишь подавляет незавершённые привязанности, блокируя их развитие. Внутренняя эмоциональная жизнь по-прежнему наполнена ими, и при этом, естественно, они будут воспроизводиться в новых близких отношениях. Новая эмоциональная близость так же будет сопряжена с тревогой, и человек будет строить свою жизнь так, чтобы избегать её. Получается, что эмоциональный разрыв – не разрешение проблемы, а лишь свидетельство её актуальности.
Эмоциональный разрыв демонстрируется в отрицании эмоциональной связи с родными, действиях и претензиях, направленных на то, чтобы казаться более независимым, чем есть на самом деле. Проявлением незавершённой эмоциональной привязанности к родителям в виде эмоционального разрыва может служить поведение подростка во время пубертатного периода. М. Боуен полагает, что эмоциональные кризисы не являются обязательной нормой подросткового периода. Хорошо дифференцированный молодой человек, с раннего детства правильно и систематически переживающий процесс взросления и отделения от своих родителей, гладко продолжит процесс взросления и на протяжении подростничества. Пубертатный период становится благоприятной возможностью для начала принятия ответственности за себя, а не для борьбы с незавершённой эмоциональной привязанностью к родителям. Для значительной же части людей, в силу их недостаточной дифференцированности, в подростковом периоде характерно отрицание связи с родителями и принятие в некоторой степени крайних позиций с претензией на взрослость. Интенсивность отрицания и претензий в подростковом периоде является достаточно точным индикатором степени незавершённых эмоциональных связей с родителями.
В терминах теории М. Боуена задачей истинного взросления является достижение хорошего уровня дифференцированности по отношению к родительской семье, так как чем более интенсивен эмоциональный разрыв с прошлым, тем больше вероятность того, что у человека возникнут те же проблемы в браке, что и у его родителей, а возможно, и в более ярко выраженном виде. Мало того, в следующем поколении его дети с высокой степенью вероятности также прибегнут к эмоциональному разрыву, но ещё большей силы. Чем выше уровень тревоги у слабо дифференцированных людей, тем вероятнее разрыв между поколениями.
Индивид или семья, эмоционально отчуждённые от значимых других, не в состоянии разделять с ними важные мысли, чувства или подходы к решению тех или иных проблем. Интенсивность эмоций, которая могла бы быть разделена со значимыми другими в широком кругу семьи, обращается вовнутрь, направляясь на сиюминутные отношения. Далеко не все взаимоотношения способны устоять перед сохраняющимся в течение длительного времени уровнем интенсивности, который запускается эмоциональной отстранённостью от более широкой системы. Такие интенсивные взаимоотношения в конечном счёте портятся, и при этом по крайней мере у кого-то одного из участников развиваются неблагоприятные соматические, психологические или социальные симптомы.
Чем лучше нуклеарная семья поддерживает эмоциональный контакт с родительскими семьями, тем меньше проблем и симптомов в обоих поколениях.