Счастье

Гурнамонд сказал Парсифалю, что тот не должен ни соблазнять, ни соблазняться. Мужчина не только может соблазниться своей анимой, но и попытаться сам ее соблазнить. Когда речь заходит о том, что не следует соблазнять свою внутреннюю прекрасную даму, это может означать, что мужчина не должен жить в ожидании хорошего настроения. Ему не следует насиловать свою феминную часть. Он может искать полноту, но не хорошее настроение.

Этот момент для большинства людей, теряющих свою активность, является в какой-то степени критическим, пока они не достигнут для себя какой-то психологической ясности. Это бьющее через край, поднимающее человека до небес, раздувающее его до небывалых масштабов, наполовину выходящее из-под контроля настроение, которое так часто наблюдается у мужчин, представляет серьезную опасность, ибо это тоже чистой воды соблазн. Мужчина соблазнил аниму. Он взял ее за горло и сказал: "Ты ведь только и мечтаешь о том, чтобы сделать меня счастливым, или я ошибаюсь?" Несколько позже он сполна за это заплатит, так как закон компенсации говорит, что для восстановления баланса потом обязательно наступит депрессия.

***

Оказаться во власти "чересчур приподнятого" настроения - значит попасть в сети соблазна, которые расставила внутренняя женщина. Вознося человека на головокружительную высоту инфляции, она оставляет на нем внешний отпечаток счастья, к которому он так активно стремился. Однако за то, что мужчина поддался такому соблазну, позже придется заплатить полную цену в виде депрессии, вновь опускающей его на грешную землю. В своей жизни мужчина тратит много времени на то, чтобы выбраться из депрессии или освободиться от инфляции. Базовый уровень бытия, который китайцы называют дао, является промежуточным между двумя этими состояниями. Именно на этом уровне существует Грааль, именно здесь можно обрести состояние, достойное называться счастьем. Здесь речь не идет о всеобщем усреднении и всевластии серости; это совсем не то место, где жизнь строится только на основании компромисса. Это царство натурального цвета, истинного смысла и подлинного счастья. Оно ничуть не меньше самой Реальности, которая является нашей средой обитания.

У нашего современника, мужчины западной культуры, существует превратное представление о том, что такое счастье. Именно поэтому очень полезно и весьма поучительно разобраться в этимологии слова счастье. Слова happiness (счастье) и happen (случаться) являются однокоренными, а это может означать, что наше счастье случается, то есть, происходит случайно. Люди, которые живут в других частях света и не достигшие столь высокого уровня цивилизации, следуют точно такому же принципу, и при этом ведут себя столь безмятежно, что их спокойствие приводит нас в недоумение. Как индийский крестьянин, которому, по нашему мнению, до счастья так же близко, как до луны, может чувствовать себя настолько счастливым? Или как мексиканский пеон, которому до счастья не ближе, чем индийскому крестьянину, может быть столь безмятежным? Все дело в том, что эти люди владеют искусством быть счастливыми, ибо постигли суть счастья. Оно для них заключается именно в том, что с ними происходит, что с ними случается. Если вы не можете чувствовать себя счастливым в предвкушении ежедневного завтрака, очень маловероятно, что вас сможет осчастливить что-либо другое.

Индийская мудрость учит тому, что наивысшей формой почитания богов является состояние счастья. Однако в данном случае речь идет о глубинном смысле счастья, а вовсе не о настроении.

Монах-трапезианец Томас Мертон однажды сказал, что монах часто бывает счастлив, но ему никогда не бывает хорошо. В этом заключается еще один способ отличать счастье от настроения.

Долгое время в своей жизни я считал, что состояние депрессии подобно состоянию окоченения. Но постепенно я стал понимать, что настроение - это продукт целенаправленной деятельности бессознательного, и человеку, наделенному высокой степенью осознания, от него можно избавиться только после долгой и кропотливой работы.

Много лет назад я научился воздерживаться от преждевременных переживаний. Если я считаю нужным не заниматься чем-то в понедельник, весь день я должен держать себя за руки, иначе я похороню результат, не успев до него добраться. Это тоже разновидность соблазна анимы. Начиная раньше времени выжимать удовольствие, я рискую не получить его совсем.

В этом заключена вся суть напоминающей спорт американской жизни. Мы считаем, что являемся обладателями богом данного права на счастье и должны постоянно пребывать в хорошем настроении, однако это не получается. Я знал двух мальчиков, которые хотели отправиться в турпоход. Находясь в приподнятом настроении уже от одного своего замысла за несколько дней до похода, они мечтали о том, как хорошо проведут время. Оба были в чудесном, приподнятом настроении. Получилось так, что разные детали их снаряжения приняли на себя роль Священной Чаши. Мальчики восхищались тем, как остро наточен нож и какая крепкая и надежная веревка. Они испытали все удовольствие от похода еще до того, как туда отправились. Я узнал, что они добрались до озера Тахо, полдня там слонялись, не имея ни малейшего понятия, чем заняться, после чего сели в машину и вернулись домой. Сам поход ничего им не дал. Они соблазнились целым куском жизни, прожив его заранее.

Мы, американцы, хотим постоянно пребывать в хорошем настроении. Мы считаем, что получили от бога право на то, чтобы добраться до женщины, живущей у нас внутри, и взять от нее все, что нам потребуется. Но дело оборачивается так, что, встав на этот путь, мы сразу же сталкиваемся с серьезными неприятностями, и когда наши ожидания не оправдываются, мы разочаровываемся и впадаем в подавленное настроение.

Некоторые мужчины стараются сохранять ровное и почти стабильное настроение. Это очень изматывает. Я никогда не забуду день, когда меня впервые осенило, что не могу дать волю своему настроению. Это стало откровением. Мне кажется, что человек может быть подвержен настроению так же, как простуде. Он лишь должен уметь переносить его, избавив, насколько можно, от его влияния других людей. Но нет ничего труднее, чем это сделать.

Если мужчина хорошо все это осознает и достаточно мудр, чтобы суметь отказаться от своего настроения или, по крайней мере, какое-то время не обращать на него внимания, у него возникает большое преимущество. Он не должен становиться добычей проникающих из бессознательного эманаций Майи. Иногда настроение подкрадывается к человеку совершенно незаметно, лишая его возможности понимать что есть что в этом мире. Мир приобретает серую окраску. Ни в коем случае не следует идти на поводу у своего настроения. Нельзя дать ему себя соблазнить. Не стоит вязнуть в зыбучем песке. Это неверный и обманчивый путь - на него очень легко встать, а встав, мы перестаем владеть ситуацией и понимать, что именно с нами происходит.

Если мужчина болен, он в большей степени подвержен своим настроениям. В состоянии болезни он испытывает недостаток физических сил и поэтому более раним. Однако не следует считать, что он обязательно будет рабом своего настроения. Человек может чувствовать себя слабым и несчастным и не испытывать при этом никакого унижения. Нам не следует впадать в ужас, потакая своему настроению в болезни, несмотря на то, что больному человеку противостояние дается гораздо труднее.

Часто внешние обстоятельства, особенно отсутствие женщины, которую мужчина может использовать в качестве козла отпущения, создают для него нелегкую ситуацию, в которой на свое настроение приходится не обращать внимания. Однако по-прежнему на мужчине лежит ответственность за осознание всего, что с ним происходит, поэтому он ни в коем случае не должен впадать в состояние одержимости. Человек, обладающий искусством такого самопознания, способен развить в себе сильное эго. Мужчина, подверженный своему настроению, становится на какое-то время беспомощным, превращаясь в ребенка в глазах своей внутренней женщины. Он не желает никакого психологического осмысления, ибо жаждет только одного: чтобы о нем заботились. Исходя из всего вышесказанного, сильному мужчине следует твердо противостоять влиянию своего настроения, что означает для него освобождение от своего детства, то есть от материнского комплекса.

Далее следует разобраться с понятием "энтузиазм". Имеется очень тонкое, но важное различие между настроением и энтузиазмом. Энтузиазм - это прекрасное слово. В переводе с греческого en-theo-ism оно означает "иметь в себе Бога". Это одно из наиболее возвышенных слов во всем английском языке. Если кто-то имеет в себе Бога, он обладает большими, никогда не иссякающими творческими способностями. Переполненный собственной анимой мужчина, тоже склонен к творчеству, но весьма вероятно, что этот творческий полет закончится еще до наступления сумерек. Следует быть достаточно мудрым, чтобы понимать разницу между Богом и анимой. Подавляющее большинство мужчин ее не понимают. Вы можете просто взглянуть на другого человека, не говоря ни слова, чтобы угадать, потерпит ли он крах в будущем и будет при этом чувствовать, что с ним обошлись незаконно и несправедливо, или он несет в себе дар Божий и через него сам Бог улыбается людям. Мы часто говорим, что человек находится в хорошем настроении. Смех несет в себе позитивное и творческое начало, если его причиной не является настроение. Существует определенный глубокий уровень, на котором возникают смех и то, что нам кажется счастьем, а возникнув, они несут на себе отпечаток этого уровня. Если в тот самый момент человек оказался под властью анимы и был соблазнен прекрасной дамой, тогда беда!

Это состояние можно заметить, обращая внимание на личные качества. Очень вероятно, что человек соблазнен, если он нервозен, напряжен и подчеркнуто аккуратен и строг. За это он, безусловно, заплатит свою цену. Более того, прежде чем у него все пройдет, он заставит заплатить всех, находящихся в пределах слышимости. Если же он в прекрасной форме и держится легко и непринужденно, то это может быть настоящее, реальное счастье, которое прорывается наружу, - и в этом случае жалеть его совершенно не стоит.

Как правило, влиянию настроения подвергаются интеллектуально развитые мужчины. Если его состояние предварительно не отметит находящаяся рядом женщина, он может сделать это самостоятельно. Может случиться так, что где-нибудь на полдороге он вдруг захочет переосмыслить происходящее и скажет: "Постой, может быть, нам стоит получше об этом подумать". Так и происходит в подавляющем большинстве случаев, если его жена до того не сказала: "Послушай, дорогой, не кажется ли тебе, что нам стоит получше об этом подумать?". Ибо иначе, разумеется, он бы об этом не подумал.

Находясь в обществе колкой женщины, мужчине вдвойне трудно преодолеть свое настроение. Как правило, ее присутствие может только усугубить ситуацию. Находясь в плохом настроении, мужчина действительно бывает сильно напряжен. Он нуждается в реальной помощи: не в колкости женщины, а в ее поддержке. Вполне возможно, что он не поблагодарит за эту помощь вслух, но в душе будет очень сильно благодарен.

Когда женщине приходится иметь дело с мужчиной, находящемся в плохом настроении, обычно она совершает много ошибок. Как правило, сразу же проявляется ее анимус и заявляет, создавая критическую ситуацию: "Посмотри как следует, это же абсолютная чепуха. С этим пора кончать. Мы уже по уши сыты нашим самым лучшим в мире рыболовом".

Но такие слова лишь подливают масла в огонь. Затем следует обмен "любезностями" между анимой и анимусом, и возникает реальная угроза разрыва. Оба оппонента находятся по разные стороны богини Майи: кто по правую руку, кто по левую, и с уверенностью можно утверждать лишь то, что сегодняшний день для них уже потерян.

Однако момент истины заключается в том, что женщина может разрядить ситуацию и спасти отношения, если, находясь в соответствующем состоянии, она захочет это сделать. Став более женственной по сравнению с овладевшей мужчиной феминностью, она способна разрядить его настроение. Но это очень и очень трудная задача. Как правило, ее автоматическая реакция на происходящее проявляется в том, чтобы вытащить меч своего анимуса и начать рубить со всего плеча. Но если женщина может остаться с мужчиной спокойной и некритичной, олицетворяя истинную женственность, тогда сразу же, как только к нему вернется достаточно здравомыслия, чтобы оценить всю тонкость и пикантность ситуации, весьма вероятно, он выйдет из-под власти своего настроения. Однако такое поведение потребует от женщины ясного сознания и развитой и зрелой женственности, которые появляются в результате многочисленных схваток с драконами, в которых ей приходилось отстаивать свое внутреннее женское королевство. (Грустно осознавать, как жалко выглядит наше барахтанье в терминологии при желании найти подходящее выражение для женского варианта слова kingdom, ибо соответствующего аналога queendom в английском языке не существует.)

В подобном случае жена может оказать огромную помощь, максимально проявляя свою женственность. В этот момент она должна быть зрелой и обладать всеми качествами, делающими женщину настолько сильной, чтобы она могла противостоять фальшивой и капризной феминности, овладевшей мужчиной. Очень вероятно, что именно эту феминность мужчина будет проецировать на нее, абсолютно уверенный в том, что женился на ведьме, которая является единственной причиной его плохого настроения. Может случиться, что она и в самом деле спровоцировала его настроение, но вместо того, чтобы сводить с ней счеты, мужчина должен разобраться с женщиной, находящейся у себя внутри.

Природа анимы и анимуса в самой примитивной форме (которая характеризует психологическое состояние большинства из нас) проявляется и оживает в проекции. Поэтому мужчина, подверженный плохому настроению, обычно заявляет, что его замучила жена. Если его внутренняя женщина находится в ярости, очень вероятно, что близкая ему женщина тоже придет в ярость, осознавая это или нет. С другой стороны, если мужчина находится в ладу со своей внутренней женщиной, у него нет проблем в общении с женщиной, которая находится с ним рядом.

Женщина гораздо лучше управляет своими настроениями. Более того, она даже может их использовать. Она обладает возможностью "пробовать" каждое из них по очереди и смотреть, какое лучше подойдет. В зависимости от ситуации в разгаре событий она может поменять свое настроение. Такая способность управления своим настроением у мужчины отсутствует; фактически, оно ему почти неподвластно. В департаменте чувств хозяйничает много женщин и лишь несколько мужчин. Когда женщина требует от мужчины, чтобы он так же умел управлять своим настроением, как она своим, а у него это не выходит, возникает много затруднений. Тогда ей следует научиться относиться к этому с пониманием и дать мужчине какое-то время или даже немного помочь.

Женщины, которым приходится иметь дело с экзотическим, так называемым идеальным или образцовым мужчиной, не должны смущаться, когда он приходит в плохое настроение, ибо в этом состоянии он становится абсолютно беспомощным. Он нуждается в поддержке. Если и существует одно единственное правило, которое, выходя замуж, женщина должна знать, оно заключается в следующем. Если мужчина подвержен своему настроению или, попросту говоря, если на него "нашло", женщине на какое-то время следует воздержаться от любых суждений и критики при условии, что она в состоянии это сделать. Спустя какое-то время, когда муж придет в себя, они смогут вместе обсудить, что с ним случилось. Такую выдержку женщине проявить очень трудно, но если она вспомнит, что его настроение - это в первую очередь - его проблема, а не ее недостаток, она, как правило, найдет в себе мудрость переждать какое-то время до более подходящего момента, когда можно будет понять, в чем именно состоит суть проблемы.

Мужчине не следует надеяться, что он никогда не будет подвержен своему настроению. Тем не менее, ему следует иметь в виду, что, будучи одержим настроением, он не теряет шанса выйти из этого состояния. Просто сказать себе: "На меня наступает моя анима", - значит уже частично себя контролировать. Если же он при этом скажет жене: "У меня плохое настроение. Ты здесь абсолютно ни при чем. Я хочу немного побыть один", то этим он окажет ей огромную услугу. Такой простой поступок поможет ему стать свободным. Как только мужчина осознает, что он был одержим своим собственным настроением, дело уже наполовину сделано.

Отношения Парсифаля с Бланшфлер могут служить идеальным примером. Бланшфлер для Парсифаля олицетворяет идеал прелести и одухотворенности. Между ними не произошло ничего дурного.

Это идеальные отношения с анимой. Поэтому, если вы хотите научиться находить контакт с любопытной и загадочной внутренней феминной частью, поучитесь этим отношениям у Парсифаля и Бланшфлер, его прекрасной дамы. Начиная с этого момента на протяжении всего мифа он служит только ей и делает для нее все.

В конце жизни Гете сделал изумительное наблюдение: предназначение мужчины - служить женщине, и тогда она будет служить ему. Разумеется, он имел в виду внутреннюю женщину, музу. Муза - это олицетворение красоты, духовности и нежности феминной части всей нашей жизни. Прекрасно, что одна часть нашей сущности служит другой.

Недавно я прочитал груду статей, написанных представителями нового феминизма. Они сильно покоробили меня тем, что главной общей идеей было требование отказа женщины от своей традиционной женской роли служения мужчине. По мнению авторов, женщина должна сбросить с себя оковы рабства. В какой-то степени это действительно необходимо, но, с другой стороны, это может привести к фатальным последствиям. Мы все должны служить друг другу. Это идеал. Иначе мы ничего не добьемся. Ни один человек не может жить без другого человека, его любви, заботы и силы.

Понимая это, Парсифаль установил с Бланшфлер правильные отношения. Он посвятил себя ей; он лежал с ней рядом: голова к голове, ступня к ступне, но он не соблазнял ее, и она не соблазняла его. Он посвятил себя ей целиком. Он ей служил. Он был к ней близок. Нет никаких запретов против близости человека со своей внутренней феминностью: чем ближе - тем лучше. Но здесь существует тонкая грань, и ее нужно всегда ощущать, не допуская никаких соблазнов, или вам никогда не увидеть Священной Чаши. Здесь Парсифаль оказался весьма успешен.

Наши рекомендации