Методики для оценивания наглядно-действенного мышления

Методика 20. «Обведи контур»

Детямпоказывают рис. 31, 32 и объясняют, что задание к этой методике заключается в том, чтобы с помощью карандаша или ручки как можно быстрее и как можно точнее воспроизвести на правой половине этого же рисунка тот контур, который представлен в его левой части. Все линиинеобходимо стараться делать прямыми и точно соединить углы фигур. Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисунках — образцах в левой части. Оцениваться в итоге выполнения задания будут аккуратность, точность и скорость работы.

Оценка результатов

Оценки даются в балдах в зависимости от скорости и качества (точности) выполнения задания:

10 баллов— ребенок затратил на выполнение всего задания меньше чем 90 сек, причем все линии на рис. 31 прямые и точно соединяют углы фигур. Все линии следуют точно по заданным контурам.

8—9 баллов— на выполнение задания ушло от 90 сек до 105 сек. При этом имеет место хотя бы один из следующих недостатков: одна или две линии не являются вполне прямыми; в двух или в трех случаях начертанные линии не вполне правильно соединяют углы фигур; от двух до четырех линий выходят за пределы контура; от четырех до пяти углов соединены неточно.

5—7 баллов— навыполнения всего задания в целом ушло от 105 сек до 120 сек При этом дополнительно обнаружен хотя бы один из следующих недочетов: три или четыре линии непрямые; от четырех до шести углов соединены не вполне точно; от пяти до шести линий выходят за пределы контура; от шести до семи углов соединены не вполне точно.

4—5 баллов— на выполнение задания затрачено от 120 сек до 135 сек. Имеется хотя бы один из следующих недочетов: пять или шесть линий не являются вполне прямыми; от семи до десяти углов соединены не вполне правильно; есть семь или восемь линий, которые не являются вполне прямыми; имеется от восьми до десяти углов, которые соединены не вполне точно.

2—3 балла— на выполнение задания ушло от 135 до 150 сек. Отмечен хотя бы один из следующих недостатков; от семи до десяти линий непрямые; от одиннадцати до двадцати углов соединены не вполне правильно; от девяти до восемнадцати линий выходят за пределы контура; от одиннадцати до семнадцати углов соединены не вполне правильно.

0—1 балл— на выполнение задания ушло более 150 сек. Почти все линии, за исключением одной или двух, не являются прямыми; почти все углы, за исключением одного или двух, соединены неправильно.

Методики для оценивания наглядно-действенного мышления - student2.ru

Рис. 31. К методике «Обведи контур».

Методики для оценивания наглядно-действенного мышления - student2.ru

Рис. 32. К методике «Обведи контур» (продолжение).

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8—9 баллов — высокий.

4—7 баллов — средний.

2—3 балла — низкий.

0—1 балл — очень низкий.

Методика 21. «Пройди через лабиринт»

В этом задании детям показывают рис. 33 и объясняют, что на нем изображен лабиринт, вход в который указан стрелкой, расположенной слева вверху, а выход — стрелкой, располагающейся справа вверху. Необходимо сделать следующее: взяв в руку заостренную палочку, двигая ею по рисунку, пройти весь лабиринт как можно скорее, как можно точнее передвигая палочку, не касаясь стенок лабиринта.

Методики для оценивания наглядно-действенного мышления - student2.ru

Рис. 33. Рисунок к методике «Пройди через лабиринт».

Оценка результатов

10 баллов— задание выполнено ребенком меньше чем за 45 сек. При этом ребенок ни разу не коснулся палочкой стенок лабиринта.

8—9 баллов— задание выполнено ребенком за время от 45 сек до 60 сек, и, проходя через лабиринт, ребенок 1—2 раза дотронулся палочкой до его стенок.

6—7 баллов— задание выполнено ребенком за время от 60 сек до 80 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 3—4 раза коснулся его стенок.

4—5 баллов— задание выполнено ребенком за время от 80 сек до 100 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 5—6 раз дотронулся до его стенок.

2—3 балла— задание выполнено ребенком за время от 100 сек до 120 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 7—9 раз коснулся его стенок.

0—1 балл— задание выполнено ребенком за время свыше 120 сек или совсем не выполнено.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8—9 баллов — высокий.

4—7 баллов — средний.

2—3 балла — низкий.

0—1 балл — очень низкий.

Методика 22. «Воспроизведи рисунки»

Эта методика предназначается для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ее задание заключается в том, чтобы в специальных пустых квадратах, представленных справа на рис. 34, воспроизвести картинки, изображенные на этом же рисунке слева. Для этого ребенку дается фломастер темного цвета и рис. 34 в сопровождении следующей инструкции:

«Справа в пустых клетках необходимо нарисовать точно такие же фигуры, которые имеются слева. Нужно сделать это как можно аккуратнее, равномерно заштриховав все части, где имеются темные поля, не оставляя пустых участков и не выходя за пределы заданного контура».

На выполнение задания отводится 5 мин.

Оценка результатов

10 баллов— ребенок за 5 мин выполнил все задание, т. е. нарисовал в пустых матрицах все шесть фигур. При этом ни в одной из фигур не осталось пустых, не заштрихованных участков в тех местах, где штриховка должна была быть сплошной, а контуры фигур не более чем на 1 мм вышли за пределы заданных образцов.

8—9 баллов— ребенок справился с заданием за 5 мин. При этом в каждой фигуре остались незаштрихованными не более одного-двух участков, а контуры выполненных фигур не более чем на 1 мм отличаются от оригиналов.

5—7 баллов— ребенок выполнил задание за 5 мин, но в его работе имеется хотя бы один из следующих недочетов; почти в каждой фигуре есть от 3 до 4 незаштрихованных участков; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 1,5 мм.

4—6 баллов — ребенок за 5 мин смог заштриховать 4—5 фигур из шести, причем в каждой из них встречается хотя бы один из следующих недостатков: не менее одной пятой части ее площади осталось не заштриховано; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 2 мм.

2—3 балла— ребенок смог за 5 мин заштриховать только 2—3 фигуры, и в каждой из них можно обнаружить хотя бы один из следующих недостатков; не менее одной пятой ее части осталось не заштриховано; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 2 мм.

0—1 балл— ребенок за 5 мин смог заштриховать не более одной фигуры, и в ней имеется хотя бы один из следующих недостатков: площадь фигуры не менее чем на одну четверть не заштрихована; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 3 мм.

Методики для оценивания наглядно-действенного мышления - student2.ru

Методика 23. «Вырежь фигуры»

Данная методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет. Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры. На рис. 35 в шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры. Этот рисунок во время тестирования предлагается ребенку не в целом, а по отдельным квадратам. Для этого экспериментатор предварительно разрезает его на шесть квадратов.

Ребенок по очереди получает все шесть квадратов с рисунками (порядок из предъявления помечен номерами на самих рисунках), ножницы и задание вырезать все эти фигуры как можно быстрее и точнее. (Первый из квадратов просто разрезается ножницами пополам по горизонтальной линии, прочерченной в нем.)

Методики для оценивания наглядно-действенного мышления - student2.ru

Рис. 35. Контуры вырезаемых фигур к методике «Вырежь фигуры».

Оценка результатов

В ходе оценивания полученных результатов в данной методике учитываются время и точность выполнения ребенком задания.

10 баллов— все фигуры вырезаны ребенком не более чем за 3 мин, а контуры вырезанных фигур не более чем на 1 мм отличаются от заданных образцов.

8—9 баллов — все фигуры вырезаны ребенком за время от 3 до 4 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на величину от 1 мм до 2 мм.

6—7 баллов — все фигуры вырезаны ребенком за время от 4 до 5 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 2—3 мм.

4—5 баллов — все фигуры вырезаны ребенком за время от 5 до 6 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 3—4 мм.

2—3 балла — все фигуры вырезаны ребенком за время от 6 до 7 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 4—5 мм.

0—1 балл — ребенок не справился с заданием за 7 мин, и вырезанные им фигуры отличаются от оригиналов более чем на 5 мм.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8—9 баллов — высокий.

4—7 баллов — средний.

2—3 балла — низкий.

0—1 балл — очень низкий.

Методы диагностики речи

Методика 24. «Назови слова»

Представляемая далее методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.

На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания — 160 сек.

1. Животные.

2. Растения.

3. Цвета предметов.

4. Формы предметов.

5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.

6. Действия человека.

7. Способы выполнения человеком действий.

8. Качества выполняемых человеком действий.

Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам.

8— 9 баллов — ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам.

5—7 баллов — ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами.

4—5 баллов — ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп.

2—3 балла — ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных с различными группами.

0—1 балл — ребенок за все время назвал не более 19 слов.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8—9 баллов — высокий.

4—7 баллов — средний.

2—3 балла — низкий.

0—1 балл — очень низкий.

Методика 25. «Расскажи по картинке»

Эта методика предназначается для определения активного словарного запаса ребенка. Если ему от 3 до 4 лет, то ребенку показывают серию картинок, представленных на рис. 36 и рис. 37. Если возраст ребенка от 4 до 5 лет, то он получает картинки, изображенные на рис. 38 и рис. 39. Далее ребенку дают 2 мин для того, чтобы он внимательно рассмотрел эти картинки. Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке., то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это.

После того, как рассмотрение картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ по каждой картинке отводится еще по 2 мин.

Психолог, проводящий исследование при помощи данной методики, фиксирует результаты в таблице (табл. 8), где отмечает наличие и частоту употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций.

Таблица 8

Схема протоколирования результатов исследования по методике «Расскажи по картинке»

№ п/п Фрагменты речи, фиксируемые в процессе исследования Частота употребления
Существительные Глаголы Прилагательные в обычной форме Прилагательные в сравнительной степени Прилагательные в превосходной степени Наречия Местоимения Союзы Предлоги Сложные предложения и конструкции  

Методики для оценивания наглядно-действенного мышления - student2.ru

Рис. 36. Картинки для детей от 3 до 4 лет к методике «Расскажи по картинке».

Методики для оценивания наглядно-действенного мышления - student2.ru

Рис. 37. Картинки для детей от 3 до 4 лет к методике «Расскажи по картинке».

Методики для оценивания наглядно-действенного мышления - student2.ru

Рис. 38. Серия сюжетных картинок к методике «Расскажи по картинке»для детей от 4 до 5 лет.

Методики для оценивания наглядно-действенного мышления - student2.ru

Рис. 39. Серия сюжетных картинок к методике «Расскажи по картинке» для детей от 4 до 5 лет.

Оценка результатов

10 баллов— в речи ребенка встречаются все 10 включенных в таблицу фрагментов речи.

8—9 баллов— в речи ребенка встречаются 8—9 из включенных в таблицу фрагментов речи.

6—7 баллов— в речи ребенка встречаются 6—7 из содержащихся в таблице фрагментов речи.

4—5 баллов— в речи ребенка имеются только 4—5 из десяти включенных в таблицу фрагментов речи.

2—3 балла— в речи ребенка встречаются 2—3 из включенных в таблицу фрагментов речи.

0—1 балл— в речи ребенка имеется не более одного фрагмента речи из тех, что включены в таблицу.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8—9 баллов — высокий.

4—7 баллов — средний.

2—3 балла — низкий.

0—1 балл — очень низкий.

Наши рекомендации