Колечко

Играющие стоят в шеренгу, держа руки впереди лодочкой. Выбирается один ведущий. В руках у ведущего лежит небольшой блестящий предмет (колечко, фантик из фольги). Ведущий идет и каждому как будто кладет колечко в руки. При этом он говорит:

Я иду, иду, иду,

Всем колечко вам кладу,

Ручки крепче зажимайте

Да следите, не зевайте!

Одному из детей он незаметно кладет колечко, а потом отходит и говорит: "Колечко, колечко, выйди на крылечко!" Тот, у кого в ладошках окажется колечко, выбегает, а остальные дети должны постараться задержать его.

Правила игры. После слов: "Колечко, выйди на крылечко!" — все игроки должны успеть быстро взяться за руки, чтобы не выпустить игрока с колечком.

Литература

Описанные в данном приложении игры являются лишь примерами того, во что и как можно играть с ребятами в группе развития. Не случайно многие игры похожи друг на друга, это необходимо для лучшего усвоения детьми новых знаний, умений, навыков и т.д.

В указании к проведению игр часто сказано, что перед началом необходимо дать ребятам конкретные знания, потребующиеся им во время игры. Но поскольку участники группы развития вначале практически не обладают познавательным интересом, то эти сведения могут ими не восприниматься до тех пор, пока они не почувствуют в них необходимость для выигрыша. Поэтому после нескольких неудачных игр можно обратить внимание детей на то, что причина их неуспеха заключается в недостаточном знании используемого в игре фактического материала (названия животных, растений, городов и т.д.), а затем опять предложить им познакомиться с необходимым для игры содержательным материалом.

Представленные в приложении игры сгруппированы в разделы в зависимости оттого, какую психическую функцию в большей степени может развивать та или иная игра. Но это не означает, что в данной игре не развиваются и другие функции. Например, игра "Полярная сова и евражки" дана в разделе на развитие внимания (различение тихих и громких ударов в бубен), но в этой же игре ребенок должен длительное время сохранять одну и ту же позу, что возможно только при произвольном управлении своим поведением.

1. Анастази А. Психологическое тестирование. Книга 2, М, 1982.

2. Белопольская Н. Л. Экспериментальное изучение учебных и игровых мотивов деятельности в целях диагностики задержки психического развития у детей 7-8 лет // Вопросы диагностики психического развития. Таллин, 1974.

3. Белопольская Н. Л. Психологическое исследование мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития: Дисс.... канд. психол. наук. М., 1976.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

5. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.

6. Божович Л.И. Что такое воля? // Семья и школа. 1981. № 1.

7. Божович Л.И. Правильно организовать жизнь... (Развитие воли в раннем и дошкольном возрасте) // Семья и школа. 1981. № 2.

8. Божович Л.И. Сознательно управлять своим поведением... (Воспитание воли в младшем школьном возрасте) // Семья и школа. 1981. № 3.

9. Божович Л.И. Воля у подростков // Семья и школа. 1981. № 4.

10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.—Воронеж, 1995.

11. Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников // Известия АПН РСФСР. Вып. 36. 1951.

12. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М., 1979.

13. Божович Л.И., Славина Л.С., Ендовиикая Т.Е. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения // Вопросы психологии. 1976. № 4.

14. Бугрименко Е. А., Цукерман Г. А. Чтение без принуждения. М., 1987.

15. Бугрименко Е. А., Цукерман Г. А. Учимся читать и писать. М., 1994.

16. Венгер А.Л. Диагностика ориентировки на систему требований в младшем школьном возрасте // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981.

7. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. М., 1982.

8. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления (для детей четырех лет). М., 1983.

9. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления (для пятилетних детей). М., 1984.

20. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. М., 1985.

21. Венгер Л.А., Дьяченко ОМ. (составители). Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М., 1989.

22. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М., 1988.

23. Витилак Г. Принципы разработки и применения психодиагностических методов в школьной практике // Психодиагностика: теория и практика. М., 1986.

24. Власова Н.Н. Изучение доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии. 1977. №1.

25. Власова Н.Н. Особенности доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста: Автореф. дисс.. . канд. психол. наук. М., 1977.

26. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //' Вопросы психологии. 1966. №6.

27. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. Т. 2. М., 1982.

28. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч. Т.З. М., 1983,

29. Гаспарова Е.М. Роль социального опыта в игре детей раннего и дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1984. № 6.

30. Гиневская Т.О. Развитие движений руки при осязании у детей дошкольного возраста // Известия АПН РСФСР. Вып. 14. 1948.

31. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. М., 1989, 1992.

32. Гутке Ю., Волраб У. Диагностические программы как вариант тестов обучаемости // Психодиагностика: теория и практика. М., 1986.

33. Гуткина Н.И. О психологической сущности рефлексивных ожиданий // Психология личности: теория и эксперимент. М., 1982.

34. Гуткина Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: Дисс.... канд. психол. наук. М., 1983.

35. Гуткина Н.И. "Зона ближайшего развития" и индивидуальный подход к ребенку на первых этапах обучения // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. М., 1988.

36. Гуткина Н.И. Психологическая подготовка детей к школе в группе развития // Активные методы в работе школьного психолога. М., 1990.

37. Гуткина Н.И. Основные направления работы с младшими школьниками // Рабочая книга школьного психолога. М., 1991.

38. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6 — 7 лет к школьному обучению. М., 1993, 1996.

39. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1993, 1996.

40. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.

41. Детские подвижные игры народов СССР. М., 1988.

42. Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л.А.-Венгера и В.В.Холмовской. М., 1978.

43. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. Д.Б.Эльконина и А.Л.Венгера. М., 1981.

44. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985.

45. Досмаева Г.Н., Лидере А.Г. Об одном способе адаптации теста "Способностей к обучению в школе" // Вопросы психологии. 1985. № 1.

46. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М., 1991.

'"47. Забранная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. М., 1981.

48. Загик Л.В. Влияние семьи на воспитание коллективистической направленности у старших дошкольников // Формирование школьной зрелости ребенка. Таллин, 1982.

49. Запорожец А.В. Изменение моторики ребенка-дошкольника в зависимости от условий и мотивов его деятельности // Известия АПН РСФСР. Вып. 14. 1948.

50. Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. МГУ, 1981,

51. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991, 1998.

- 52. Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М., 1976.

53. Истомина З.М. Развитие произвольной памяти к дошкольном возрасте // Известия АПН РСФСР. Вып. 14. 1948.

54. Йирасек Я. Диагностика школьной зрелости // Диагностика психического развития. Прага, 1978.

55. Калмыкова З.И. Проблема индивидуальных различий в обучаемости школьников // Советская педагогика. 1968. №6.

56. Калмыкова З.И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. М., 1975.

57. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.

58. Калмыкова З.И. Влияние различных условий обучения на мышление школьников, отстающих в учении // Отстающие в учении школьники (Проблемы психического развития). М., 1986.

59. Калмыкова З.И. Умственное развитие школьников, отстающих в учении // Отстающие в учении школьники (Проблемы психического развития). М., 1986.

60. Кеэс П.Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития шестилетних детей // Вопросы психологии. 1983. № 6.

61. Костикова М.Н. Психологические особенности готовности детей к школьному обучению: Дисс.... канд. психол. наук. М., 1985.

62. Костикова М.Н. Анализ условий преодоления детьми затруднений при выполнении заданий как один из методов определения готовности к школьному обучению // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М., 1987.

63. Котова М.Е. Эмпирическое исследование ценностности // Опыт системного исследования психики ребенка. М., 1975.

64. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М., 1987.

65. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.

66. Красногорский Н.И. О некоторых возрастных особенностях физиологической деятельности головного мозга у детей. Доклад на сессии Медицинской Академии наук СССР. 1946.

67. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.

68. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

69. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М., 1986

70. Лунге А., Тувикене Т. О влиянии среды на эмоциональное развитие и готовность к школе ребенка // Формирование школьной зрелости ребенка. Таллин, 1982.

71. Лурия А.Р. Мозговые механизмы и проблемы формирования умений и навыков // Советская педагогика. 1946. № 8-9.

72. Мануйлелко З.В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста // Известия АПН РСФСР. Вып. 14. 1948.

73. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.

74. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 1983.

75. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.

76. Маховер К, Проективный рисунок человека. М., 1996.

77. Морозова Н.Г. Развитие отношения детей дошкольного возраста к словесному заданию // Известия АПН РСФСР. Вып. 14. 1948.

78. Мыттус X. Семья и готовность ребенка к школе // Формирование школьной зрелости ребенка. Таллин, 1982.

79. Неаре В. Подготовленность к обучению в школе в зависимости от среды развития ребенка // Формирование школьной зрелости ребенка. Таллин, 1982.

80 Неверович Я.З. Овладение предметными движениями в преддошколь-ном и дошкольном возрасте // Известия АПН РСФСР. Вып. 14. 1948.

81. Нежнова Т.А. Динамика "внутренней позиции" при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1988. №1.

82. Неймарк М.С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.

83. Неймарк М.С., Чудновский В.Э. Сопоставление различных экспериментальных методик по выявлению направленности личности // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.

84. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986.

85. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М., 1988.

86. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.

87. Ллохинский Н.А. Биометрия. М., 1970.

88. Практикум по психологии. МГУ, 1972.

89. Программы специальной общеобразовательной школы и классов выравнивания для детей с задержкой психического развития. М., 1990.

90. Психологический словарь. М., 1983.

91. Рабочая книга школьного психолога. М., 1991.

92. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М., 1975.

93. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.

94. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М., 1970.

95. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1986.

96. Солмшш Н.Г. Знак и символ в обучении. МГУ, 1988.

97. Славина Л.С. Роль поставленной перед ребенком цели и образованного им самим намерения как мотивов деятельности школьника // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.

98. Словарь иностранных слов. М., 1982.

99. Смирнова Е.О. О коммуникативной готовности шестилетних детей к школьному обучению // Результаты психологических исследований — в практику обучения и воспитания. М., 1985.

100. Соловьев И.М. Восприятие действительности умственно отсталыми детьми // Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. М., 1953.

101. Сыэрд Ю. Проблемы психологической диагностики подготовленности к школе // Формирование школьной зрелости ребенка. Таллин, 1982.

102. Туулик М. Роль дома при формировании социальной школьной зрелости // Формирование школьной зрелости ребенка. Таллин, 1982.

103. Ульенкова У.В. Об особенностях умозаключающего мышления у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1958. № 5.

104. Ульенкова У.В. К вопросу о генезисе самостоятельности мышления у детей дошкольного возраста // Ученые записки Горьковского государственного пединститута им. М. Горького. 1970. Вып.89.

105. Ульенкова У.В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе // Вопросы психологии. 1983. № 4

106. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М., 1990.

107. Филиппова Е.В., Венгер А.Л. О психологических особенностях детей, обучающихся в школе с шести лет // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981.

108. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К. Марковой. М., 1986.

109. Хеюгаузен X. Мотивация и деятельность. В 2-х томах. М., 1986.

110. Цеханская Л.И. Диагностика степени овладения некоторыми предпосылками учебной деятельности // Диагностика умственного развития дошкольников. М., 1978.

111. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности. М., 1981.

112. Шванцара И. и кол. Диагностика психического развития. Прага, 1978.

113. Шевченко С.Г. Методические рекомендации по организации и содержанию коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений // Начальная школа (еженедельное приложение к газете "Первое сентября"). 1997. № 29.

114. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

115. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981.

116. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

117. Юрченко И., Гильбух Ю. Классы выравнивания в школах Украины // Народное образование. 1987. № 6.

118. Breuer H., Weuffen М. Cut vorbereitet auf das Lesenund Schreibenlernen? Berlin, 1986.

119. Catalogue of Psychological Tests. 1988-89. Australian Council for Educational Research. Australia.

120. Hetzer H. Die seelischen VerAnderungen des Kindes wAhrend des ersten Gestaltwandels. Leipzig, 1936.

121. Instructional Materials and Tests. ACS. 1991.

122. Jirasek J. Pokyny pro administraci a interpretaci orientaCniho testu inkolni zralosti. Bratislava, 1970.

123. Kern A. Sitzenbleiberelend und Schulreife. Freiburg, 1954.

124. McCarthy Scales of Children's Abilities // Catalogue of Psychological Tests. 1988-89.

125. McCarthy Screening Test // Catalogue of Psychological Tests. 1988-89.

126. Strebel C. Schulreifetest. Solothurn, 1957.

127. Tests, Materials, Books and Journals. PRO-ED, Catalog. 1991.

Наши рекомендации