Явный рост свободы в обществе вызвал резкое возрождение и развитие школьной профориентации
На смену горбачевской «перестройке» пришла эпоха «демократических преобразований», начавшаяся в августе 1991 г. За этот период также было сделано немало:
• в 1992 г. вышел Закон «Об образовании РФ» и сразу же резко
сократилось финансирование школы и особенно профориента
ции (к этому времени многие «умные и образованные» люди уже
«поняли», что есть вещи более важные, чем образование и какая-
то там профориентация, связанная со свободой выбора и самооп
ределением...);
• в 1991 г. вышел Закон «О занятости населения», где школь
ную профориентацию не запрещали, но она из школы фактиче
ски переводилась в службы занятости (заметим, что в США для
работы в бюро по трудоустройству требования к подготовке спе
циалистов заметно ниже, чем для специалистов, оказывающих
помощь школьникам при планировании ими своей карьеры);
• к сожалению, школьная профориентация была почти разру
шена, что усугублялось неясностью с ее подчинением: Минобра
зования России от профориентации фактически отказалось, а в
Минтруде России и в подчиненных ему службах занятости насе
ления «работа с молодежью» обозначалась как «дополнительная
услуга» (по принципу: «школа не в нашем ведении»);
«к счастью, отдельные местные начальники (власть) иногда поддерживали руководителей оставшихся центров профориентации молодежи, т. е. не дали им «погибнуть» в условиях социально-экономического абсурда;
• к счастью, некоторые руководители центров занятости насе
ления все-таки делегировали своих профконсультантов в близле
жащие школы, где они работали со старшеклассниками, получая
зарплату в Минтруде (за это таких руководителей не раз наказы
вали, но, видимо, профессиональная совесть у кого-то все-таки
осталась);
• один из примеров невнимания к школьной профориентации —
Второй съезд школьных психологов в Перми в 1995 г., в про
граммных материалах которого не было ни одного упоминания о
профориентации и профессиональном самоопределении, но много \
места и времени было уделено психокоррекции, психодиагности-
ке, психотерапии и модному тогда «экономическому образованию» (это в условиях развала производства и всеобщего воровства!). Хотя понятно, что и психодиагностика, и психокоррекция, и психотерапия имеют смысл лишь тогда, когда они помогают человеку самоопределиться;
• как это ни удивительно, но профориентация частично перекочевала и в коммерческие структуры в виде «профотбора персонала». К сожалению, это также свидетельство некоторой примитивизации профориентационной работы. Еще в 20-е гг. Г. Мюн-стенберг говорил, что со временем профотбор должен постепенно заменяться профконсультацией. В варианте же коммерческого профотбора в большинстве случаев используются явно неадекватные тесты (идет банальное «охмурение» клиентов-претендентов и собственного руководства), но самое печальное, что такой профотбор практически исключает выход на серьезный уровень профессионального и личностного самоопределения (претендент — это лишь «обследуемый с помощью тестов»). Таким образом, сейчас у профориентации не самые лучшие времена, но ее все-таки не
Запрещают...
С окончанием «эпохи Ельцина» появились новые надежды на возрождение отечественной профориентации. К 2000 г. в некоторых городах стали активнее проводиться конференции по проблемам развития школьной профориентационной службы и подготовке молодежи к самоопределению в условиях переходного периода. Правда, появились и первые признаки нового беспокойства, например, разговоры о сокращении финансирования мучи- • тельно создававшихся до этого (часто на обломках центров профориентации молодежи) служб занятости населения. Но ведь в условиях «стабильного» развала производства и свобода самоопределения реально сокращается.
В итоге получается, что в 30-е гг. профориентацию запрещали политическими способами, в 70—80-е гг. — бюрократическими, а сейчас (в эпоху «расцвета демократии») — экономическими (почти не финансируют). Все это позволяет нам убедиться, что существует определенная зависимость периодов расцвета профессионального самоопределения от уровня реальной свободы выбора для большинства населения данного общества. А это означает, что сама профориентация (и конкретные методы профориентационной помо-Щи) должна планироваться и осуществляться с учетом этого обстоятельства. Например, если уровень реальной свободы самоопределения в обществе невысок, то это отражается и на позиции многих клиентов, и на позиции самих профконсультантов, порождая особые проблемы, связанные с осознанием себя как субъекта (или не-субъекта) самоопределения, с желанием (или нежеланием) понять то, что происходит вокруг, т. е. понять, в «пространстве» каких смыслов приходится самоопределяться.