III. Управление познавательной деятельностью и ее проявление на уроке.

Психолого-педагогический анализ урока математики. (посещение урока)

ГБОУ Школа № 1391 г. Москвы

Учитель: Новокщенова М.В.

Предмет:математика

Дата: 12. 10 2016г.(2й урок, 9.15)

Класс: 5 «Б»

I. Психологическая оценка структуры урока в связи с его конкретными целями и задачами.

1. Тема урока: Вычитание обыкновенных дробей.

Цели урока.

Обучающие:

· систематизация, обобщение и закрепление знаний по теме «Вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями»;

· расширение знаний о способах приведение к одной дроби.

Развивающие:

· развитие познавательного интереса посредством ИКТ;

· развитие вычислительных навыков, логического мышления;

· формирование математической речи учащихся.

Воспитательные:

· воспитание самостоятельности учащихся через организацию индивидуальной деятельности;

· воспитание аккуратности при записи примеров на вычитание обыкновенных дробей;

· рефлексия.

Задачи урока:

· повторить правила вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями;

· рассмотреть интересные примеры;

· вспомнить запись обыкновенной дроби;

· привить интерес к самостоятельному составлению примеров.

Тип урока: урок закрепления.

Оборудование: доска; мел; учебник; учебное пособие; конспект для учащегося, раздаточные карточки-задания.

2. Структура урока:

· Организационный момент (2 мин.);

· Актуализация и проверка знаний (5 мин.);

· Устная работа. Повторение (5 мин.);

· Закрепление пройденного материала (15 мин);

· Физкультминутка (2мин.)

· Самостоятельная работа (7 мин.)

· Подведение итог урока, рефлексия (4 мин)

II. Психологическая оценка содержания урока.

1. Психологическое качество материала преимущественно практическое. Материал представлен наглядно, с использованием компьютерной презентации.

2. Активизация познавательной деятельности учащихся требует восприятие различных видов памяти, а также логического и абстрактного мышления. У учеников был виден интерес к изучаемому материалу.

3. Данный учебный материал соответствовал возрастным особенностям познавательной деятельности учащихся, их жизненному опыту и уровню знаний.

4.Благодоря мультимедийным технологиям учитель обогащает процесс обучения, приводил достаточно много иллюстративных примеров практического применения знаний, сравнений, используя в виде наглядности формулы и формулировки, все это в целом позволяет более сложный материал делать доступным и эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство обучаемых.

5. Воспитательное воздействие данного материала носит моральный характер и внимательность к каждому примеру. Это позволяет учителю оптимально реализовывать воспитательные возможности учебного материала, а также развить у учеников творческие способности, ответственность и самостоятельность в выполнении заданий.

III. Управление познавательной деятельностью и ее проявление на уроке.

1. Организация внимания.

а) Пути организации внимания на всех этапах урока учитель применял разные, например: обращение к учащимся с призывом быть внимательными, через прямое требование, а также при помощи использования занимательной информации и самостоятельной умственной деятельности учащихся, что заканчивалось поощрением.

б) Учащиеся проявляли разные виды внимания, имевшие место на уроке, например: социально обусловленное и произвольное внимание, это проявлялось в постоянной форме активной деятельности, большинство учеников были заинтересованы в закреплении материала, ученики с большим вниманием выполняли каждое задание, а также нашлось место и непроизвольному вниманию, это было связанно с тем что несколько учеников отвлекалось на шум за дверью и на улице, и отвлекали других учеников.

в) Способы организации переключения внимания учеников с одного вида деятельности на другой является чередование непроизвольного и произвольного внимания. Учитель чередовал различные виды деятельности. Также следует отметить то, что и учитель временами переключал внимание учащихся при помощи логических связок, пауз, подчеркивания материала. Это способствовало тем, что учитель учитывал возрастные особенности и психологическое состояния каждого ученика.

г) Распределение внимания учащихся требовалось в практической деятельности: записи примеров, решение задач, при которых необходимо было также слушать пояснения учителя. Класс с данной задачей справлялся преимущественно успешно. Большую роль сыграла мотивация.

2. Организация восприятия и его характер.

а) Объектом восприятия учащихся являлись различные наглядные средства: речь учителя, раздаточный материал, карточки, а также мультимедийная презентация.

б) На уроке использовалось такое наглядное средство как мультимедийная презентация, содержащая в себе основные формулы для решения заданий, а также изображения.

в) Можно с уверенностью сказать, что материал, изучаемый на уроке, был достаточно хорошо осмыслен и усвоен, так как учащиеся активно отвечали на вопросы учителя по теме, выполняли задания на доске и самостоятельно.

3. Активизация памяти и ее развитие.

а) Обращение учителя к памяти школьников проводилось с целью успешного запоминания и предотвращения забывания учебного материала.

б) На уроке используются ситуации и приемы, при помощи которых активизируются различные виды памяти: моторная, образная, словесно-логическая, эмоциональная, преднамеренная.

в) Для лучшего запоминания материала учитель использовал такие приемы как применение формул на практике, а также решение заданий другим способом.

г) У учеников проявлялись такие процессы как закрепление пройденного материала и его воспроизведение.

4. Активизация мыслительной деятельности учащихся.

а) Решение заданий учитель объяснял при помощи применения объяснительно-иллюстративных методов, бесед с классом. Широко использовались наглядные средства.

б) Учитель вел учащихся к применению формул на практике преимущественно дедуктивным методом.

в) Учитель вызвал у учеников потребность в усвоении понятий путем приведения примеров практической применимости.

г) Можно выделить следующие уровни усвоения практической части на уроке: понимание, воспроизведение, применение и в некоторых случаях творчество. Ученики совершали ошибки при усложнении заданий.

д) Учителю удалось активизировать самостоятельное творческое мышление учеников благодаря проблемной направленности построения урока и созданию проблемных ситуаций на уроке. Таким образом, степень заинтересованности и активности учащихся в поиске ответа были достаточно высокими.

е) При самостоятельном решении задачи, аналогичной классной, ученик совершал следующие мыслительный действия:

· осознание вопроса, поставленного в задаче;

· анализ условия задачи;

· сравнение заной задачи с той, которая решалась в классе;

· синтез предыдущей задачи и условия новой;

· появление предположения о пути создания программы;

· проверка предположения;

· решение задачи;

· проверка правильности работы программы.

ж) Класс достаточно хорошо подготовлен к проблемному обучению, так как он является сильным в школе. В общем, учащиеся имеют достаточно хорошие знания и навыки решения. В классе есть 5-6 человека, активно проявляющих себя при поиске решения.

з) Учитель давал учащимся предписания алгоритмического типа, вводя их путем постановки вопроса, поиска ошибок в суждениях.

и) Урок был построен достаточно логично, последовательно, внутренне стройно.

к) Логика рассуждения учащихся в основном была построена правильно и последовательно, что позволяло им допускать немного ошибок в рассуждениях.

5. На уроке активизировались представления памяти, репродуктивное и творческое мышление благодаря приведению учащимися собственных примеров, подтверждающих правила, поиск ошибок в собственных суждениях, самостоятельное решение задач повышенной трудности, составление аналогичных заданий.

6. Учитель организует обучение при помощи особых методических приемов, позволяющих индивидуально работать с большинством учащихся.

Наши рекомендации