Формы и методы работы с семьями детей и подростков с личностными нарушениями
Семейная психотерапия- метод психотерапии, в основе которого лежит представление об определяющей роли семейных отношений и динамики в состоянии ее членов.
Семейная психотерапия возникла в 50-х годах нашего столетия, хотя идеи лечебного воздействия на семью высказывались еще в прошлом веке, а ранее входили в систему многих традиционных систем целительства. Возникновение семейной психотерапии связывают с именами А.Майдлфорта и Н.Аккермана. В настоящее время семейная психотерапия осуществляется в рамках различных теоретических подходов (динамического, поведенческого, когнитивного, экзистенциально-гуманитарного, системного), методически все более сдвигаясь к интегральному подходу (примером может служить позитивная семейная психотерапия П.Н.Пезешкиана). Применительно к детству условно можно выделить ряд целевых установок семейной психотерапии.
1. Терапевтическая коррекция семьи как этиопатогенетического
фактора возникновения нарушений у ребенка.
2. Разрешение семейных конфликтов и травм, связанных с
проблемным состоянием/поведением ребенка.
3. Системная семейная психотерапия, ориентированная на семью
как социальный организм и существующие в ней отношения как объект
вмешательства.
Методический аппарат семейной психотерапии- включает разные техники: директивы, семейная дискуссия, обусловленное общение, ролевые игры, проигрывание ролей друг друга, скульптура семьи.
1. Директивы — указания делать нечто, делать нечто иным путем, не делать нечто. Директивы могут быть прямыми — их выполнение и
Современный Гуманитарный Университет
контроль совершаются преимущественно в русле поведенческого подхода и парадоксальными — рассчитанными на то, что запрет той или иной формы актуального поведения снимает страх перед ним и способствует его реализации.
2. Семейная дискуссия — обсуждение членами семьи проблем
семейной жизни, способов разрешения семейных проблем и
конфликтов. Терапевт выступает в роли медиатора и включенного
наблюдателя, используя активное слушание, повторение,
перефразирование, конфронтацию, молчание и т. д.
3. Обусловленное/обусловливающее общение — в семейную
дискуссию и/или отношения вводится новый элемент (цветовая
сигнализация, обмен записками, правила коммуникации), которые
замедляют процессы семейной динамики и делают их более легкими
для обнаружения.
4. Ролевые игры.
5. Проигрывание ролей друг друга.
6. Скульптура семьи, по В.Сатир, когда члены семьи друг из друга
создают "застывшие фигуры", выражающие тот или иной аспект
актуальных для семьи отношений. Выбор стиля — директивного или
недирективного, вопросы работы с частью семьи или всей семьей,
частоты сессий и длительности курса, самостоятельного или с ко-
терапевтом ведения психотерапии, ориентации на схемы терапии или
семейную динамику и т. д. решаются самим терапевтом. Способы
организации и проведения семейной психотерапии не должны
определяться теоретическими ориентациями терапевта, его харак
терологическими особенностями и быть ограниченными каким-то одним
способом. В детской и подростковой практике нередко приходится
прибегать к индивидуальной работе с несколькими или всеми членами
семьи, помогая каждому из них решать свои проблемы в контексте
общих проблем семьи и таким образом оптимизировать семейное
общение. Помня, что люди часто знают что надо делать, но не знают —
как, следует отличать семейную психотерапию от простого информирова
ния о целесообразных способах поведения.