Отечественные модели социальной политики
Отечественные модели социальной политики возможно рассмотреть в контексте исторического процесса, что позволит обозначить характерные для российской социальной практики модели построения общественных взаимоотношений.
Идеологические концепты «общественного благосостояния» вырабатывались в течение нескольких столетий. В историческом плане оно было связано с возможным в данных условиях справедливым распределением и перераспределением материальных и духовных благ, с практикой поддержки нуждающихся, особенностями способа производства, а также с историческими институтами власти и «общественным мнением».
Таблица 10
Модель 1 | Модель 2 | Модель 3 | |
Понятие | Остаточная | Индустриально-экономического развития | Государственно-перераспределительная |
Политическое содержание | Консервативная | Либеральная | Социалистическая |
Научное название | Патерналистская | Корпоративистская | Этатистская |
Главный субъект | Семья, частное страхование | Предприниматели | Государство |
Организационный принцип | Остаточный | Смешанный | Всеобщий |
Критерии помощи | На основе учета средств к существованию | Занятость | Гражданство |
Финансовая ответственность | Государство | Предприниматели и государство | Государство |
Уровень компенсаций | Низкий | Средний | Высокий |
Отношения на рынке труда | Общественные неоплачиваемые работы | Разделение на занятых и незанятых | Усреднение |
Цель | Равенство в бедности | Потеря доходов | Перераспределение доходов |
Варианты | Целевая направленность | Сохранение доходов |
Модель 1. Княжеское и церковно-монастырское попечительство
Для данной модели характерна опека над определенными группами населения, которые законодательно поступают под княжеский и церковный патронаж. В эту клиентелу входили не только люди Церкви, но и одинокие люди, не имевшие кровных родственников, а также вдовы и старики. Основной задачей попечения являлось «питание», т.е. поддержание жизни подопечного. Форма поддержки носила спонтанный характер, не имела закрепленных финансовых механизмов, что находило свое выражение в различных объемах княжеских пожертвований. Постепенно утверждается так называемый остаточный принцип, когда поддержка осуществляется из «избытка чего-либо» . В связи с неразвитой системой хозяйствования, помощь на уровне власти носила временный и непостоянный характер. Однако, вероятно, она была адресной и конкретной, поскольку «благочестивые» действия князя были регламентированы определенными традициями и законами. Церкви и монастыри предпринимают первые шаги в организации институтов поддержки, таких, как больницы, богадельни, а также закладывают основы медицинской помощи и просветительской деятельности.
Модель 2. Государственно-законодательное регламентирование
В связи с формированием государственности важнейшим атрибутом общественных отношений становятся принципы «мира и спокойствия» и «благочиния». Согласно этим идеологическим концептам власти стремятся проводить политику, направленную на регламентирование деятельности монастырей, ограничение распространения профессионального нищенства, предпринимают первые попытки борьбы с голодом и эпидемиями.
Секуляризация монастырских хозяйств была связана не только с процессами абсолютизации власти, но и со средневековой урбанизацией, когда городам были необходимы определенные слои населения, обеспечивающие их процветание. В этой связи характерны первые запреты на постриги «людей торговых и мастеровых». Власти стремятся через законодательные меры инициировать деятельность Церкви на благотворение нищих, убогих, людей Церкви, возложив на данный институт распределение социальной помощи нуждающимся. Государство берет под контроль деятельность богаделен, проживание в них больных и нищих.
Растет роль государства в деле борьбы с голодом. С этими целями организуются соответствующие Приказы: так. Житный приказ ведал житными дворами, где хранился запас зерна на случай голода. Издается ряд законов, регламентирующих действия местных властей. Церкви, феодалов и «скудных людей» в период голода. В частности, предусматривалось введение государственной монополии на цены, раздача хлеба в долг, право перехода крестьян от феодала в другие земли.
Под государственный контроль берутся мероприятия по выкупу из неволи пленных, казна собирает определенный налог, делаются первые шаги по поддержке вдов и детей, чьи мужья и отцы погибли на «государьской службе».
Модель 3. Общественное призрение
Модель общественного призрения включает в себя механизмы государственных законодательных регламентации, частных и общественных инициатив. Для данной модели характерно осуществление территориальных подходов к помощи и поддержке нуждающихся, формирование определенных институциональных стандартов обслуживания, которые сводятся к обязательному минимуму институтов помощи. Для нее характерен территориальный принцип финансирования и распределения средств на основе представительского, участия различных слоев населения. Большая роль в этой модели принадлежит благотворительным обществам и организациям, которые, как и Приказы, находятся под законодательным контролем государства. Общественное призрение не ограничивается только денежной и натуральной помощью различным категориям нуждающихся, но и включает меры по воспитанию и профессиональному образованию, сословному обучению, интеграции женщин в различные сферы деятельности, образованию и профессиональной подготовке инвалидов. Данной модели присуще децентрализация в области финансовой политики, отсутствие единых подходов к социальному обеспечению нуждающихся, волюнтаризм в вопросах социальной поддержки, эпизодический характер деятельности.
Модель 4. Общественно-территориальное распределение
Модель общественно-территориального перераспределения возникает в пореформенный период в связи с миграцией населения, урбанизацией и развитием капиталистического производства, сопровождающимся обнищанием населения, охватывающим различные общественные слои. Для данной модели характерно сочетание архаических форм поддержки, таких, как общинная и приходская система вспомоществования, наличие приказной системы. В тоже время появляются и новые виды поддержки: земская, городская, оформляются тенденции социального страхования и пенсионного обеспечения. Дальнейшее развитие получают благотворительные общества, они оказывают не только сословную поддержку, но и решают достаточно большой спектр проблем — от поисков механизмов борьбы с безработицей до воспитания малолетних преступников, от борьбы с социальными болезнями до создания системы искусственного вскармливания младенцев. Неразвитая налоговая система, отсутствие государственного финансирования, децентрализация социальных акций в проведении мероприятий в области социальной политики — характерные черты данной модели.
Модель 5. Социальное обеспечение
Модель социального обеспечения — модель государственного патернализма, где приоритеты в системе социальной политики отдаются трудящемуся населению. Основу этой модели создает социалистическое перераспределение; на первых порах осуществляется классовый подход в распределении, страховании и пенсионном обеспечении. Ликвидация частной собственности на средства производства приводит к тому, что основным субъектом поддержки при всех случаях социального риска становится государство. Однако переход к всеобщей пенсионной реформе в 60-е гг., оформление всеобщего социального обслуживания с развитием различных типов пособий для инвалидов и малообеспеченных семей вынуждает государство подключать к данной деятельности предприятия, которые берут на себя проблемы обеспечения жильем, охраны здоровья, содержание социальной инфраструктуры.
Система государственного патернализма исключала все другие формы благотворительности. Монополизация и централизация системы социального обеспечения обусловливала медленное реагирование на решение общественных проблем, порождала различные виды социального иждивенчества, определяла низкий уровень пособий и системы социальных услуг.
Модель 6. Переходный период
Модель переходного периода осуществляется в ситуации переструктурирования социальных, политических и экономических связей и отношений.
Особенностью концепции государственной социальной политики в 90-е гг. становится ее направленность на «стабилизацию уровня жизни граждан», тогда как в предшествующие годы она строилась на распределительной и перераспределительной стратегии общественных фондов потребления.
Новые социально-политические реалии выдвинули следующие основные задачи:
• усиление адресности социальной поддержки слабозащищенных групп населения;
• обеспечение основных социальных гарантий;
• сдерживание массовой безработицы;
• адаптация и социальная поддержка вынужденных мигрантов.
В социальной сфере как особой сфере государственного патернализма намечен ряд приоритетов и стратегий в здравоохранении, образовании, культуре, жилищной сфере, науке, физической культуре и спорте11.
В результате многочисленных ошибок и неудач проводимой политики многие явления в общественной жизни со временем начали приобретать застойный характер, «социальные проблемы усугубились и стали представлять серьезную опасность для социально-экономической стабильности и согласия в обществе». В этой связи в системе социального обслуживания населения уже осуществляется отход от принципов всеобщего и гарантированного государством уровня социальной защиты. В зависимости от трудоспособности граждан и их материальной обеспеченности предполагаются дифференцированные поддержка и социальное обслуживание. Приоритетными учреждениями социального обслуживания должны стать нестационарные учреждения (специализированные отделения социальной помощи на дому, учреждения социального обслуживания семьи и детей и т.д.). Бесплатное социальное обслуживание сохраняется только для отдельных групп населения, в соответствии с утвержденным перечнем, а основной акцент делается на привлечение средств граждан.
В области реформирования социальных выплат предполагается разработка единых принципов и критериев их предоставления, при назначении пособия предусматривается учитывать среднедушевой совокупный семейный доход и т.д.12.
Исходя из подходов к моделям социальной политики, предложенных Титмусом, можно представить следующую таблицу основных отечественных моделей социальной политики с их важнейшими характеристиками.
Таблица 11
Модель 1 | Модель 2 | Модель 3 | Модель 4 | Модель 5 | Модель 6 | |
Политическое содержание | — | Радикальная | Консервативная | Либеральная | Социалистическая | Демократическая |
Гл а в н ы и субъект | Князь | Государство, цер ковь | Местные власти, меценаты | Местные власти; предприниматели;благотворители | Государство | Государство, семья |
Организационный принцип | Остаточный | Остаточный | Смешанный | Смешанный | Всеобщий | Смешанный |
Критерии помощи | Спонтанный, на основе культовых представлений | На основе частичного учета средств к существованию | Занятость | На основе учета средств к существованию | На основе трудового участия и гражданства | На основе трудоспособности и материально и обеспеченности; гражданства |
Финансовая ответствен ность | Князь | Церковь; государство | Местные власти; благотво рители | Местные власти; благотворители; благотворительные организации | Государство ; предприятия | Государство; мес т н ы е власти |
Уровень компенсаций | Низкий | Низкий | Низкий | Средний | Высокий | Средний |
Отношения на Рынке труда | — | — | Разделение на занятых и незанятых | Общественные неоплачиваемые работы | Усреднение | Разделение на за нятых, не занятых, частично занятых |
Цель | Традиционализм | Христианско-государственный традиционализм | Борьба с профессиональным нищенством | Ликвидация пауперизма | Перерас пределе ние ДОХОДОВ | Перерас пределение доходов; неравенство в бедности |
Варианты | — | — | — | — | Целевая направленность | Поддержка ДОХОДОВ |