Экспертное консультирование: определение многоаспектной деятельности
Несмотря на то что в разные годы предпринималось множество попыток дать определение эксперт-консультирования, никакого общепринятого определения не существует и до сих пор. Уже в 1970 году Каплан (Caplan, 1970) определил эксперт-консультацию как «процесс взаимодействия между двумя специалистами – консультантом-экспертом, являющимся специалистом в определенной области, и консультируемым, который обращается к консультанту-эксперту за справкой по . поводу актуальных проблем, связанных с работой» (р. 19). В конце 1970-х годов экспертному консультированию были посвящены два специальных выпуска журнала Personnel and Guidance Journal (февраль и март 1978 г.), а еще через семь лет за ними последовал специальный июльский выпуск журнала The Counseling Psychologist (1985), посвященный" исключительно этой же теме. Еще восемью годами позже разным аспектам экспертно-консультационной работы были посвящены два выпуска Journal for Counseling and Development (июль/август и ноябрь/декабрь 1993 г.). Все пять указанных публикаций и другие, аналогичные им, отводили эксперт-консультации первостепенную роль в консультировании и помогли профессионалам определить ряд общих особенностей экспертного консультирования: его направленность на решение задач и улучшение ситуации и его трехсторонний характер (Dougherty, 1995).
Несмотря на повышенное внимание к этой работе, экспертное консультирование для многих консультантов так и остается недостаточно осмысленной областью деятельности, точное предназначение которой неясно (Drapela, 1983). Вследствие этого отдельные консультанты либо неверно истолковывают сущность экспертного консультирования, либо не испытывают удовлетворения от занятия подобной деятельностью, либо и то и другое (Goodyear, 1976). Браун (Brown, 1983) приводит пример характеристики консультанта-эксперта: «человек, который внезапно воодушевляется, растрачивает силы и выдыхается» (р. 124). Насколько неточной является эта характеристика, настолько же хорошо она может отражать неразбериху в применении данного термина.
Хотя экспертное консультирование «получило широкое распространение» с начала 1970-х годов, «теоретическая и исследовательская база существенно отстает» от текущей практики (Gallessich, 1985, р. 336). Можно выделить несколько причин такого отставания.
· Существует атеоретический взгляд на эксперт-консультирование, препятствующий развитию данной деятельности. Галлессич (Gallessich, 1982) отмечает, что консультация может проводиться в самых разных условиях, с различными группами людей и принимать различные формы, что затрудняет структурирование этой работы. Кроме того, многие профессионалы консультирования не принимают эксперт - консультационную деятельность всерьез и не относятся к этому занятию как к специализированному профессиональному процессу.
· Не существует специалистов или профессиональных групп, для которых экспертное консультирование являлось бы основной деятельностью. Этой работе не хватает «организационной поддержки, руководства и ресурсов, необходимых для формирования теории и проведения исследований» (Gallessich, 1985, р. 342).
· Происходит быстрое изменение методов экспертного консультирования. В отличие от большинства других форм социальной помощи, эксперт-консультирование быстро реагирует на социальные, политические или технические изменения. Например, гуманистические консультационные методы конца 1960-х годов не столь широко использовались в более консервативные 1980-е годы.
Среди других факторов, сдерживающих рост и развитие экспертного консультирования, можно перечислить: 1) затруднения с определением переменных и с получением разрешения на проведение специализированных исследований в стандартных условиях и 2) трудности в понимании изменяющегося характера Целей в процессе консультирования. Другими словами, начальные цели могут изменяться.
До сих пор продолжаются дебаты по поводу точного определения термина «экспертное консультирование» (Kurpius & Fuqua, 1993). Курпиус (Kurpius, 1978) предложил одно из лучших определений, которое было включено в издание этического кодекса АСА 1995 года. В этом кодексе экспертное консультирование определяется как «добровольные отношения между профессиональным работником службы помощи и нуждающимися в помощи индивидами, группой или социальной единицей, в которых консультант-эксперт предоставляет помощь клиепту(ам) в определении и решении профессиональной проблемы или любой другой потенциальной проблемы, с которой столкнулся клиент или группа»,
В целом подходы в практике эксперт-консультационной работы имеют следующие общие характеристики (Gallessich, 1985; Kurpius & Fuqua, 1993; Newman, 1993).
· Экспертное консультирование базируется на содержании (поддерживается всей признанной совокупностью знаний).
· Экспертное консультирование ориентировано на достижение цели; цель часто носит профессиональный характер.
· Взаимоотношения в экспертном консультировании регулируются различными нормами и правилами.
· Экспертное консультирование – это процесс; он включает в себя сбор данных, рекомендацию решений и предложение поддержки.
· Экспертное консультирование представляет собой триадный процесс.
· Экспертное консультирование основывается на идеологии, системах ценностей и этике.
Курпиус (Kurpius, 1986, 1988) также подчеркивает, что экспертное консультирование является системно-ориентированным. Эта работа способствует изменению определенных аспектов системы, таких как структура или персонал, с тем чтобы изменить саму систему. В системах присутствуют силы, которые либо усиливают, либо подавляют их восприимчивость к консультационному процессу (Kurpius, Fuqua & Rozecki, 1993) (рис. 18.1).
Система закрыта для изменений | Система открыта для изменений | |
Равновесие | 1. Не принять контракт – незначительная возможность для помощи | 2. Принять контракт, но сообщить участникам, что изменение, возможно, будет происходить медленно |
Неустойчивость | 3. Принять контракт, но ожидать серьезного конфликта и медленного изменения | 4. Лучшая возможность для успешной помощи |
Рис. 18.1. Системная открытость и баланс сил
Источник: Kurpius D. J., Fuqua D. R., & Rozecki Т. (1993). The consulting process: A multidimensional approach. Journal of Counseling and Development, 71, 602.
Ввиду важности роли экспертного консультирования в ряду общих обязанностей консультантов, во многие программы обучения «общий курс эксперт-консультирования входит в качестве обязательного, а специальность консультанта-эксперта была включена в стандарты для аккредитации консультантов Аккредитационного совета по консультированию и родственным образовательным программам (CACREP))...» (Randolph & Graun, 1988, p. 182).