Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом.

Основная проблема мотивации труда вытекает из разделения труда и общественного характера труда: трудовая деятельность ведет к удовлетворению личных потребностей человека опосредовано, через удовлетворение общественных потребностей.

Существует три уровня результата трудовой деятельности:


- внешний результат (продукт);

- личный результат – усталость, удовлетворенность;


- получение заработной платы как оценка труда и средство удовлетворения внетрудовых потребностей.


Для реализации каждого уровня возникают ожидания, которые воспринимаются как субъективная вероятность:


- возможности реализации определенного количества продукта в зависимости от сложности задачи;

- возможности получения определенной заработной платы или иных вознаграждений;

- возможности удовлетворения потребной посредством заработной платы;


- возможности удовлетворения социальных потребностей через признание труда.

Когда потребность приобретает конкретное содержание (другими словами, «опредмечивается»), активный поиск уже определенных благ становится направленным. Для обозначения предметов потребности, на которые направлена деятельность, привлекается термин «мотив». Благодаря связи с потребностью мотив выполняет функцию побуждения человека к активности и придает смысл отдельным действиям, целям и условиям их достижения.

Таким образом, мотивы – это внутренние устремления, составляющие основу трудового поведения. Мотивация являются ключом к пониманию поведения человека и возможностей воздействия на него.

Постановка цели
Процесс мотивации может быть схематично изображен в виде четырехкомпонентной схемы.

Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом. - student2.ru

Если цель успешно достигнута, то поведение будет вероятно таким же, если в будущем возникнет похожая потребность.

Существует значительно количество теорий мотивации, по-разному систематизирующих список мотивов и объясняющих мотивационный процесс. В русле развития теории управления свой вклад в объяснение трудовой мотивации внести Ф. Тейлор, А. Маслоу, В.Врум, Ф. Герцберг.

Наиболее значимым для развития теорий мотивации было гуманистическое направление в теории управления. Важным достижением гуманистического подхода является введение в научный и практический оборот разработанного А.Маслоу понятия «самоактуализация личности», которое означает полное, живое и бескорыстное переживание жизни с полным сосредоточением и погруженностью. Это – момент, когда «Я» человека реализует самого себя. Маслоу также является автором известной пирамиды потребностей, которые лежат в основе мотивации.

От изучения содержания ученые перешли к исследованию мотивационного процесса. Примером процессуальной теории является теория ожидания В. Врума. Так в общем виде выглядит формула мотивации по теории ожиданий:

  Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом. - student2.ru

Ф. Герцберг, исследуя процессы стимулирования методом интервью, предложил различать внутренние и внешние факторы мотивации. Эти факторы различаются по характеру воздействия. Внешние факторы действуют более сильно, но они кратковременны. Внутренние факторы действуют более длительно и глубоко, поскольку присущи самим людям, а не навязаны извне. Таким образом, двухфакторная теория Ф. Герцберга делит потребности на две группы: мотивирующие и демотивирующие (стимулы и «антистимулы»). Мотивирующие (внутренние) факторы – это достижение, признание, ответственность и профессиональный рост. Именно эти факторы обуславливают высокую мотивацию к труду. Демотивирующие (внешние или гигиенические) факторы, такие как вознаграждение и наказание, не формируют высокий уровень мотивации, а способны только предотвратить неудовлетворенность от работы и низкие показатели труда.

Профессия – это ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и/или духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития; определенный вид трудовой деятельности, характеризующийся суммой требований к личности [9].

Специальность – вид занятий в рамках данной профессии

Классификация профессий

№ п/п Признак, взятый за основу Недостатки классификации
  Первая буква названия профессии Неудобно пользоваться, длинный перечень профессий.
  Характер труда (умственный или физический) Стирание различий между умственным и физическим трудом.
  Отрасль народного хозяйства (например, промышленность и строительство; транспорт и связь; сельское хозяйство; животноводство и растениеводство; торговля (с общественным питанием и материально-техническим снабжением); наука; просвещение; культура; здравоохранение; аппарат органов управления и т. д. 1. Условна, так как одни отрасли, например, здравоохранение, проникают в другие, например, в науку. 2. Есть профессии межотраслевые, распространенные в ряде отраслей народного хозяйства, например, слесарь.
  Признак материального производства (производят материальные ценности или не производят). Производят: промышленность, сельское хозяйство, строительство, лесное хозяйство, промышленный транспорт, связь. Не производят: здравоохранение, пассажирский транспорт, торговля, система массовой информации, просвещение и пр. Деление не может быть точно, так как любой труд, если он нужен людям, – деятельность созидательная независимо от того, какие ценности – духовные или материальные – получаются («производятся») в результате.

Компонентами любого вида труда являются предмет труда, цель труда, орудия труда и условия деятельности. Осознание человеком данных компонентов труда влияет на требования, предъявляемые к той или иной профессии.

Остановимся сначала на классификации профессий, предложенной Е.А. Климовым (по предмету труда), который все существующие профессии (специальности) разделил на пять типов (групп).

Классификация профессий (по трудовым операциям или цели труда)

Согласно подходу Е.А. Климова, в соответствии с преобладающими трудовыми операциями, все профессии делятся на три класса:

1. Гностические (распознающие) специальности(Гн),

2. Преобразующие специальности (Пр),

3. Изыскательские (творческие) специальности (И).

Покажем, как классы профессий соотносятся с типами профессий

Классы профессий Типы профессий Гностические (Г) Преобразующие (Пр) Изыскательские(творческие) (И)
Человек – Техника Работник ОТК Слесарь, водитель, монтажник. Конструктор, изобретатель.
Человек – Человек Следователь Преподаватель, медсестра, врач, продавец. Психолог, предприниматель.
Человек – Природа Приемщик с/х продукции Полевод, ветеринар. Селекционер
Человек – Знак Корректор Программист, бухгалтер, шифровальщик Физик-теоретик
Человек – Художественный образ. Контролер-приемщик малярных работ Ювелир, маляр, оформитель. Композитор, писатель, скульптор.

Первая группа профессий. Предметом, на который направлен труд, является техника. Условно эту группу профессий называют «человек-техника» и обозначают большой буквой Т.

К данной группе профессий относятся профессии, связанные с обслуживанием, ремонтом, установкой, наладкой, управлением (слесарь-ремонтник, наладчик технологического оборудования, водитель, техник, механик); профессии по производству и обработке металлов, их механической сборке и монтажу, а также по сборке и монтажу электрооборудования (слесарь-механик, токарь, сталевар, сборщик часов, инженер-физик и т. д.).

Если труд специалиста направлен на монтаж, ремонт любых сооружений, конструкций, то это профессии – архитектор, строитель, техник-сантехник и др.

Вторая группа профессий. Это профессии типа «человек-человек», обозначаемые большой буквой Ч. Предметом труда в данной группе профессий является обслуживание другого человека и (или) взаимодействие с ним. Целью труда в данном случае может быть воспитание и обучение, развитие, информирование, обслуживание (бытовое, торговое, медицинское). Эта группа профессий может быть связана с управлением, руководством коллективами людей.

К этой группе относятся следующие профессии: экскурсовод, продавец, менеджер, учитель, педагог (в широком смысле этого слова – воспитатель детского сада, группы продленного дня, руководитель кружка, педагог-психолог, ассистент, доцент, профессор, методист и пр.). В данном случае речь идет о педагогах не только школы, но и других образовательных учреждений – дома детского творчества, спортивной школы, детской комнаты милиции, центра временного пребывания ребенка, центра психолого-педагогической помощи родителям, вуза, училища, колледжа и др.

Третья группа профессий. Предметом труда здесь является природа. Эта группа профессий «человек-природа», обозначаемая большой буквой П.

Любой предмет на земле, включая самого человека, принадлежит природе, но, говоря о профессиях типа «человек-природа», мы под предметом труда подразумеваем живую природу (растения, животные, микроорганизмы). С техникой профессии этого типа могут быть связаны, но она выступает для них не предметом, а средством труда (микробиолог, рыбовод, ветеринарный фельдшер, оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм, цветовод и др.).

Четвертая группа профессий. Предметом труда здесь являются знаки – устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. п. Это профессии типа «человек-знаковая система», обозначаемые большой буквой 3. К данной группе профессий относятся корректор, редактор, экономист, стенографистка-машинистка, чертежник, нотографик, топограф и др.

Пятая группа профессий. Предметом труда здесь являются художественные образы, формируемые личностью в изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерской деятельности. Это группа профессий «человек-художественный образ», обозначаемая большой буквой X. Сюда относятся профессии конструктор-модельер одежды, фотограф-художник, музыкант, артист, настройщик музыкальных инструментов, журналист, ковровщица и др.

В зависимости от цели труда, т. е. от того, что в профессии главное – узнавать, преобразовывать или искать (изыскивать), выделяют, соответственно, три класса профессий – гностические, преобразующие и изыскательские.

Классификация профессий по цели труда

Классы профессий Профессии Цель труда
Гностические (познавательные), обозначаются большой буквой Г Корректор – 3 Критик – X Санитарный врач – Ч Лаборант химико-бактериологических анализов – Ч Контролер – приемщик готовых изделий – Т Узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать, сортировать, проверять по ранее известным признакам, оценивать, исследовать
Преобразующие, обозначаются большой буквой П и малой р– Пр Столяр – Т Учитель – Ч Полевод – П Чертежник – 3 Реставратор – X Врач – Ч Педагог – Ч Изменить свойства, состояние предметов труда
Изыскательские, обозначаются большой буквой И Закройщик в ателье – X Изобрести, найти нетрадиционный вариант решения

Следующий компонент – орудия труда, средства производства. Что является орудием, а что средством труда для той или иной профессии? В зависимости от орудий труда или средств производства (которые подразделяются на ручные, машинные, автоматизированные и функциональные средства организма человека) профессии подразделяются на четыре отдела (табл. 4).

Классификация профессий по орудию труда

Орудия Профессии
Ручные, в том числе механизированные, – обозначаются большой буквой Р Слесарь-сантехник (отвертки, разные ключи) Хирург (скальпель) Столяр (дрель) Зубной врач (бормашина)
Машинные с ручным или ножным управлением – обозначаются большой буквой М Токарь Фрезеровщик Машинист крана Машинист тепловоза
Автоматизированное и автоматическое оборудование – обозначается большой буквой А Сталевар Печатник Ткач Оператор энергосистем
Функциональные средства организма человека – обозначаются большой буквой Ф Певец Актер Учитель Балерина Дегустатор вин

И, наконец, в зависимости от условий, в которых осуществляется труд(обычные бытовые, условия открытого воздуха, необычные, условия повышенной моральной ответственности), выделяют четыре группы профессий

Классификация профессий по условиям труда

Условия труда Профессии
Обычные бытовые условия – обозначаются малой буквой б Чертежник Бухгалтер Контролер радиоаппаратуры
Условия открытого воздуха, когда могут быть резкие перепады температуры и влажности, – обозначаются малой буквой о Полевод Тракторист Механизатор широкого профиля
Необычные условия (под водой, на высоте, под землей, при повышенной температуре) – обозначаются малой буквой и Водолаз Шахтер Монтажник-высотник
Условия повышенной моральной ответственности (за здоровье и жизнь людей или за большие материальные ценности) – обозначаются малой буквой м Учитель Судья Продавец Прокурор Адвокат Педагог

Итак, вы познакомились с типами профессий, определяемыми по предмету труда; классами профессий, связанными с целями труда; отделами профессий, зависимыми от орудий труда (или средств производства), с помощью которых осуществляется профессия, и группами профессий, определяемыми условиями труда. Эти знания дают вам возможность представить классификацию профессий в виде табл. 6, а любую профессию, в том числе и профессию учителя, представить в виде «пирамиды» профессии.

Конечно, не всегда удается отнести профессию к одному определенному типу, классу, отделу и т. д. Часто явной оказывается принадлежность профессии к нескольким разновидностям: каждая профессия одного типа обязательно имеет признаки других, поэтому надо понимать, что все классификации условны. Вопрос остается в том, какие из признаков являются доминирующими, а какие – второстепенными. Как уже говорилось, анализируя ту или иную профессию, можно выделить четыре основных признака – предмет труда, цель труда, орудия труда, условия труда – и по их условным обозначениям записать даже формулу профессии, состоящую из нескольких букв.

В формуле профессии каждой букве соответствует тот или иной тип, класс, отдел, группа профессий. Например, профессия токарь. По предмету труда она относится к типу профессий «человек-техника», по цели – к классу преобразующих, по средствам труда – к отделу профессий, где используются машины, по условиям труда – к группе специалистов, работающих в бытовых условиях. Поэтому формула профессии токаря может выглядеть следующим образом: Т, Пр, М, б (надо записывать Т Пр М б, так как в формуле знаки препинания между буквами не ставятся).

От формулы профессии можно перейти к требованиям, предъявляемым профессией к личности учителя, имея в виду, что в этой профессии заключен ряд противоречий. Одно из самых важных противоречий – то, что, с одной стороны, профессия «учитель-педагог» одна из самых массовых, а с другой – орудиями труда для данной профессии являются функциональные средства организма. Таким образом, желающим получить профессию учителя надо понимать, что человеку, который на нее претендует, необходимо иметь здоровье на определенном уровне, а также нужные для этой профессии задатки, которые со временем могут развиться в способности, необходимые учителю, и, конечно же, соответствующие знания и умения.

В своих рассуждениях мы опираемся на структуру качеств личности, разработанную психологом К. К. Платоновым и применяемую в теории развивающего обучения (обучение признается ведущей силой психического развития человека, становления у него совокупности качеств личности) [4].

К. К. Платонов имеет в виду четыре уровня развития личности, которые можно представить образно (при желании изобразить графически) в виде известной всем модели строения атома.

В модели личности К. К. Платонова есть ядро личности, которое составляют наследственно (биологически) обусловленные качества личности. Это своего рода первый уровень в структуре личности – уровень темперамента (или наследственности). Качества первого уровня представляют особенности нервной системы, эмоциональные качества личности, её потребности (половые, возрастные и др.). Второй уровень в модели личности представляют особенности психических процессов. Третий уровень – это уровень опыта личности; он представлен известными всем ЗУНами (знания, умения, навыки) и СДП (сфера действенно-практическая), т. е. качествами личности, характеризующими действенно-практическую сферу. Эти качества приобретаются только в практической деятельности. И, наконец, четвертый уровень представлен направленностью личности (уровень направленности личности). Это СУМы (самоуправляющиеся механизмы личности), Я-концепция, потребности, направленность в целом и СЭНы (сфера эстетической и нравственной качеств личности), которые образуются на основе и вместе со знаниями, умениями и навыками (ЗУНами).

Перечисленные уровни (1–4) в модели личности К. К. Платонова помимо представления о личности как о «каркасе» групп её качеств несут в себе представление о личности как о сложнейшей системе, в которой все уровни групп качеств взаимосвязаны «радиусами», как паутина. Радиусы (паутину) могут составлять такие качества, которые автор называет потребностями личности, характером её способностей, Я-концепцией.

Понятия «профессиограмма» и «психограмма». Типы профессиограмм.Во второй половине 1920-х гг. отечественные психотехники интенсивно разрабатывали принципы и методы анализа профессиональной деятельности. Обобщение этих исследований привело к оформлению специального подхода в психотехнике – профессиографии. Суть данного подхода отражена в самом названии («описание профессий»). В целом понятие профессиография включает процесс изучения, психологическую характеристику и проектирование профессии. При профессиографировании всегда изучаются признаки объектов, являющихся центральными составляющими какого-либо трудового процесса: субъекта труда, предмета, задач, орудий и условий труда.

Результаты профессиографирования оформляются в профессиограмме, которая включает описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья.

Современному психологу-практику и профконсультанту важно понимать, каким образом составляется грамотное описание различных видов профессионального труда, какие общие характеристики используются для полного рассмотрения профессий. Помимо использования готовых описаний профессий (профессиограмм) профконсультанту следует быть готовым к самостоятельному выделению и описанию особенностей профессий, характерных для конкретных условий своего города или региона и не представленных в профессиограммах для всеобщего пользования. Кроме того, в ряде случаев возникает необходимость самостоятельно рассмотреть отдельные (особо интересные) профессии совместно с клиентом.

В самом общем виде профессиограмма – это описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.

Важным понятием в психологии труда является психограмма, понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Данные качества называются профессионально важными качествами.

В современной профессиографии существует еще одно важное понятие – системная профессиограмма (по Е. М. Ивановой), под которой понимается сама технология психологического изучения субъекта труда, в ней как бы соединяются собственно профессиограмма и психограмма (на основе описательно-технологических характеристик профессии по определенной схеме).

На основании целей и задач, для решения которых предназначены те или иные описательные системы профессий, Е. М. Иванова выделяет следующие типы профессиограмм:

· информационные профессиограммы (предназначены для использования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у них интерес);

· показ возможных перспектив изменения в самой профессии;

· направленность профессиограммы на решение практических задач (профессиограмма как основа профотбора, профессионального обучения, рационализации труда и др.);

· выделение и описание различных некомпенсируемых профессиональных психологических качеств (ППК), а также тех качеств, которые могут быть компенсированы [6].

Варианты составления профессиограмм. А.К. Маркова анализирует и выделяет следующие основные виды профессиограмм по их содержанию и структуре:

· комплексная профессиограмма (по К. К. Платонову, Ю. В. Котеловой и др.), где учитывается широкий круг характеристик (социальных, технических, экономических, медико-гигиенических и др.), а также указываются предмет, цели, способ, критерии оценки результатов и т. п.;

· аналитическая профессиограмма (по Е. М. Ивановой), где раскрываются не отдельные характеристики компонентов профессии, а обобщенные нормативные показатели профессии и показатели психологической структуры профессиональной деятельности. При этом специально анализируются объективные характеристики труда и психологическая характеристика труда, что в итоге и позволяет выделять ПВК, соответствующие данным задачам;

· психологически ориентированная профессиограмма (по Е.И. Гарберу), где выделяются: 1) описание внешней картины труда, трудовое поведение – фотография рабочего дня, хронометраж рабочего времени при выполнении конкретных заданий, временная динамика производственной активности, типичные ошибки и др.; 2) внутренняя картина труда – типичные реакции личности на определенные профессиональные ситуации, интегральные образования личности работника (способности, структуры научения и опыт), психические состояния (интеллектуальные и эмоциональные процессы, эмоции, воля, внимание, память, психомоторика);

· «модульный подход» в профессиографировании (по В. Е. Гаврилову). Сам психологический модуль – это «типовой элемент профессиональной деятельности, присущий ряду профессий и выделяемый на основе общности требований к человеку». Структура модуля: 1) объективные характеристики типового элемента (например, для рабочего – измерение объектов без помощи инструментов и приборов – это первая, левая, часть модуля); 2) психологические характеристики требований к человеку, предъявляемые этим элементом (например, для рабочего – объемный и линейный глазомер, точность – другая, правая, часть модуля). Каждая профессия состоит из нескольких модулей. Число возможных модулей меньше, чем число всех профессий, поэтому целесообразнее (и экономичнее) изучать эти модули и уже из них составлять описание самих профессий [8];

· «задачно-личностный модульный подход» к профессиографированию. Общая схема задачно-личностного профессиографирования предполагает анализ профессии (на основе выделения профессиональных задач). Сам «модуль профессии» понимается в данном случае как «совокупность единиц объекта и субъекта трудовой деятельности». В состав модуля входит, таким образом, «соединение не просто отдельного нормативного трудового действия и желательного психологического качества, а сочетание определенной задачи труда и связанных с ней предмета, условий, действий, результатов (левая часть модуля) с рядом психологических качеств (правая часть модуля)». При этом целесообразно выделять: 1) приоритетные, ядерные, стержневые профессиональные задачи и 2) производные, вспомогательные задачи.

А. К. Маркова перечисляет основные требования к профессиограмме:

· четкое выделение предмета и результата труда (на что направлены главные усилия человека);

· выделение не отдельных компонентов и сторон труда, а описание целостной профессиональной деятельности;

· демонстрация возможных линий развития человека в данной профессии.

[1] Лукина А.К. Профориентология и планирование карьеры. Курс лекций. – Красноярск, СФУ, 2008.

Наши рекомендации