Достижение идентичности

Статус эго — идентичности, характеризующийся переживанием кризиса, связанного с выбором карьеры и идеологических убеждений, в результате чего человек делает твердый выбор того и другого.

относится к людям, пережившим период кризиса и сделавшим определенный выбор в отношении профессиональных и идеологических целей и позиций.

борьба на протяжении всей жизни

32. Идентичность / Смешение ролей

13-18 лет, стадия по Эриксону.

НОРМА: Жизненное самоопределение: развитие временной перспективы - планов на будущее, самоопределение. Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Четкая гендерная поляризация в формах поведения

ПАТОЛОГИЯ: Путаница ролей: смещение и смешение временных перспектив, мысли не только о будущем, но и о прошлом. Полоролевая фиксация. Смешение форм полоролевого поведения

33. Базовое доверие / недоверие

0-1 год, мать

НОРМА Доверие к людям: взаимная любовь и признание родителей и ребенка, привязанность, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненных важных потребностей

ПАТОЛОГИЯ Недоверие к людям: результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирования, пренебрежения им, лишения любви

34. Автономия / стыд и сомнение

1-3 года, родители

НОРМА Самостоятельность, уверенность в себе; ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, но еще зависимого от родителей человека

ПАТОЛОГИЯ Сомнение в себе, гипертрофированное чувство стыда, ребенок чувствует свою неприспособленность

35. Инициативность / чувство вины

3-6 лет, родители, братья, сестры

НОРМА Активность: живое воображение, активное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение

ПАТОЛОГИЯ Пассивность, вялость, отсутствие инициативы, подавленность, отсутствие признаков полоролевого поведения

36. Компетентность / неполноценность

6-12 лет, школа, соседи

НОРМА Трудолюбие: выраженное чувство долга и стремление к достижениям, развитые коммуникативные умения.

ПАТОЛОГИЯ: Чувство неполноценности: слабо развитие трудовые навыки, избегание сложных заданий, соревновательных ситуаций, чувство неполноценности. Конформность

37. Интимность / изоляция

19-40-45

НОРМА Близость: душевная теплота, понимание, доверие, способность отдать часть себя другому человеку, не боясь

ПАТОЛОГИЯ Изоляция, одиночество

38. Продуктивность / стагнация

40-45 – 60

НОРМА Целеутремленность, продуктивность

ПАТОЛОГИЯ Стагнация: обеднение личной жизни, регрессия

39. Интеграция / отчаяние

свыше 60ти лет

НОРМА Цельность личности: чувство завершенности жизненного пути, осуществление планов и целей, полноты и целостности

ПАТОЛОГИЯ Отчаяние: отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью

40. Гетерономная / автономная мораль ПИАЖЕ

Автономия - внутреннее чувство зависимости только от себя самого, способность в определенной степени управлять событиями, влияющими на собственную жизнь, мораль автономная - правила коей устанавливаются самим человеком и могут быть им же изменены.

Гетерономная мораль - мораль другого человека. На этой стадии нравственного развития, по Жану Пиаже, дети в возрасте 5—10 лет безоговорочно принимают правила, установленные взрослыми. Эти правила считаются неизменными и требующими строгого послушания. Пиаже считал, что подобные взгляды у детей обусловлены двумя соображениями:

• Взрослые могут принудить ребенка к послушанию, следовательно, он должен уважать установленные правила и тех, кто следит за их выполнением.

• У детей еще не развито когнитивное мышление. Их мышление характеризуется эгоцентризмом, или убежденностью, что все думают так же, как и они. Если все принимают правила, значит, их нужно выполнять.

41. Доконвенциональный / конвенциональный / постконвенциональный уровни (Лоуренс Кольберг)

Лоуренс Кольберг же наоборот интересовался моральным развитием человека. Он различал три основных уровня развития моральных суждений: преконвенциональный, конвенциональный, постконвенциональный.

1. Преконвенциональный уровень сугубо эгоцентричен. Моральность или аморальность суждений основывается главным образом на принципе выгоды, поступки оцениваются по их физическим последствиям. Хорошо то, что доставляет удовольствие, например одобрение; плохо то, что причиняет неудовольствие, например наказание.

2. Конвенциональный уровень развития моральных суждений достигается тогда, когда ребенок принимает некритично, как истину в последней инстанции, оценки своей референтной группы: семьи, класса, религиозной общины.

3. Постконвенциональный уровень развития моральных суждений достигается не всеми людьми, но возможен начиная с подросткового возраста. Это уровень выработки личных нравственных принципов, которые могут совпадать, а могут и в чем-то отличаться от норм референтной группы. Выведенные самим человеком, эти принципы имеют, однако, общечеловеческую широту и универсальность (суждения о чести, правилах построения отношений между людьми и т.д.).

Наши рекомендации