Перечень тем контрольных работ

1.Психика, как объект исследования психологии.

2. Развитие психики в филогенезе.

3. Структура психики человека.

4 .Отрасли психологии.

5. Методы психологии.

6. Социальная среда и формирование личности.

7. Человек, как субъект деятельности.

8. Сознание, как высшая ступень развития психики.

9. Биологическая теория личности.

10. Социологические теории личности.

11. Социализация личности: социальные роли и личность.

12. Психоаналитические теории личности: фрейдизм.

13. Эпигенетическая теория личности Э.Эриксона.

14. Концепция развития личности по А.Адлеру.

15. Концепция развития личности по Э.Берну.

16. Теория интенциональности Ш.Бюллер.

17. бихевиоризм и развитие личности.

18. Когнитивная психология и развитие личности.

19. Аналитическая теория личности К.Юнга.

20. Концепция развития и обучения Л.С.Выготского.

21. Психологические аспекты профессионального становления личности.

22. Предмет педагогической психологии и предмет педагогики.

23. Основные понятия дидактики. Процесс обучения.

24. Стратегии формирования знаний и способностей учащихся.

25. Классификация методов обучения. Особенности традиционного обучения.

26. Программированное обучение.

27. Проблемное обучение и деловые игры.

28 Психология учебной деятельности.

29. Концепции, методы, формы воспитания

30. Структура педагогической деятельности.

Приложение

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Международный институт дистанционного образования

Кафедра «Информационные технологии в управлении»

Контрольная работа

по дисциплине: « »

Тема: « »

Выполнил: студент группы № ФИО

Проверил: ФИО и должность преподавателя

Минск 20_

Глоссарий

Цель глоссария – раскрыть содержание основных категорий педагогики и психологии, помочь cориентироваться в необычном богатстве и многообразии общественной жизни. В первую очередь, авторы-составители стремились раскрыть их сущность и дать научно обоснованные определения.

В словаре представлены все основные термины и категории, используемые в современной педагогической науке.

Весь материал в глоссарии расположен в алфавитном порядке. В понятиях и категориях, состоящих из двух и более слов, на первое место поставлено слово, имеющее главный смысл (напр., «власть политическая», «выборы политические», «безопасность национальная»).

А

АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА — стиль руководства, предполагающий безоговорочное подчинение руководимых людей, подавление инициативы, отсутствие демократии.

АДАПТАЦИЯ — приспособление организма к имеющимся условиям существования, к окружающей среде. Различают физиологическую, психическую, сенсорную, социальную адаптацию.

АДАПТАЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ — психический процесс, заключающийся в изменении характеристик психического отражения в соответствии с новыми требованиями среды.

АКМЕОЛОГИЯ — комплексная наука, синтезирующая данные естественных, общественных и гуманитарных дисциплин, изучающая факты, закономерности и механизмы развития человека в период зрелости, достижения им вершин творческого самовыражения, самореализации .

АНАЛИЗ — операция мышления, заключающаяся в мысленном (и частично реальном) разделении, разложении объекта мышления на составные элементы, изучение их свойств. Обратной анализу процедурой является синтез.

АССОЦИАЦИЯ — связь между несколькими психическими явлениями (ощущениями, восприятиями, идеями и т.д.), актуализация одного члена ассоциации рефлекторно, бессознательно влечет за собой актуализацию, появление других. Психофизиологической основой ассоциации является условный рефлекс. Запоминание по ассоциации является одним из путей развития памяти.

АФФЕКТ — сильное кратковременное эмоциональное переживание, развивается при неспособности субъекта найти выход из угрожающей ситуации, возникающей в связи с резким критическим изменением жизненно важных для человекаобстоятельств. Формами проявления могут быть гнев, ярость, ужас ит.п.

Б

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — совокупность психических явлений, не осознаваемых человеком, т.е.в наличии и функционировании которых человек не отдает себе отчет.

БЕЗУСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС — врожденный, генетически закрепленный способ реагирования на определенный раздражитель, не изменяющийся с течением времени (например, сужение зрачков под действием света).

В

ВНИАНИЕ — способность к сосредоточению на ограниченномкруге объектов, процесс и состояние настройки на восприятие определенной информации и выполнение приоритетных задач, что повышает эффективность деятельности.

ВОЛЯ — способность человека к сознательной регуляции поведения и деятельности, достижению поставленной цели, преодолевая внутренние препятствия (мешающие достижению цели желания, побуждения, состояния и т.п.).

ВООБРАЖЕНИЕ — одна психический процесс, заключающийся в отражении несуществующих объектов, создание новых целостных образов путем переработки их содержания наличного чувственного, эмоционального, интеллектуального опыта. Сопровождается осознанием нереальности созданных образов (в отличие от галлюцинаций).

ВОСПРИЯТИЕ — психический процесс, заключающийся в построении целостных образов предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Г

ГЕН — отрезок молекулы ДНК, материальный носитель наследственной информации растений, животных и человека.

ГЕНЕЗИС — возникновение и развитие какого-либо явления.

Д

ДЕЙСТВИЕ — элемент структуры деятельности, направленный на достижение промежуточной цели, подчиненный общему мотиву и замыслу.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — активное взаимодействие человека с окружающей средой, в процессе которого он достигает сознательно поставленной цели, формируемой на основе появления у него определенных потребностей и мотивов.

Е

ЕДИНСТВО СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — один из основных методологических принципов психологии, Сущность этого принципа в том, что деятельность является важнейшим условием возникновения и значимым фактором развития сознания, сознание проявляется в деятельности, деятельность невозможна без сознательного регулирования действий человека.

Ж

ЖИТЕЙСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — существующие в рамках любой культуры представления о формировании и закономерностях развития психических явлений и психики в целом (характера, способностей, межличностных отношений и т.п.0, не имеющие научного обоснования и зачастую ошибочные.

З

ЗАБЫВАНИЕ — процесс памяти, заключающийся в ослаблении нервных связей, обеспечивающих хранение информации . Забывание приводит к уменьшению количества и четкости хранящийся в памяти материала.

ЗАПОМИНАНИЕ — процесс памяти, с помощью которого осуществляется «ввод» информации в память, процесс образования соответствующих нервных связей.

ЗНАНИЕ — преимущественно логическая информация о внешней среде и внутреннем мире человека, выраженная в знаковой форме.

И

ИЛЛЮЗИЯ ВОПРИЯТИЯ — нарушения восприятия, заключающиеся в неверном восприятии реально существующих, воздействующих на органы чувств объектов.

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ — склонность действовать в соответствии с первым побуждением без предварительного обдумывания результатов своих действий.

ИНСТИНКТ — врожденная, генетически закрепленная форма реагирования на определенные условия среды, обеспечивающая выполнение наиболее важных для существования и выживания функций: питание, защита, воспроизводство и т.п.

ИНТЕЛЛЕКТ — способность решать практические и теоретические задачи, система всех познавательных процессов индивида, обеспечивающих переработку и оценку разнокачественной информации.

ИНТЕРЕС — проявление познавательных потребностей, сопровождающееся положительными эмоциями; мотив познавательной деятельности.

К

КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ — сложные социально и биологически обусловленные структурные компоненты личности ,включающие психические процессы, свойства, состояния и определяющие специфику объяснения происходящих с человеком событий, познания эмоционального реагирования и поведения.

КОЛЛЕКТИВ — группа людей , оказывающих взаимное влияние друг на друга ,связанных общей социально обусловленной общественно-полезной целью, совместно выполняемой деятельностью, наличием органов самоуправления.

КОНФЛИКТ — психическое явление ,заключающееся в столкновении противоположных взглядов, мнений, убеждений, намерений одного человека (внутриличностный конфликт), двух и более людей (межличностный конфликт) или групп (межгрупповой конфликт).

КОНФОРМИЗМ — социально-политическое и психологическое понятие, отражающее некритическое принятие и следование господствующим мнениям и стандартам, стереотипам массового сознания.

КОНФЛИКТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ — вид отношений, где политические интересы и их носители противодействуют. Различают следующие типы конфликтов: межличностные, межнациональные, межпартийные, межблоковые, межклассовые, межгрупповые, межгосударственные.

Л

ЛИЧНОСТЬ — человек, взятый в системе его социальных качеств ,включенный в систему общественных отношений и являющийся субъектом познания и активного преобразования действительности. Личность- продукт общественно – исторических условий и социальной среды, в которых происходит развитие индивида. Личностью человек становится под влиянием жизни в обществе ,воспитания, обучения , общения, деятельности , в результате усвоения общественных форм сознания и поведения ( норм морали , религии, права и т.п.), общественно-исторического опыта человечества.

ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД — один из методологических принципов психологии, заключающийся в том, что человека необходимо рассматривать не только как биологическое существо, но и как индивидуальность и личность, представителя общества, социальной группы, с характерными для него чувствами, волей мыслями.

М

МЕЛАНХОЛИК — тип темперамента , характеризующийся высокой впечатлительностью , низкой импульсивностью, интроверсией. В его основе – слабая малоподвижная неуравновешенная нервная система с преобладанием торможения.

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ — способ взаимосвязанной деятельности учителя и обучаемого, направленный на обучение комплекса задач учебного процесса ; совокупность приемов и способов организации познавательной деятельности человека, развитие его умственных сил, обучающего взаимодействия учителя и учащихся с природой и обществом.

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ — способы воздействия воспитателя на сознание, волю, чувства, поведение, выработка убеждений и навыков поведения. Выделяют методы формирования сознания, методы организации деятельности и методы стимулирования.

МОТИВ — неудовлетворенная потребность, осознаваемое или неосознаваемое побуждение к деятельности; то, ради чего осуществляется деятельность.

Н

НАВЫК– автоматизированное действие , сформированное путем повторения, выполнение которого не требует сознательного контроля.

НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ — психические процессы, осуществляемые без сознательного волевого контроля.

О

ОБРАЗОВАНИЕ — процесс и результат воспитания, обучения и сомообразования; объем систематизированных научных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми

овладел обучаемый.

ОБУЧЕНИЕ — целенаправленный организованный двусторонний процесс, связанный с приобретением знаний, форомированием умений и навыков; планомерный, организованныйи целенаправленный процесс передачи подрастающему поколению знаний, умений и навыков, руководство его познавательной деятельностью и выработка у него мировоззрения ; средство получения образования.

ОПЫТ — результат чувственного, эмпирического отражения в психике человека объективной действительности, выражающийся в комплексе знаний, умений и навыков.

П

ПАМЯТЬ— психический,познавательный процесс запоминания,хранения и воспроизведения информации ( образов, действий, переживаний ).

ПЕДАГОГИКА – наука о закономерностях воспитания подрастающего поколения и взрослых людей, об управлении их развитием в соответствии с потребностями общества.

ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ — (теория и практика воспитания и обучения, факты, закономерности и механизмы обучения и воспитания детей, молодежи и взрослых.

ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ — поведение человека и его психические субъективные ( душевные ) осознаваемые и неосознаваемые состояния, процессы, свойства, закономерности и механизмы функционирования и развития психики.

ПСИХОЛОГИЯ — наука о фактах, закономерностях и механизмах развития и функционирования психики.

Р

РАЗВИТИЕ— процесс и результат количественных и качественных изменений.

РЕФЛЕКС — опосредованная центральной нервной системой реакция организма на раздражение рецепторов стимулами внешней и внутренней среды.

РЕЦЕПТОРЫ — чувствительные нервные образования , которые воспринимают раздражители из внешней и внутренней среды и переводят физическую энергию раздражителей в физиологический импульс возбуждения нервных клеток, передавая информацию о раздражителе в нервную систему.

С

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ — реализация своих способностей , наиболее полное выявление и развитие личностных возможностей.

САНГВИНИК — тип темперамента, характеризующийся высокой импульсивностью и низкой впечатлительностью. В основе – сильная , уравновешенная подвижная нервная система.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ— специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества , усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере.

Т

ТАЛАНТ — высокий уровень развития способностей , который проявляется в определенных творческих достижениях.

ТЕМПЕРАМЕНТ — система устойчивых, не изменяющихся в течение жизни индивидуальных психологических особенностей, проявляющихся в динамических характеристиках психической активности и поведения человека .Основой развития темпераментов является тип нервной системы.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ — (от лат. tolerantia - терпение) терпимость к "чужому" образу жизни и мысли, поведению и чувствам, идеям и ценностям, верованиям и идеалом, политическим вкусам и позициям.

У

УМЕНИЕ— готовность к выполенению деятельности, мастерство в данном виде деятельности, владение способами осуществления практической деятельности , применения знаний.

УЧЕНИЕ — деятельность обучаемого по овладению системой знаний, умений и навыков.

Ф

ФЛЕГМАТИК — тип темперамента, характеризующийся низким уровнем впечатлительности, эмоциональности и импульсивности. В его основе – сильная, уравновешенная инертная нервная система.

ФОРМИРОВАНИЕ — процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – физических, социальных, политических, экономических, экологических и т.п.

Х

ХАРАКТЕР— психологическое формирование , определяющее своеобразие когнитивных оценок, эмоциональных и поведенческих реакций человека.

ХОЛЕРИК — тип темперамента , характеризующийся высоким уровнем импульсивности, эмоциональности и впечатлительности .В основе – сильная ,подвижная, неуравновешенная с преобладанием возбуждения нервная система .

Ц

ЦЕЛЬ— образ желаемого будущего , предвосхищаемый результат деятельности .

Ч

ЧУВСТВО — устойчивое эмоциональное отношение человека к различным объектам действительности.

Э

ЭМОЦИИ — психические процессы , отражающие в форме переживания субъективную значимость для осуществления жизнедеятельности индивида действующих на него в данный момент раздражителей.

Я

ЯЗЫК — возникшая в человеческом обществе знаковая система , являющаяся средством общения и мышления , хранения и передачи информации , реализующаяся

и существующая в речи.

[1] Хайдеггер М. Философия образования XXI века. М.: "Высшая школа" 1992. С. 117-130.

[2] Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико- ориентрированных образовательных концепций). М.: "Совершенство". 1998. С. 34.

[3] Бабосов Е.М. Прикладная социология. Специальные социологические теории, методы эмпирического исследования, социальные технологии: Учебное. пособие для высших учебных заведений. Мн.: ДизайнПРО. 1999 - С. 130.

[4] Бабосов Е.М. Прикладная социология. Специальные социологические теории, методы эмпирического исследования, социальные технологии: Учебное. пособие для высших учебных заведений. Мн.: ДизайнПРО, 1999.- С. 136

[5] Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимодействие. // Американская социологическая мысль. Тексты. - М.: Междунар. ун-т Бизнеса и управления. 1996. - С. 495-496.

[6] Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов-на-Дону: "Феникс", 2001. - С. 470-472

Наши рекомендации