В разных группах психопатий и при разных состояниях удельный вес биологических и социальных факторов неодинаков
В порядке уменьшения веса факторов, влияющих на происхождение психопатий они располагаются следующим образом:
1. Неправильное воспитание с искаженными дидактическими установками и ценностными ориентациями.
2. Конфликтные ситуации и психогении (психические травмы и факторы), присутствующие в семье.
3. Тяжелые материально-бытовые условии в детстве.
4. Соматические заболевания раннего постнатального периода.
5. Психопатологическая наследственность.
6. Алкоголизм родителей.
Дифференциальная диагностика
Таблица 9
Д и а г н о с т и ч е с к и е р а з л и ч и я | |
Симптоматика психопатий | Симптоматика шизофрении |
· Неадекватность аффективных реакций, эмоциональные рас-стройства, которым подчинены расстройства мышления. | · Нарушение познавательной дея-тельности и расстройства хода мышления; остальные симптомы подчинены им. |
· Аномалии проявлений харак-тера имеют место с детства и сохраняются на протяжении жизни с последующим усиле-нием. | · Изменение поведения, влечений, интересов происходят внезапно, немотивированно и протекает с жестокостью, злобностью, нена-вистью. Происходит как бы «процессуальный сдвиг». |
· Интенсивность психопатических расстройств меняется в зависи-мости от ситуации и психоген-ных факторов. | · Изменения самосознания, мышле-ния с жалобами на неприятные ощущения в области сердца, же-лудка, с нарушением зрения происходят немотивированно. |
· Нарушена прогностическая функция мышления: психопат не предвидит последствий своих действий. | · Имеет место «витиеватость» мыш-ления, перескакивание с одной мысли на другую. |
· Самооценка искажена (завы-шена или занижена), что приво-ит к неадекватному поведению в социальных ситуациях. | · Оценка ситуации формально пра-вильная (на словах), в то же время грубость, цинизм сочетается с ра-нимостью, слезливостью, повы-шенной сензитивностью. |
Учение о конституциональных психопатиях (в версии МКБ-10 – рас-стройства личности) рассматривает их в статике и динамике.
Понятие статики включает в себя стабилизировавшиеся к пубертатному возрасту свойства личности, выраженные в ригидном реагировании на самые разные межличностные ситуации, в устойчивой повторяемости одного и того же поведения по разным поводам.
Под динамикой разумеется изменение поведенческих стереотипов под влиянием привходящих факторов. В жизни статика неотделима от динамики. Далее приводятся проявления психопатических черт (расстройств личности) в классификации П.Б.Ганушкина.