Криминологическая экспертиза проектов нормативно-правовых актов как одна из основных мер общей профилактики правонарушений.

Криминологическая экспертиза проектов нормативных правовых актов проводится:

-проектов декретов и указов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь – Министерством юстиции Республики Беларусь;

-проектов законов, вносимых в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, а также изменений и (или) дополнений, внесенных в законопроект в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь, – Национальным центром законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь;

-проектов нормативных правовых актов министерств, иных республиканских органов государственного управления, Национального банка Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, других государственных органов – их юридическими службами, а проектов нормативных правовых актов местных Советов депутатов – юридическими службами соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов.

Государственные органы (организации) при отсутствии у них специалистов, обладающих необходимыми профессиональными навыками для проведения криминологической экспертизы, могут в установленном порядке привлекать специалистов научных и иных организаций, в первую очередь государственных.

Проекты нормативных правовых актов, направленные на регулирование общественных отношений в финансово-экономической сфере, в сферах государственной службы, судебной и правоохранительной деятельности, социальной защиты, здравоохранения, образования, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, подлежат обязательной криминологической экспертизе.

Обязательной криминологической экспертизе подлежат проекты законов, правовых актов Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Комитета государственного контроля, Национального банка, Управления делами Президента Республики Беларусь.

Проведение криминологической экспертизы проекта правового акта осуществляется после проведения его обязательной юридической экспертизы, предусмотренной законодательными актами.

Криминологическая экспертиза проводится в течение десяти рабочих дней со дня получения Научно-практическим центром проекта правового акта с необходимыми сопроводительными материалами к нему, если иной срок не установлен Президентом Республики Беларусь, Администрацией Президента Республики Беларусь.

Срок проведения криминологической экспертизы, может быть продлен руководителем Научно-практического центра (лицом, исполняющим его обязанности) по согласованию с субъектом (субъектами), направившим проект правового акта на криминологическую экспертизу, но не более чем на пять рабочих дней.

Криминологическая экспертиза проекта правового акта, в отношении которого не предусмотрено проведение его обязательной криминологической экспертизы, проводится в месячный срок со дня получения Научно-практическим центром проекта правового акта с необходимыми сопроводительными материалами к нему,.

По результатам проведения криминологической экспертизы составляется заключение, в котором должны содержаться:

информация о том, когда и кем проект правового акта представлен на криминологическую экспертизу (когда и кем правовой акт принят (издан) и представлен на криминологическую экспертизу);

информация об участии в проведении криминологической экспертизы специалистов государственных органов и иных организаций (в случае их привлечения в установленном порядке Научно-практическим центром);

общая криминологическая оценка проекта правового акта (правового акта);

вопросы, рассмотренные при проведении криминологической экспертизы, и криминологические критерии их оценки;

указание на наличие в проекте правового акта (правовом акте) норм, применение которых может повлечь (повлекло) возникновение рисков криминогенного характера, с обоснованием соответствующего вывода либо на отсутствие таких норм;

обоснованные предложения об устранении выявленных в проекте правового акта (правовом акте) недостатков (при наличии норм, применение которых может повлечь (повлекло) возникновение рисков криминогенного характера).

Криминологическая экспертиза повторно направленного проекта правового акта проводится в течение пяти рабочих дней со дня получения Научно-практическим центром проекта правового акта с необходимыми сопроводительными материалами к нему.

Наши рекомендации