Преформизм (представители - Ст. Холл, К. Бюлер}
№48
Детерминанты психического развития ребёнка.
Связь обучения и развития .
http://m.studme.org/1414011325757/psihologiya/dvizhuschie_sily_faktory_psihicheskogo_razvitiya_rebenka
Психическое развитие можно понимать как закономерное изменение психических функций, совокупность их количественных, качественных и структурных преобразований. Психические явления находятся в постоянном изменении, движении и развитии. Это развитие может рассматриваться в двух планах: в плане исторического развития человека вообще и в плане развития отдельной личности в процессе ее жизни. С первым планом связано понятие филогенеза психики, т.е. ее исторического развития, со вторым – понятие онтогенеза – индивидуального психического развития. Постепенно в процессе психического развития происходит социализация личности как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства человеком общественного опыта, осуществляемый в общении и деятельности.
Преформированный
И непреформированный типы развития
(по Л. С. Выготскому)
Л. С. Выготский различал преформированный и непреформированный типы развития.
Преформированный тип- это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление(организм) пройдет, так и тот конечный результат, который явление достигнет. Здесь все дано с самого начала.
Пример - эмбриональное развитие. В психологии была
Попытка представить психическое развитие по принципу
Эмбрионального развития, эта теория получила название
преформизм (представители - Ст. Холл, К. Бюлер}.
Непреформированный тип развития наиболее распространен на нашей планете. К нему относится развитие галактики, развитие Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества. Процесс психического разви-
тия ребенка также относится к этому типу процессов. Непреформированный путь развития не предопределен заранее. Дети разных эпох развиваются по-разному и достигают разных уровней развития. С самого начала, с момента рождения ребенка не даны ни те стадии, через которые он должен пройти, ни тот итог, которого он должен достигнуть. Детское развитие - это непреформированный тип развития, но это совершенно особый процесс,
который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровне развития общества. В этом особенность детского развития. Его конечные формы не даны, а заданы. Ни один процесс развития, кроме онтогенетического, не осуществляется по уже готовому образцу. Человеческое развитие происходит по образцу, который существует в обществе. Согласно Л. С. Выготскому процесс психического развития - это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм. Ребенок не сразу
осваивает духовное и материальное богатство человека.
Но вне процесса освоения идеальных форм вообще невозможно развитие. Поэтому внутри непреформированного типа развития психическое развитие ребенка – это особый процесс. Процесс онтогенетического развития -
процесс, ни на что не похожий, чрезвычайно своеобразный, который проходит в форме усвоения.
Типы развития (Выготский Л.С.) |
Неперфорированный (Неизвестны все стадии и конечный результат) |
Филогенез Социогенез Онтогенез |
Преформированный (Известны все стадии и конечный результат) |
Эмбриогенез Физическое развитие |