Методологические проблемы социально-психологического исследования. 2 страница
16. Условия применения тестов в социальной психологии.
В зависимости от сферы, которая подлежит диагностике. Различают интеллектуальные тесты. Тесты достижений и специальных способностей, личностные тесты, тесты интересов, установок, ценностей, тесты, диагностирующие межличностные отношения.
Психодиагностические методики. Применяемые в социальной психологии не настолько формализованы, как например, тесты интеллекта. Часто в соц. психологических исследованиях тесты используются не в своей психодиагностической функции, а скорее для характеристики деятельности и общения индивидов по поводу предъявляемого тестового материала. В этой связи социальные психологи все чаще обращаются к так называемым проективным тестам, модифицируя процедуру их использования для целей соц. психолог. эксперимента.
17. Характеристика наблюдения как метода социальной психологии.
Наблюдение – метод, предусматривающий целенаправленное, согласно заранее разработанному плану, фиксирование тех явлений или феноменов, которые интересуют исследователя, с целью их последующего анализа и использования для нужд практической деятельности.
Метод наблюдения можно охарактеризовать как один из основных эмпирических методов социально-психологического исследования. Он не является специфическим методом социальной психологии, а относится к числу общенаучных методов. Важно различать наблюдение как научный метод и просто наблюдение.
18. Характеристика теоретической и процедурной частей программы исследования.
Последовательность осуществления программы любого социально-психологического исследования можно представить в виде следующих этапов:
- сбор данных, необходимых для обоснования правомерности выдвинутой гипотезы;
- анализ собранного материала;
- выявление надежности полученных данных;
- содержательная интерпретация результатов анализа;
- выводы и практические рекомендации;
В процессе подготовки исследования и выдвижения гипотезы необходимо выделять зависимые и независимые переменные. Установление характера между ними и является целью предпринимаемого исследования. Чтобы установить, случайна или закономерна выявленная связь между переменными, т.е. справедливы ли полученные результаты и можно ли им доверять, необходимо подвергнуть их специальной математической обработке.
2. Социально-психологические явления и их сущность.
2.1 Межличностные отношения и общение.
1. Безличный характер общественных отношений.
Находясь в ситуации постоянной включенности в те или иные группы, человек выступает как бы в двух качествах: как исполнитель безличной социальной роли и как неповторимая личность. Обнаружение личностных черт в стиле исполнения социальной роли вызывает, в свою очередь, в других членах группы ответные реакции, и, таким образом, в группе возникает целая система межличностных отношений и межличностных ролей – ролей, обусловленных именно психологическими особенностями человека, проявляющимися во взаимодействии с окружающими.
2. Межличностные отношения как "реализация" безличных отношений в деятельности конкретных личностей.
В процессе совместной деятельности люди вступают в определенные виды межличностного взаимодействия. При этом между ними возникают конкретные отношения, устанавливается как нормативная, так и личностная (психологическая) сторона их контактов. Осуществляется координация, согласование индивидуальных усилий отдельного человека со всей системой коллективных действий в достижении поставленных задач. Общение при этом выступает как средство формирования общности индивидов, выполняющих совместную деятельность
3. Общая характеристика межличностных отношений как социально-психологического феномена. Проблема сущности и характера межличностных отношений людей требует уяснения того, каким образом проявляются в них социальные и психологические качества личности этих людей. Дело в том, что межличностные отношения всегда опосредствованы более общей системой – системой общественных отношений.
Сама личность, с одной стороны, – “продукт” социальных связей, а с другой, – их созидатель, активный творец. Значит важно с самого начала рассмотреть личность в общей системе общественных отношений, каковую и представляет собой общество, то есть в некотором “социальном контексте” [1].
Этот “контекст” представлен системой реальных отношений личности с внешним миром. Содержание, уровень этих отношений человека с миром различны: в отношения вступают не только отдельные индивиды, но и группы. Таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии необходимо, прежде всего, различать два основных вида отношений: общественные отношения и “психологические” отношения личности (Мясищев В.Н.). В конечном счете, межличностные отношения обусловлены объективными общественными отношениями. С другой стороны, существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть как бы реализация этих безличных общественных отношений в деятельности конкретных людей, в актах их повседневного общения и взаимодействия. Для большинства людей именно эта форма взаимоотношений – межличностная – и является единственной реальностью каких бы то ни было отношений.
4. Общение в системе межличностных отношений и взаимодействия людей.
Категория общения является базовой для социально-психологической науки. Вследствие сложности данного явления, существует достаточно много подходов к его рассмотрению. Кроме социальной психологии, общение рассматривают и другие науки. Так, общефилософская концепция представляет общение как актуализацию реально существующих общественных отношений: именно общественные отношения обусловливают форму общения. Общение – это способ реализации актуальных отношений в социальном взаимодействии.
Социологическая концепция обосновывает общение как способ осуществления внутренней эволюции или поддержания статус-кво социальной структуры общества, социальной группы в той мере, в какой эта эволюция предполагает диалектическое взаимодействие личности и общества. Социально-педагогический подход к анализу сущности общения опирается на его понимание как механизма влияния (с целью социального воспитания) общества на личность. В связи с этим в социальной педагогике все формы общения рассматриваются как психотехнические системы, обеспечивающие взаимодействие людей. При психологическом подходе общение признается важнейшей социальной потребностью и средством развития высших психических функций.
Решение проблемы общения является весьма специфичным в рамках отечественной социальной психологии. Сам термин “общение” не имеет точного аналога в традиционной социальной психологии. Он не вполне эквивалентен обычно употребляемому английскому термину “коммуникация”, под которым понимается процесс передачи информации от отправителя к получателю.
5. Общение и совместимая деятельность как формы социального взаимодействия в системе отношений человека. В процессе совместной деятельности люди вступают в определенные виды межличностного взаимодействия. При этом между ними возникают конкретные отношения, устанавливается как нормативная, так и личностная (психологическая) сторона их контактов. Осуществляется координация, согласование индивидуальных усилий отдельного человека со всей системой коллективных действий в достижении поставленных задач. Общение при этом выступает как средство формирования общности индивидов, выполняющих совместную деятельность
6. Основные функции и стороны процесса общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная.
В наиболее обобщенных классификациях выделяются следующие аспекты (или функции) общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. Коммуникативная функция общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивнаяфункция заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивнаясторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания. Близкая классификация предлагается в работах Б. Ф. Ломова: информационно-коммуникативная, охватывающая процессы приема – передачи информации; регуляционно-коммуникативная, связанная со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности; аффективно-коммуникативная, относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребности в изменении своего эмоционального состояния. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности для построения системы экспериментальных исследований
7. Понятие социальной роли.
Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. В понимании социальной роли существенны следующие положения:
она представляет нормативно одобренный обществом образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию;
в ней зафиксированы определенные права и обязанности ее исполнителя;
она связана с определенными видами социальной деятельности.
Социальная роль является неким шаблоном поведения для определенных социальных позиций. Общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли (поведение представителей таких ролей называется “асоциальным”). Иногда одобрение или неодобрение может дифференцироваться у разных социальных групп. Важно подчеркнуть, что одобряется или не одобряется не конкретное лицо, а, прежде всего, определенный вид социальной деятельности.
В реальной жизнедеятельности каждый человек выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть одновременно инженером, отцом или сыном, игроком команды, членом клуба или профсоюза и т.п. Некоторые роли предписаны человеку при рождении (например, быть женщиной или мужчиной), другие приобретаются прижизненно. Поведение конкретного человека (носителя роли) зависит от того, насколько он усвоит эту роль. Успешность, полнота ее усвоения (интернализации) определяется индивидуальными психологическими особенностями каждого человека.
8. Соотношение категорий «общение» и «деятельность».
 ïîíèìàíèè âçàèìîñâÿçè äåÿòåëüíîñòè è îáùåíèÿ ñóùåñòâóþò ñëåäóþùèå îñíîâíûå аспåêòû:
деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека. Общение при этом рассматривается как специфический вид человеческой активности, продуктом которой являются отношения между людьми [3];
общение понимается как определенная сторонадеятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения (Леонтьев А.Н.);
общение интерпретируется как особый вид деятельности, специфическая форма взаимодействия с другими людьми, средство его организации
Однако все подходы признают недопустимость отрыва друг от друга деятельности и общения. Посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфики ее объекта и даже возможностей каждого из участников. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить “согласование” или “рассогласование” деятельностей индивидуальных участников.
Все сказанное позволяет сделать вывод, что принцип связи и органического единства общения с деятельностью, разработанный в отечественной социальной психологии, открывает действительно новые перспективы в изучении этого явления. При этом под общениемследует понимать форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых) средств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности (Гончаров А.И., 1992).
9. Структура, содержание и формы общения.
Структура общения. Изучение общения показывает сложность, разнообразие проявлений и функций этого феномена. Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем стал возможен анализ каждого элемента. Под структурой вообще понимается совокупность устойчивых связей между множеством элементов, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе. Структура общения может быть рассмотрена с учетом анализа элементов, составляющих ситуацию общения. Общение всегда привязано к определенной ситуации и в этом смысле обязательными ее компонентами являются взаимодействующие между собой субъекты, побуждаемые конкретными потребностями и мотивами, реализующие свои цели в общении посредством применения определенных коммуникативных средств и приемов, репрезентирующих собеседнику то или иное содержание.
Содержание общения– информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного человека к другому. Содержанием общения могут быть различные сведения, в том числе о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии человека, один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях. Содержанием общения могут выступать наши оценки, которые мы даем собеседнику, команды, просьбы и распоряжения в процессе взаимодействия и т.п.
Формы общения -Так, по средствам общение может быть непосредственным и опосредствованным, прямым и косвенным. Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п. Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения, например, телесные контакты, беседы людей друг с другом, их общение в тех случаях, когда они видят и непосредственно реагируют на действия друг друга. Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди (скажем, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).
По содержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).
По длительности общение может быть кратковременное и длительное. По степени завершенности – законченное и прерванное (незаконченное).
По контингенту участников и количеству каналов двухсторонней связи различают также межличностное общение, лично-групповое (например, руководитель – группа, учитель – класс и т.п.), межгрупповое (группа – группа), а также массовое (социально-ориентированное) и внутриличностное (интраперсональное) общение.
10. Сущность и характер взаимосвязи общественных и межличностных отношений.
В процессе общения устанавливается эмоциональный контакт и происходит обмен эмоциональных состояний. Общение – это средство выражения межличностных отношений. Межличностные отношения – это внутренняя, социально-психологическая сторона взаимодействия между людьми. В коллективе они составляют сложную систему связей личности с коллективом и с его членами. Они играют наиболее существенную роль в характере взаимодействия и, в свою очередь, представляют результат взаимодействия. Это субъективно переживаемые связи между людьми. Межличностные отношения отражают взаимную готовность субъектов к определенному типу взаимодействия, которая сопровождается эмоциональным переживанием: положительным, индифферентным или отрицательным.Готовность к взаимодействию может реализовываться как в поведении субъектов в условиях общения, так и в процессе совместной деятельности. Именно совместная деятельность, общение и раскрывают характер межличностных отношений.
О Общение как коммуникативный процесс.
1. Вербальная и невербальная коммуникация.
Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Вербальный(от лат.vеrbalis - словесный, устный) – в психологии этот термин служит для обозначения информации, выраженной знаковой, а именно словесной, языковой системой. Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7 %, звуки и интонации – 38%, неречевое взаимодействие – 55% (“Говорим голосом, беседуем всем телом”, – Публиций).
Вопрос о соотношении вербальных и невербальных компонентов общения имеет несомненный интерес и самостоятельное значение. Во-первых, любая форма вербальной связи содержит в себе элемент эмоционального значения. Это находит выражение в подтексте, дополнительном смысловом значении вербального общения или в модальности речи. Во-вторых, в условиях непосредственного контакта большое значение имеет невербальное сопровождение, то есть высказывания партнеров по общению.
Будучи подчиненными языку, экспрессивные средства невербального поведения человека обладают и относительной самостоятельностью. Последняя особенно наглядно проявляется в случаях рассогласования (по разным, в том числе и клиническим причинам) между коммуникативными функциями речи и ее смысловым значением.
Вербальная коммуникацияиспользует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Не следует забывать слова древнего поэта Саади: “Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал”. Значение речи для человека очень велико: оно делает достоянием индивидуального сознания опыт всего человечества, выводит наше сознание за пределы чувственного опыта. Если психика является отражением окружающего мира, то речь – обозначением данного отражения.
Невербальная коммуникациявключает следующие основные знаковые системы: 1) оптико-кинетическую (жестикуляция, мимика, пантомимика – движение и позы, направление взгляда, визуальный контакт, покраснение и побледнение кожи, стереотипы моторики); 2) пара- и экстралингвистическую, 3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса (проксемика), 4) предметные контактные, тактильные действия (рукопожатия, объятия, поцелуи, похлопывания, толчки, поглаживания, касания, пощечины, удары); 5) ольфакторные (связанные с запахом).
2. Коммуникативные средства общения и экспрессивный репертуар человека.
Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.
Оптико-кинетическая системазнаков включает в себя:
жесты – движения, передающие психическое состояние говорящего или думающего про себя человека;
мимику – движения мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние;
пантомимику- динамическое состояние позы в конкретный момент общения;
контакт глаз – интенсивность, длительность, частота обмена взглядами со стороны собеседников.
Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований – кинесика, которая специально изучает эти проблемы. Так, например, в исследованиях М. Аргайла изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах (в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, итальянцы - 80, французы - 20, мексиканцы - 180).
3. Модель коммуникативного процесса.
Àìåðèêàíñêèé èññëåäîâàòåëü Ã. Ëàññóýë ïðåäëîæèë äëÿ èçó÷åíèÿ óáåæäàþùåãî âîçäåéñòâèÿ ñðåäñòâ ìàññîâîé èíôîðìàöèè ìîäåëü êîììóíèêàòèâíîãî ïðîöåññà, âêëþ÷àþùóþ ïÿòü ýëåìåíòîâ:
1. КТО? (передает сообщение) – коммуникатор.
2. ЧТО? (передается) – сообщение (текст).
3. КАК? (осуществляется передача) – канал.
4. КОМУ? (направлено сообщение) – аудитория.
5. С КАКИМ эффектом? – эффективность.
В роли коммуникатора может выступать один человек или группа (например, группа школьников посылает открытку своему учителю). Цели коммуникатора также могут быть самые различными: сообщить информацию, объяснить, поделиться настроением, отдать распоряжение, высказать точку зрения, сделать внушение и т.п. В связи с этим информация разделяется на исходную, координирующую, направляющую, контролирующую и оценочную (Б.Д. Парыгин). Аудитория также может быть представлена как одним человеком, так и группой людей (класс, группа собеседников, телезрители и т.п.).
4. Общая методологическая проблема кода и декодификации как важнейшее условие понимания друг друга партнерами по коммуникации.
Известно, что все невербальные знаковые системы умножают смысл вербальной информации, иными словами, помогают раскрыть полностью ее смысловую сторону. Но такое дополнительное раскрытие смысла возможно лишь при условии полного понимания собеседниками значения используемых знаков, кода. Для построения понятного всем кода необходимо выделение каких-то единиц внутри каждой системы знаков, по аналогии с единицами в системе речи, но именно выделение таких единиц в невербальных системах оказывается главной трудностью.
Различные попытки решения этой проблемы предпринимаются. Одна из таких попыток в области кинетики принадлежит К. Бёрдвистлу, который предложил выделить единицу телодвижений человека. Наиболее мелкой семантической единицей предложено считать кин, или кинему (по аналогии с фонемой в лингвистике). Совокупность единиц представляет собой своеобразный алфавит телодвижений. Хотя отдельный кин самостоятельного значения не имеет, при его изменении изменяется вся структура. Из кинем образуются кинеморфы (нечто подобное фразам), которые и воспринимаются в ситуации общения.
5. Основные барьеры на пути движения информации.
Коммуникативный барьер –психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. Они в основном носят социальный или психологический характер. Выделяются следующие виды барьеров:
барьер смысловой (от фр.barriеre - преграда) – взаимонепонимание между людьми, вызванное тем, что одно и то же явление имеет для них различный личностный смысл;
барьер эмоциональный – интенсивные эмоциональные переживания, чаще негативного плана (стыд, чувство вины, страха, тревоги, низкая самооценка и др.), мешающие реализации личностной потенции человека в ходе общения;
барьер отношения– взаимонепонимание вследствие негативных чувств собеседников друг к другу как к личности или как представителям определенных социальных групп;
барьер речи –возникает вследствие допущенных речевых ошибок (неправильный выбор слов, ошибки в построении сообщения, дефекты речи, неверная оценка способности партнера понять передаваемую ему информацию, слабая аргументация и т.п.);
барьер когнитивный – возникает из-за разного уровня знаний (информированности) собеседников о предмете общения, различного уровня образованности и социального опыта.
Кроме перечисленных, причинами плохой коммуникации могут быть обстоятельства, не зависящие напрямую и всецело от конкретного человека и его непосредственного партнера. Это так называемые социальные барьеры и барьеры, обусловленные особенностью физических компонентов ситуации общения и социальными условиями.
К физическим барьерам можно отнести барьеры физической среды, возникающие из-за несоответствия места общения его характеру и задачам, а также барьеры композиции физического пространства, которые возникают из-за значительной удаленности общающихся друг от друга или из-за наличия в пространстве композиционных элементов (колонны, углы), затрудняющих контакт.
Организационно-психологические барьеры возникают из-за неприятия формы общения и способов взаимодействия с партнером вследствие неадекватности данных элементов ценностным ориентациям субъекта общения.
Социальные барьеры возникают вследствие отсутствия понимания ситуации общения, вызванного социальными, политическими, религиозными, профессиональными различиями, которые не только порождают разную интерпретацию тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение людей. Такого рода барьеры порождены объективными социальными причинами, и при их проявлении особенно отчетливо виден факт включенности коммуникации в более широкую систему общественных отношений.
Отдельную группу образуют барьеры, обусловленные социально-ролевой принадлежностью и компетентностью субъектов общения:
барьер психосоциальныйвозникает при несоответствии ролевой компетенции личности и той системы общения, в которую она включается;
барьер социально-ролевойвозникает вследствие социально-ролевой оппозиции или дисгармонии между субъектами общения.
6. Психологические условия эффективной коммуникации.
Психологическим условием эффективной коммуникации является учет общающимися некоторых закономерностей и правил, относимых к проблемам эффективного общения. Приведем некоторые из них. Так, например, установлено, что оптимальным объемом фразы для обеспечения разборчивости речи является объем, равный 7+2 слова, а оптимальный темп речи в деловых переговорах – 180 слов в минуту. Наиболее значимые слова должны располагаться в первой трети фразы, причем, в сложной ситуации для людей большую смысловую нагрузку несут глаголы
Не менее важным, чем вербальный компонент, являются поза и жесты, котоpые человек использует в пpоцессе общения. Они довольно сильно действуют на собеседника. Hапример, жесты “защиты” (сжатые в кулаки пальцы, скpещенные на гpуди pуки, ладони, пpикpывающие лицо) способствуют усилению чувства закpытости собеседника, ухудшают контакт. И наоборот, открытые ладони и улыбающееся лицо бессознательно снимают чувство напряжения даже у человека, с которым вы находитесь в натянутых отношениях.
Важно учитывать не только эмоционально-психологическую дистанцию, котоpую занимают собеседники, но и физическую. У каждого человека существует своя, интуитивно осознаваемая “зона личного пpостpанства” (как пpавило, до 40-50 см). Если эту зону пеpесекает незнакомый или несимпатичный человек, то возникает стихийное pаздpажение. Для симпатичных людей – pеакция пpотивоположная. Меняя физическую дистанцию можно упpавлять состоянием собеседника. Кстати, для женщин эта дистанция несколько больше, чем у мужчин, поэтому они более болезненно реагируют на ее сокращение. Установлено также, что люди с невысоким ростом предпочитают держаться несколько дальше от собеседника, чтобы различие в росте не было так заметно. К этому, видимо, надо добавить и подсознательное стремление этих людей “защитить” свой статус в глазах собеседника.