Профессионал. Профессиональное становление
В отечественной психологии проблема профессионального развития активно разрабатывается Е.А.Климовым в трактовке этапов профессионального развития. Е.А.Климов исходит из представления личности как о системе отношений субъекта к окружающему. В этой связи профессиональная деятельность представляет собой ту социально – психологическую среду, у которой развитие личности происходит наиболее интенсивно. Формирование личности здесь представляет собой процесс образования особого типа системных отношений. Е.А.Климовым выделены основные фазы развития профессионала, дающие представление о целостном жизненном пути и о системных отношениях характеризующих личность.
Итак, остановимся на основных фазах развития профессионала, выделенных Е.А.Климовым (обозначения фаз предложены автором).
ОПТАНТ(фаза оптанта, оптации). Это период, когда человек обретает озабоченность вопросами выбора профессии или её вынужденной перемены и делает этот выбор. Точных временных границ этой фазы, как и других, нет, поскольку возрастные особенности задаются не только телесными, но и условиями жизни, культурой.
Если в роли оптанта оказывается профессионал (частично утративший трудоспособность или оказавшийся без работы и вынужденный переменить профессию, то календарный возраст здесь может быть любым в интервале трудоспособности). Фазе оптации предшествует профессиональная ориентация. Её возрастные границы определяются социальными факторами (дети из неблагополучных семей, воспитывающиеся в школах-интернатах, относительно рано, уже в подростковом возрасте определяют своё профессиональное будущее, поступая в профессиональные училища; оканчивая кратковременные курсы, приступают к работе на производстве). Современные подростки в поисках «красивой» жизни начинают заниматься «коммерцией», считая её фактором материального благополучия.
АДЕПТ (или фаза адепта), так называемая «заспинная» подготовка, объединяющая все категории стартующих профессионалов. Адепт – это человек, ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий её (учащиеся профессиональных училищ, средних и высших учебных заведений, а также обучающиеся через систему краткосрочных форм профессиональной подготовки на производстве – слушатели, курсанты, ученики мастеров-наставников). В зависимости от типа профессии фаза адепта может быть многолетней или совсем кратковременной (простой инструктаж).
АДАПТАНТ (или фаза адаптации, привыкания молодого специалиста к работе). Молодой специалист адаптируется к нормам коллектива, в который он попадёт, входит во многие тонкости работы, привыкает решать творческие задачи.
ИНТЕРНАЛ (или фаза интернала). Это уже опытный, что называется «наторевший» в своём деле работник, который устойчиво любит своё дело, может самостоятельно справляться с основными профессиональными функциями.
МАСТЕР (или фаза мастерства, которая будет продолжаться и далее, а характеристики основных фаз как бы добавляются к её характеристикам). Работник может решать и простые и самые трудные профессиональные задачи. Он выделяется или какими-то специальными качествами, умениями или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области, или тем и другим. Он обрел свой индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, и он имеет основания считать себя в чем-то незаменимым. Обычно он уже имеет некоторые формальные показатели своей квалификации (разряд, категорию, звание).
АВТОРИТЕТ (или фаза авторитета). Она, как и фаза мастерства, суммируется также с последующей. Это мастер своего дела, уже хорошо известный, как минимум, в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране). В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работников он имеет те или иные формальные показатели квалификации (разряд, категорию, ученую степень и пр.). Профессиональные задачи он решает за счет большого опыта, умелости, умения организовать свою работу, окружить себя помощниками.
НАСТАВНИК(фаза наставничества), наставника в широком смысле слова как человека, у которого коллеги готовы поучиться, перенять опыт. Авторитетный мастер своего дела в любой профессии «обрастает» единомышленниками, учениками, последователями.