От фундамента — от структуры и функций мозга он перешел к психологии

1. В первый период своей деятельности использовал объективные приемы экспериментальных исследований Вундта.

2. Во втором периоде (Начало 20 века) Бехтерев создает объективную психологию, в которой на основе объективных исследований человека предлагает новую систему понятий психологии и новую терминологию. Психическую деятельность он рассматривает как рефлекторную, а различные стороны и формы этой деятельности - как различные ее виды: внимание - это рефлекс сосредоточения, мыслительная деятельность - символические рефлексы и т. п.

3. В третьем (советском периоде ) Бехтерев создает общие основы рефлексологии. На основе экспериментальных работ по изучению сочетательных, т. е. вырабатываемых у индивида прижизненно, двигательных рефлексов у животных и человека, совокупность которых он назвал соотносительной деятельностью, Бехтерев сделал вывод о том, что именно эта деятельность должна стать объектом изучения как воплощение строго объективного подхода к психической деятельности.
Соотносительная деятельность - это все отношения человека с окружающим миром - материальным и социальным - совершающиеся посредством многообразных рефлексов.

Важнейшей чертой методологии рефлексологии является комплексный подход к изучению соотносительной деятельности. Он предполагает использование объективных данных о гормональных химико-физических процессах организма, анатомии и физиологии нервной системы и др. наук.

Вопросы социальной обусловленности поведения и развития составили «Коллективную рефлексологию» В.М. Бехтерева (1921).

Ее задачей было изучение способов и проявления коллективных рефлексов, образующих в своей совокупности коллективную деятельность, в сравнении с индивидуальными рефлексами или индивидуальной деятельностью. Здесь же Бехтерев пытался установить всеобщие законы, которым подчинен мир неорганический, органический и социальный. Законы тяготения, инерции, относительности и др. он распространял на понимание психики и общественных явлений.

КРИТИКА:
исключение из исследования в рефлексологии психики и сознания привело к биологизации и крайне механистической трактовке человека и поведения.

Л.С. Выготский о рефлексологии : «несоответствие крыши и фундамента, отсутствие самого здания между ними».

Методика рефлексологического исследования человека, как это было показано Выготским, не соответствует задаче объективного изучения психики и сознания потому, что предпринимает попытку изучения поведения человека, игнорируя проблему сознания.

После дискуссии, а также в результате критики рефлексологического подхода, которой он был подвергнут на I Всесоюзном съезде по изучения поведения человека (1930),рефлексология прекратила существование.

Иван Петрович Павлов (1849— 1936)не создал собственной психологической концепции, но влияние, которое он оказал на развитие психологии, как мировой, так и отечественной, несомненно велико и плодотворно.

Впервые обращение физиолога Павлова к психическим явлениям произошло в связи с его работой по изучению деятельности пищеварительных желез. Выявилось, что работа пищеварительных желез может быть обусловлена не только чисто физиологическими моментами (раздражением полости рта), но и видом пищи, ее запахом, т. е. фактами психического порядка. Секрецию слюнной железы на эти факторы Павлов назвал «психической секрецией», но истолковал ее в физиологических понятиях. Объяснение этих фактов и положило начало учению об условных рефлексах.

Вся дальнейшая работа И.П. Павлова была направлена на изучение условно-рефлекторных связей: условий их образования, развития, угасания.

Понимание Павловым условий образования условного рефлекса отличаетсяот механистической трактовки механизмов обусловливания в бихевиоризме Уотсона и концепциях необихевиоризма.

Павлов надеялся, что его объективные исследования позволят проанализировать приспособление от его простейших форм вплоть до высших проявлений, т. е. психических явлений у животных и сознания у человека.

Павлов был убежден, что субъективная психология как наука об явлениях сознания не дает их познания. Говоря о необходимости слияния физиологии и психологии, он имел в виду использование физиологических данных для понимания субъективного мира.

Освоение наследия И.П. Павлова в психологии прошло сложный путь и связано с вопросами предмета психологии и ее самостоятельности как науки. В американском бихевиоризме и в зоопсихологии, учение Павлова о ВНД воспринимается как объективный метод исследования процессов научения и поведения. Однако И.П. Павлов полемизировал с бихевиористами, неоднократно указывал на принципиальные расхождения с ними в трактовке поведения.
В сжатом виде эти расхождения сводятся к следующему. «Категория поведения, открытая и разработанная русскими учеными, не означала в их понимании самостоятельной сущности, внеположной категории сознания с одной стороны, категории нервного субстрата — с другой. Но именно в подобную сущность ее возвели американские бихевиористы, отъединив ее как от психологических понятий, так и от исторически сложившихся представлений о строении и функциях головного мозга».

В России учение И.П. Павлова об условных рефлексах было основным и определяющим фактом для развития естественно-научной психологии. Однако в условиях идеологического давления, произошла абсолютизация и догматизация павловского учения, а его распространение превратилось в процесс насильственного насаждения в психологию

В то же время, не без влияния ситуации, Б.М. Теплов с сотрудниками начал проводить фундаментальные исследования типологических свойств нервной системы и их психологических проявлений, составивших новую область психофизиологии индивидуальных различий. Это плодотворное направление исследований продолжается и в настоящее время.
E.H. Соколов успешно использовал идеи И.П. Павлова в разработке проблем психологии восприятия.
Освобожденное от искажений и идеологических деформаций учение И.П. Павлова продолжает сохранять свое значение для понимания поведения и его причинного объяснения.

Наши рекомендации