III. Управление познавательной деятельностью и ее проявление на уроке.
Психолого-педагогический анализ урока математики. (посещение урока)
ГБОУ Школа № 1391 г. Москвы
Учитель: Новокщенова М.В.
Предмет:математика
Дата: 12. 10 2016г.(2й урок, 9.15)
Класс: 5 «Б»
I. Психологическая оценка структуры урока в связи с его конкретными целями и задачами.
1. Тема урока: Вычитание обыкновенных дробей.
Цели урока.
Обучающие:
· систематизация, обобщение и закрепление знаний по теме «Вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями»;
· расширение знаний о способах приведение к одной дроби.
Развивающие:
· развитие познавательного интереса посредством ИКТ;
· развитие вычислительных навыков, логического мышления;
· формирование математической речи учащихся.
Воспитательные:
· воспитание самостоятельности учащихся через организацию индивидуальной деятельности;
· воспитание аккуратности при записи примеров на вычитание обыкновенных дробей;
· рефлексия.
Задачи урока:
· повторить правила вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями;
· рассмотреть интересные примеры;
· вспомнить запись обыкновенной дроби;
· привить интерес к самостоятельному составлению примеров.
Тип урока: урок закрепления.
Оборудование: доска; мел; учебник; учебное пособие; конспект для учащегося, раздаточные карточки-задания.
2. Структура урока:
· Организационный момент (2 мин.);
· Актуализация и проверка знаний (5 мин.);
· Устная работа. Повторение (5 мин.);
· Закрепление пройденного материала (15 мин);
· Физкультминутка (2мин.)
· Самостоятельная работа (7 мин.)
· Подведение итог урока, рефлексия (4 мин)
II. Психологическая оценка содержания урока.
1. Психологическое качество материала преимущественно практическое. Материал представлен наглядно, с использованием компьютерной презентации.
2. Активизация познавательной деятельности учащихся требует восприятие различных видов памяти, а также логического и абстрактного мышления. У учеников был виден интерес к изучаемому материалу.
3. Данный учебный материал соответствовал возрастным особенностям познавательной деятельности учащихся, их жизненному опыту и уровню знаний.
4.Благодоря мультимедийным технологиям учитель обогащает процесс обучения, приводил достаточно много иллюстративных примеров практического применения знаний, сравнений, используя в виде наглядности формулы и формулировки, все это в целом позволяет более сложный материал делать доступным и эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство обучаемых.
5. Воспитательное воздействие данного материала носит моральный характер и внимательность к каждому примеру. Это позволяет учителю оптимально реализовывать воспитательные возможности учебного материала, а также развить у учеников творческие способности, ответственность и самостоятельность в выполнении заданий.
III. Управление познавательной деятельностью и ее проявление на уроке.
1. Организация внимания.
а) Пути организации внимания на всех этапах урока учитель применял разные, например: обращение к учащимся с призывом быть внимательными, через прямое требование, а также при помощи использования занимательной информации и самостоятельной умственной деятельности учащихся, что заканчивалось поощрением.
б) Учащиеся проявляли разные виды внимания, имевшие место на уроке, например: социально обусловленное и произвольное внимание, это проявлялось в постоянной форме активной деятельности, большинство учеников были заинтересованы в закреплении материала, ученики с большим вниманием выполняли каждое задание, а также нашлось место и непроизвольному вниманию, это было связанно с тем что несколько учеников отвлекалось на шум за дверью и на улице, и отвлекали других учеников.
в) Способы организации переключения внимания учеников с одного вида деятельности на другой является чередование непроизвольного и произвольного внимания. Учитель чередовал различные виды деятельности. Также следует отметить то, что и учитель временами переключал внимание учащихся при помощи логических связок, пауз, подчеркивания материала. Это способствовало тем, что учитель учитывал возрастные особенности и психологическое состояния каждого ученика.
г) Распределение внимания учащихся требовалось в практической деятельности: записи примеров, решение задач, при которых необходимо было также слушать пояснения учителя. Класс с данной задачей справлялся преимущественно успешно. Большую роль сыграла мотивация.
2. Организация восприятия и его характер.
а) Объектом восприятия учащихся являлись различные наглядные средства: речь учителя, раздаточный материал, карточки, а также мультимедийная презентация.
б) На уроке использовалось такое наглядное средство как мультимедийная презентация, содержащая в себе основные формулы для решения заданий, а также изображения.
в) Можно с уверенностью сказать, что материал, изучаемый на уроке, был достаточно хорошо осмыслен и усвоен, так как учащиеся активно отвечали на вопросы учителя по теме, выполняли задания на доске и самостоятельно.
3. Активизация памяти и ее развитие.
а) Обращение учителя к памяти школьников проводилось с целью успешного запоминания и предотвращения забывания учебного материала.
б) На уроке используются ситуации и приемы, при помощи которых активизируются различные виды памяти: моторная, образная, словесно-логическая, эмоциональная, преднамеренная.
в) Для лучшего запоминания материала учитель использовал такие приемы как применение формул на практике, а также решение заданий другим способом.
г) У учеников проявлялись такие процессы как закрепление пройденного материала и его воспроизведение.
4. Активизация мыслительной деятельности учащихся.
а) Решение заданий учитель объяснял при помощи применения объяснительно-иллюстративных методов, бесед с классом. Широко использовались наглядные средства.
б) Учитель вел учащихся к применению формул на практике преимущественно дедуктивным методом.
в) Учитель вызвал у учеников потребность в усвоении понятий путем приведения примеров практической применимости.
г) Можно выделить следующие уровни усвоения практической части на уроке: понимание, воспроизведение, применение и в некоторых случаях творчество. Ученики совершали ошибки при усложнении заданий.
д) Учителю удалось активизировать самостоятельное творческое мышление учеников благодаря проблемной направленности построения урока и созданию проблемных ситуаций на уроке. Таким образом, степень заинтересованности и активности учащихся в поиске ответа были достаточно высокими.
е) При самостоятельном решении задачи, аналогичной классной, ученик совершал следующие мыслительный действия:
· осознание вопроса, поставленного в задаче;
· анализ условия задачи;
· сравнение заной задачи с той, которая решалась в классе;
· синтез предыдущей задачи и условия новой;
· появление предположения о пути создания программы;
· проверка предположения;
· решение задачи;
· проверка правильности работы программы.
ж) Класс достаточно хорошо подготовлен к проблемному обучению, так как он является сильным в школе. В общем, учащиеся имеют достаточно хорошие знания и навыки решения. В классе есть 5-6 человека, активно проявляющих себя при поиске решения.
з) Учитель давал учащимся предписания алгоритмического типа, вводя их путем постановки вопроса, поиска ошибок в суждениях.
и) Урок был построен достаточно логично, последовательно, внутренне стройно.
к) Логика рассуждения учащихся в основном была построена правильно и последовательно, что позволяло им допускать немного ошибок в рассуждениях.
5. На уроке активизировались представления памяти, репродуктивное и творческое мышление благодаря приведению учащимися собственных примеров, подтверждающих правила, поиск ошибок в собственных суждениях, самостоятельное решение задач повышенной трудности, составление аналогичных заданий.
6. Учитель организует обучение при помощи особых методических приемов, позволяющих индивидуально работать с большинством учащихся.