Уровни анализа рабочей среды

ПЛАН

Понятие рабочая среда.

Уровни анализа рабочей среды.

Дизайн рабочего места.

Рациональная организация рабочего места.

5. Прозрачный офис: офис ХХI века.

Понятие рабочая среда

Рабочая среда - совокупность физических (электромагнитные факторы, физические свойства воздушной среды, механические факторы: шумы, вибрации, ускорения), химических (естественный газовый состав воздуха, вредные примеси в воздухе), биологических (микроорганизмы, макроорганизмы), социально-психологических и эстетических факторов внешней среды, воздействующих на человека. Внешняя среда рабочего места может определяться следующими факторами:

1) метеорологическими условиями (температура, влажность воздуха, давление, микроклимат, газовый состав воздуха и т. п.);

2) работой машин и производственного оборудования (шумы, вибрации, электромагнитные излучения, вредные примеси воздуха и др.).

Уровни анализа рабочей среды

Рабочая среда имеет существенное влияние на поведение человека. С позиции психологии взаимодействия с окружающей средой, необходимо рассматривать людей и рабочую среду как взаимозависимые элементы системы, которая включает в себя множество параметров, находящихся на разных уровнях.

Эрик Сандсторм – ведущий специалист в данной области – указывает, что понимание отношений между людьми и окружающей средой и анализ рабочей среды может происходить с позиции следующих уровней анализа: отдельная личность, межличностные отношения и организации. Причем каждый уровень включает разные аспекты физической среды актуальные в данном случае, различные динамические психологические процессы и различные последствия, результаты.

1. Уровень отдельной личности.

Для конкретного человека анализ фокусируется на непосредственном физическом окружении рабочего пространства, которое включает окружающие условия: освещение, температура, воздух, звуки и т. д.

Окружающая среда отдельного человека также содержит характеристики здания, его обстановку, мебель, оборудование, особенно то, которое непосредственно входит в рабочее пространство, а также

сопутствующую среду (туалеты, коридоры, вестибюль, столовая и т. д.)

К рабочему месту относится пространство, специально спроектированное для работы одного человека и являющееся местом непосредственной работы конкретного человека. Основные психологические процессы, происходящие с человеком на рабочем месте, - адаптация, возбуждение, перегрузка, стресс, усталость.

2. Уровень межличностных отношений.

Межличностный уровень фокусируется на социально-психологических процессах, таких как выбор общения или регулирование социального взаимодействия. Для установления и поддержания контактов между сотрудниками, клиентами и посетителями большое значение будут иметь такие аспекты физической среды, как организация рабочего пространства, расположение комнат, расположение сидячих мест, мебель и оборудование, дистанция внутри рабочего пространства, его открытость или закрытость, наличие и удобство мест для неформального общения сотрудников и рабочих собраний. Значимыми для межличностных отношений психологическими процессами являются выбор общения и регулирование взаимодействия, как с коллегами, так и с клиентами, возможность заявить о своей личности посредством самопрезентации, персонализации пространства и сообщении о своем статусе.

3. Уровень организации.

Э. Сандсторм определяет термин “организация” как собрание людей, работающих для достижения объединенной цели, причем каждый человек занимает определенное положение в иерархии власти и играет в ней определенную роль. Организация владеет материальными и нематериальными ресурсами. Наиболее значимыми аспектами физической среды для организаций являются здания, машины, оборудование, пространственное разделение рабочих подразделений (отделов) и установление различий между ними. В идеальных условиях организационная структура соответствует физической окружающей среде.

Как мы видим, описанные три уровня анализа рассматривают рабочую среду с точки зрения различного размера и масштаба. В наименьшем масштабе индивидуальный уровень анализа сосредотачивается на непосредственной среде отдельного работника - окружающие условия, рабочее место и сопутствующая окружающая среда. Межличностный уровень анализа также обращается к рабочему пространству, но концентрируется на его удобстве для общения и символических возможностях. (Символические свойства рабочего пространства относятся к характеристикам, которые четко дифференцируют людей с точки зрения статуса, обладания властью или других особенностей).

Организационный уровень анализа связан с физической окружающей средой в наибольшем масштабе, фокусируясь на внешней конфигурации зданий и внутреннем расположении, включая дифференцирование рабочих подразделений (отделов и подотделов). Итак, по мере увеличения масштаба рабочей среды становится все труднее описать ее свойства только в физических терминах. Для того, чтобы представить ее целостно, анализ должен перейти на социально – психологический и организационный уровни. И, тем не менее, пространственно-физическая окружающая среда имеет существенное значение для понимания состояния работающих, их отношений, качества их труда и удовлетворенностью работой.

Источник: статья Смоловой Л.В. «Изучение рабочей среды с позиции психологии взаимодействия с окружающей средой».

Дизайн рабочего места. Как он влияет на психику?

Сотрудники, которые сами придумали и осуществили дизайн своего рабочего места — или хотя бы его отдельных элементов — не только счастливее и здоровее, они также до 32% продуктивнее. К таким выводам пришли исследователи из Университета Эксетера в Великобритании.
Оформление рабочего места — это огромный потенциал для повышения продуктивности работников. Когда люди в их окружении чувствуют себя неуютно, они менее продуктивны. Но, если у них есть определенный контроль за оформлением офиса или хотя бы за всеми происходящими в нем изменениями, то им гораздо комфортнее на работе, а некоторые даже говорят, что они счастливы на своем рабочем месте. Все это улучшает отношения с работодателем и повышает эффективность работы в целом.
Чтобы определить эффективность сотрудников при выполнении поставленных задач в различных условиях, работникам офисов предлагалось взять на себя ряд задач по его оформлению — украшение растениями и картинами, дизайн помещения или отдельных его элементов. Другим такого права не давалось — все обязанности по дизайну офиса возлагались на одного человека — менеджера. Оказалось, что люди, участвовавшие в оформлении офиса, были на 32% продуктивнее, чем те, кто ничего не делал.
"Пришло время, чтобы руководители признали возможности усовершенствования, которые могут быть сделаны путем передачи некоторого контроля над пространством самим работникам, тем самым предоставляя им возможность реализовать свою идентичность на рабочем месте", — считают ученые.
"Данное исследование показывает, что пространство, в котором работают люди, очень важно, оно влияет на то, как они делают свою работу. Отдав часть полномочий по оформлению рабочего места самим сотрудникам, предприятия могут помочь им чувствовать себя лучше на рабочем месте. Многие из опрошенных сообщили о том, что у них появилось вдохновение, а это, как ничто другое, может помочь компании достичь своих целей", — делают выводы исследователи.

Наши рекомендации