Работа № 11. Колебания внимания
Задача исследования: выявление и оценка индивидуальных различий в непроизвольном переключении (флуктуации) внимания.
Оборудование: рисунок с двойным изображением, секундомер.
Порядок исследования: работа проводится в 3 этапа, продолжительностью по 3 минуты каждый. Первый этап работы может проводится фронтально, второй выполняется в двойках «экспериментатор – испытуемый».
Инструкция испытуемому:
Этап № 1: «Перед Вами рисунок с двойным изображением. Что Вы на нем видите? Пирамиду или туннель? (ответ испытуемого заносится в рабочую тетрадь). После команды «Начали!» Вы будете продолжать смотреть на изображение и каждый раз, когда оно будет изменяться, Вам необходимо будет ставить в тетради вертикальную черту. Каждую минуту Вам будет даваться команда «Строка!», после которой Вам необходимо фиксировать изменения изображения с новой строки. Все готовы? Начали!».
Этап № 2: «Сейчас Вы должны выбрать то или иное изображение и волевым усилием удерживать его. Когда изображение все же изменится, стукните карандашом по столу. Затем Вам нужно вернуться к исходному (выбранному) изображению и продолжать волевым усилием удерживать его».
Ход работы: Экспериментатор фиксирует по секундомеру количество ударов карандашом (колебания внимания) за 1 минуту.
Обработка и анализ результатов: подсчитывается количество переключений внимания за каждую минуту на двух этапах исследования и полученные результаты заносятся в таблицу:
Время, мин. | Количество изменений на этапе № 1 | Количество изменений на этапе № 2 |
По полученным результатам строится график зависимости количества переключений внимания от времени исследования, содержащий две кривые: непроизвольное переключения внимания и переключение внимания при волевом усилии удержания образа. Например:
Результаты испытуемого по двум опытам сравниваются между собой и делаются выводы об:
– индивидуальных различиях колебания внимания;
– о влиянии волевого усилия на количество колебаний.
Работа № 12. Методика Горбова
(отыскивание чисел с переключением)
Задача исследования: изучение способности выполнять действия, требующие постоянного переключения внимания с одного ряда действий на другой.
Детский вариант
Оборудование: секундомер и красно-черная таблица, состоящая из 49 клеток-квадратов, в которых размещены числа, написанные черными – от 1 до 25 и красными – от 1 до 24 цифрами.
Порядок исследования: работа может проводиться в двух вариантах:
Вариант № 1: с группой (продолжительность работы 5 минут);
Вариант № 2: в парах «экспериментатор – испытуемый»: экспериментатор засекает время, необходимое испытуемому для выполнения всего эксперимента, а также следит за работой испытуемого и если испытуемый указывает не правильное число, экспериментатор говорит: «Нет! Сейчас Вы должны найти …» и фиксирует ошибку в протоколе исследования.
Инструкция испытуемому: «Сейчас Вам будет предложена таблица, разделенная на клетки. В этих клетках разбросаны числа, написанные черными чернилами на белом и красном фоне. Черные Вы должны находить числа на белом фоне в обычном порядке от 1 до 25, а на красном – в обратном от 24 до 1. Вы должны попеременно отыскивать числа того и другого ряда, то есть порядок Вашей работы должен быть таким: 1 (белая), 24 (красная), 2 (белая), 23 (красная) и т.д. Вам необходимо работать как можно быстрее, но при этом стараться не делать ошибок. Вопросы есть? Начали!»
Ход работы: Во время работы в парах чтобы было легче наблюдать за ходом исследования экспериментатору необходимо помнить, что число на белом фоне и следующее за ним число на красном фоне при данной инструкции составляют в сумме 25.
Взрослый вариант
Оборудование: секундомер и черно-белая таблица, состоящая из 49 клеток-квадратов: 25 черных и 24 белых клеток. Каждая клетка содержит число и букву, написанные контрастным (по отношению к фону клетки) цветом.
Порядок исследования: работа может проводиться в двух вариантах:
Вариант № 1: с группой (продолжительность работы 5 минут);
Вариант № 2: в парах «экспериментатор – испытуемый»: экспериментатор засекает время, необходимое испытуемому для выполнения всего эксперимента, а также следит за работой испытуемого и если испытуемый указывает не правильное число, экспериментатор говорит: «Нет! Сейчас Вы должны найти …» и фиксирует ошибку в протоколе исследования.
Инструкция испытуемому: «Сейчас Вам будет предложена таблица, разделенная на клетки. В этих клетках разбросаны числа, написанные черными чернилами в белых квадратах и белыми чернилами в черных квадратах. Вы должны будете отыскивать белые и черные числа попеременно, причем, белые числа (на черном фоне) в убывающем порядке, от 25 до 1, а черные числа (на белом фоне) в возрастающем – от 1 до 24. В рабочую тетрадь Вам необходимо будет записывать только буквы, стоящие рядом с числами. Таким образом, в тетради у Вас получится ряд букв. Вам необходимо работать как можно быстрее, но при этом стараться не делать ошибок. Вопросы есть? Начали!».
Ход работы: Во время работы в парах чтобы было легче наблюдать за ходом исследования экспериментатору необходимо помнить, что белое число и следующее за ним черное при данной инструкции составляют в сумме 25.
Обработка и анализ результатов: в процессе наблюдения и последующего опроса испытуемого необходимо уточнить следующее:
– быстро ли испытуемый находил искомые числа, были ли большие задержки во времени;
– в чем проявлялись затруднения (медлительность в работе, забывание последних действий, заторможенность и др.);
– испытывал ли испытуемый какие-либо затруднения в середине выполнения задания, когда числа обоих рядов были близки друг другу;
– когда взгляд исследуемого направлен на искомое число, всегда ли он его замечал или бывали случаи, что он его сразу не воспринимал (насколько часто были такие случаи на протяжении исследования).
При определении количественных показателей учитывается объем выполненной работы или время, затраченное испытуемым на выполнение задания. Отдельно фиксируются ошибки.
Рекомендуемая литература:
Основная:
1. Альманах психологических тестов. – М.: КСП, 1996.
2. Ахмеджанов Э.Р. Психологические тесты. – М.: Лист, 1996.
3. Добрынин Н.Ф. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. – М.: 1997.
4. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Описание и руководство к использованию. Отв. ред. А.Ф. Кудряшов. – Петрозаводск: ПЕТРОКОМ, 1992.
5. Практикум по общей психологии. / Под ред. профессора А.И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1990.
6. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. / Под ред. А.А.Крылова и С.А. Маничевой. Раздел «Внимание и память». – СПб.: Питер, 2003.
7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: ВЛАДОС, 1995.
Дополнительная:
1. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М.: 1999.
2. Леонтьев А.Л. Лекции по общей психологии. – М.: 2000.
3. Найссер У. Познание и реальность. – М.: 1981.
4. Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Т.1. – М.: ВЛАДОС, ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2002.
5. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. – М.: Высшее образование, 2005.
6. Петровский А.В. Общая психология. – М.: Просвещение, 1976.
7. Психология внимания. Хрестоматия по психологии. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: 1998.
8. Рубинштейн С.Л. Общая психология. – СПб.: 2000 г.
9. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. –М.: 1996.
Литература для подбора методов коррекции свойств внимания:
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Изд.3. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
2. Агеева И.А. Коррекционные техники в школе. – СПб, Речь, 2004.
3. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учись быть внимательным. Книга для учащихся старшеклассников. – М.: Просвещение, 1996.
4. Байярд Р.Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный ребенок. – М.: 1991.
5. Бондаренко А.О. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. – М.: 1994.
6. Валентинов В. 150 веселых игр. – СПб.: «Литера», 2002.
7. Игра для интенсивного обучения / Под ред. В.В.Петрушевской. – М.: 1991.
8. Посохова С.Т. Справочник практикующего психолога. – М.: АСТ, 2005.
9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: ВЛАДОС, 1995.
10. Справочник практикующего психолога. Сост. С.Л.Соловьева. – М.: Сова, 2005.
11. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практикующего психолога. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2005.
12. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. – Ярославль, Академия холдинг, 2000.
13. www.effecton.ru – психологические тесты и коррекционные программы.
14. www.psychology.ru. – Кириевская А.В. Психолого-коррекционный комплекс.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
Цель практикума. 3
Состав практикума. 3
Проведение работ и оформление отчетов. 4
Экспериментальное исследование свойств внимания. 5
I. Исследование объема внимания. 5
Работа № 1. Методика «Расстановка чисел». 5
Работа № 2. Методика «Корректурная проба». 5
II. Исследование избирательности внимания. 6
Работа № 3. Методика Мюнстерберга. 6
III. Исследование концентрации и устойчивости внимания. 8
Работа № 4. Исследование концентрации внимания. 8
Работа № 5. Устойчивость внимания по Риссу. 9
Работа № 6. Умственная работоспособность по Э. Крепелину. 10
IV. Изучение устойчивости и распределения внимания. 12
Работа № 7. Устойчивость внимания по Бурдону. 12
Работа № 8. Устойчивость и распределение внимания. 15
Работа № 9. Распределение внимания. 17
V. Исследование устойчивости и переключения внимания. 19
Работа №10. Переключение и устойчивость внимания. 19
Работа № 11. Колебания внимания. 22
Работа № 12. Методика Горбова (отыскивание чисел с переключением) 23
Детский вариант. 23
Взрослый вариант. 24
Рекомендуемая литература. 25
Основная. 25
Дополнительная. 25
Литература для подбора методов коррекции свойств внимания. 26