Работа в аудитории – 55 мин
Модуль 2A
Безопасное материнство и эффективный перинатальный уход: нужны ли изменения?
Задачи модуля |
По окончанию работы над модулем участники:
|
Структура и продолжительность модуля | |
Работа в аудитории – 55 минут | |
Активность 1 – Вступление | 5 мин. |
Активность 2 – Презентация «Безопасное материнство и эффективный перинатальный уход: нужны ли изменения?» | 40 мин. |
Активность 3 – Обсуждение и выводы | 10 мин. |
Подготовка к модулю |
· Убедитесь, что у всех участников есть Руководство для участника. · Убедитесь, что все остальные преподаватели знают свои обязанности по работе в этом модуле. |
Учебные материалы и оборудование |
Учебные материалы: |
· Руководство для участника · Презентация 2А EАC RUS; · Существующие местные рекомендации и государственные приказы, которые относятся к вопросам безопасной беременности и перинатального ухода. |
Оборудование: |
· Видеопроектор или кодоскоп · Лекционный блокнот · Цветные маркеры · Нагрудные карточки с именами |
Ключевая информация |
· Здоровье матери и ребенка стало приоритетной задачей задолго до 1990-х. Реализация программы и мероприятий основываются на более чем столетнем опыте. · Цели развития тысячелетия направлены на снижение уровня материнской и детской смертности, а также на уменьшение распространения ВИЧ/СПИДа. · Здоровое начало в жизни – приоритет для всех стран, а программа «Безопасное материнство» является наилучшей стратегией достижения этой цели. · Удовлетворенность семьи медицинскими услугами является надежным показателем качества медицинского ухода и работы системы здравоохранения в целом. · Женщины во всем мире определяют качество перинатального ухода по одним и тем же принципам. · Существуют эффективные технологии и инструменты для предотвращения смертности и длительной нетрудоспособности, связанной с родами. · Технология определяется как комбинация мероприятий, которые включают научно-доказательные методы, процедуры и оборудование, систематически применяемые для решения специфической проблемы. Надлежащая технология эффективна, безопасна, доступна, осуществима, приспособленная к местным условиям и приемлемая как для пациентов, так и для медработников. · Перинатальный уход можно улучшить с помощью повышения удовлетворенности пациентов. Для этого необходимо более активное участие семьи как инструмент поощрения участия самой женщины во время беременности, родов, послеродового периода и ухода за новорожденным. · Эффективный перинатальный уход должен быть научно обоснованным, то есть опираться на информацию, полученную в результате современных клинических исследований. |
Работа в аудитории – 55 мин
Активность 1 – Вступление (5 мин)
· Продемонстрируйте слайд 2А-1-1.Познакомьтеучастников с основными целями обучения:
По окончанию работы над модулем участники:
o узнают о главных проблемах и направлениях перинатального здравоохранения в Европейском регионе;
o узнают о главных показателях материнской и детской смертности в Европейском регионе;
o смогут понять, что удовлетворение физиологических, психологических, эмоциональных и социальных потребностей беременных женщин и их семей является основным фактором в оценке качества перинатального ухода;
o изучат главные эффективные перинатальные технологии, которые будут детально рассматриваться по окончанию этого модуля;
o узнают, как международное сотрудничество может улучшить перинатальный уход.
· Последние 20 лет характеризируются быстрым прогрессом, развитием науки и внедрением различных технологий в охране материнства. Однако в тоже время наблюдается растущая неудовлетворенность во многих странах. Потребители медицинских услуг неудовлетворенны тем, что общество не может внедрить более гуманный подход в охрану здоровья матери. Спросите участников, надо ли изменить существующую систему перинатального ухода, и если да, то почему? Предложите им детально подумать над этим вопросом.
Активность 2 – Презентация (40 мин)
· Материнство – это позитивный опыт для большинства женщин (слайд 2А-2-1).Это значит, что большинство женщин и их семьи испытывают чувство счастья, гордости и возвышенные эмоции во время беременности, родов и послеродового периода.
· Однако в сегодняшнем мире много матерей умирает из-за проблем, связанных с беременностью, а еще больше женщин страдает от болезней и нетрудоспособности (слайд 2А-2-2).
· Слайд 2А-2-3показывает карту Европейского региона. На карте разными цветами обозначены разные уровни материнской смертности. Найдите и покажите на карте страну, где проводится данный учебный курс. Определите процент материнской смертности в этой стране.
· Слайд 2А-2-4показывает, что постепенное снижение уровня материнской смертности наблюдается во всех странах Европейского региона, хотя темп этого снижения очень зависит от медработников, включая участников этого курса. Обратите внимание на тот факт, что наивысший уровень материнской смертности наблюдается в Средней Азии, где вероятность смерти из-за осложнений, связанных с беременностью и родами, в 6-7 раз выше, чем в Западной Европе.
· Слайд 2А-2-5показывает главные причины материнской смертности.
· Слайд 2А-2-6показывает, что большинство из этих причин можно предотвратить с помощью использования простых, эффективных и недорогих вмешательств. Эти вмешательства уже известны среди международного сообщества специалистов по перинатальному уходу.
· Слайд 2А-2-7показывает процент детской смертности в мире. Объясните участникам, что в 21-м столетии ежегодно умирают более десяти миллионов детей, несмотря на то, что большинства из этих смертей можно избежать, равно как и многих материнских смертей.
· Несмотря на снижение уровня неонатальной смертности в конце 20-го столетия, разница между бедными и богатыми странами продолжает расти. Слайд 2А-2-8демонстрирует частоту неонатальной смертности в разных странах Европейского региона.
· Слайд 2А-2-9показываетпричины неонатальной смертности в мире, а именно асфиксии, травмы, недоношенность и инфекции.
· Покажите участникам слайд 2А-2-10.Объясните, что, как и материнские смерти, большинство неонатальных смертей можно с помощью известных и доступных вмешательств.
· Впервые в истории ВОЗ объявила 2005 г. годом матери и ребенка. Лозунг к Всемирному дню охраны здоровья в 2005 г. был таким: «Не оставим без внимания каждую мать, каждого ребенка!» (Слайд 2А-2-11).
· Одной из Стратегий ВОЗ «Здоровье в 21-м веке» является обеспечение здорового начала жизни. Инициатива ВОЗ Безопасное материнство была разработана, чтобы помочь добиться этой цели, и позже в 2004 г. переросла в программу «Сделаем материнство безопаснее». Главная стратегия программы – способствовать улучшению эффективного перинатального ухода в Европейском регионе (Слайд 2А-2-12).
· Главные задачи улучшения перинатального ухода показаны на слайде 2А-2-13.
· Продемонстрируйте слайд 2А-2-14. Объясните участникам, что основные принципы и ценности эффективных перинатальных технологий были разработаны группой экспертов ВОЗ из Европейского региона во время встреч в Венеции в 1998 г. и в Вероне в 2003 г. Эти принципы в последствии получили широкую поддержку, распространение и реализацию во всех странах региона.
· Европейское и Американское бюро ВОЗ совместно организовали конференцию в Форталезе, Бразилия (апрель 1985 г.), в которой приняли участие больше чем 60 экспертов (акушеров, педиатров, ведущих специалистов здравоохранения, экономистов, психологов и социологов). Участники конференции приняли несколько решений, которые базируются на фундаментальном принципе эффективного перинатального ухода: женщине отводится главная роль во всех решениях, связанных с безопасной беременностью и безопасными родами. Главные проблемы, характерные для большинства стран в Европейском регионе, были оговорены на этой конференции. Эти проблемы представлены на слайдах 2А-2-15и2А-2-16.
· Покажите слайд 2А-2-17. Отметьте, что наилучшая модель охраны здоровья базируется на трех столпах:безопасность, доказательная медицина и потребности пациента.
· Слайд 2А-2-18демонстрирует необходимость и преимущества регионализации медицинской помощи. Дайте участникам определение регионализации. Регионализация – это рациональное распределение рентабельных медицинских услуг в регионе со всеми услугами и медучреждениями на всех уровнях (первичном, вторичном и третичном), сконцентрированных и легкодоступных для населения.
· Покажите слайд 2А-2-19. Объясните, что если медработники обратят внимание на потребности и желания клиентов, то они смогут увеличить доступ к существующим услугам и улучшить медицинские исходы. Удовлетворение потребностей семьи – надежный показатель качества медицинских услуг и качества работы системы здравоохранения в целом.
· Спросите у участников, какие имеются потребности у беременных женщин, когда они обращаются за перинатальной помощью? Какие потребности у членов их семей, мужей, детей и близких родственников? Напишите комментарии участников на лекционном блокноте. Подчеркните и сделайте вывод, что главные потребности большинства беременных женщин не связанны с медицинскими вмешательствами. Требования женщин к антенатальному уходу сконцентрированы на предоставлении информации, эмоциональной и психологической поддержки, доверии и уважительном отношении медработников, а также социальной и правовой защите. Лишь небольшое количество женщин нуждается в медицинских вмешательствах.
· Покажите слайды 2А-2-20-2А-2-23. Они содержат мнения женщин из разных стран мира о родах и медицинской помощи во время родов.
· Покажите слайд 2А-2-24. Это краткое изложение предыдущих слайдов показывает участникам, что современный подход к перинатальному уходу принимает во внимание информационные, социальные и эмоциональные потребности «обычных» женщин и их семей во время беременности, родов и послеродового периода. Эта модель основывается на убеждении, что роды - это нормальное и приятное жизненное событие. Кроме того, эта модель является примером перинатального ухода, ориентированного на семью.
· Обратите внимание на то, что, хотя индивидуальные потребности женщин и их семей отличаются, медработники часто назначают стандартный набор вмешательств и не думают о том, могут ли отличаться потребности конкретной женщины или семьи. Много манипуляций, назначаемых медработниками, не являются клинически эффективными и могут привести к ятрогенным осложнениям. (Слайд 2А-2-25).
· Две наиболее часто используемых модели перинатального ухода представлены на слайде 2А-2-26:традиционная и ориентированная на семью. Сравните эти две модели. Задайте вопрос участникам о том, какая модель более соответствует потребностям женщин. Напомните им о том, что удовлетворение пациентов и их семей - один из наиболее важных показателей качества медицинской помощи.
· Дайте определение надлежащей технологии, предоставленное на слайде 2А-2-27.
· Надлежащие научно-доказательные перинатальные технологии перечислены на слайде 2А-2-28.
· Расскажите о принципах безопасного материнства и эффективного перинатального ухода и продемонстрируйте слайды 2А-2-29-2А-2-30.
· Покажите слайд 2А-2-31и объясните участникам, что использование эффективных перинатальных технологий означает не только выполнение эффективных вмешательств, но и также отказ от ненужных, а иногда и вредных вмешательств.
· Спросите участников, почему известные эффективные технологии иногда не используются из-за ограниченных ресурсов (например, саморассасывающиеся синтетические нитки, сурфоктанты, простагландины и т.д.), в то время как ресурсы тратятся на неэффективные, а иногда и опасные технологии. Покажите слайд 2А-2-32с примерами неэффективных технологий. Просто перечислите их без детального объяснения, почему они неэффективны. Скажите участникам, что вы объясните им это позже на протяжении этого учебного курса.
· При показе слайда 2А-2-33прочитайте цитаты и объясните, что очень важно проинформировать как медработников, так и население о надлежащих перинатальных технологиях. Акушерство не может развиваться в изоляции индивидуально в каждой отдельной стране. Очень важно сотрудничать в международном масштабе и распространять современные технологии, как результат внедрения разных международных перинатальных проектов.
· Подведите итог с помощью слайда 2А-2-34.Объясните, что очень много из того, что было сделано, было чрезмерной тратой ресурсов, а иногда даже опасным. Подчеркните важность медицины, основанной на научных доказательствах. А именно, предложите участникам, оценивая свои действия, задавать себе четыре основных вопроса, перечисленные на слайде.
Активность 3 – Обсуждение и выводы (10 мин)
· В завершение работы над модулем необходимо спросить участников, есть ли у них вопросы, или есть ли какие-то моменты, которые им непонятны.
· Ответьте на все возможные вопросы участников.
· Обсудите с участниками все моменты, которые бы им хотелось обсудить по этой теме.
Список литературы
1.Antenatal Care. Training Course, Maternal Health Project. Russia. JSI/USAID, 2004.
2.Beverley Chalmers et al., Women's Experiences of Birth in St. Petersburg, Russian Federation, Following a Maternal and Child Health Intervention Program, Birth, 1998, 25 (2), 107–116.
3.Beverley Chalmers, Viviana Mangiaterra, Richard Porter. WHO Principles of Perinatal Care: The Essential Antenatal, Perinatal, and Postpartum Care Course. Birth 28 (3), (2001) 202–207.
4.Essential Antenatal, Perinatal and Postpartum Care. WHO EURO, Copenhagen, 2002.
5.Health For All, database, WHO EURO, 2005.
6.Joint Interregional Conference on Appropriate Technology for Birth. Fortaleza, Brazil, 22 - 26 April . WHO EURO, PAHO, 1985.
7.Joy E Lawn, Simon Cousens, Jelka Zupan. Neonatal Survival 1: 4 million neonatal deaths: When? Where? Why? Lancet, Vol. 365 March 5, 2005
8.Mark R. Anderson. A Short History of Scury. 2000.
9.Mother-Baby Package: Implementing safe motherhood in countries. Practical guide. WHO Geneva, 1996.
10. Murray W. Enkin et al. A guide to effective care in pregnancy and childbirth. Oxford University Press, 3rd Edition, 2000.
11. Oakley A. et al. Measuring the effectiveness of psychosocial interventions in pregnancy. Intl J Technol Asses Health Care, 1992
12. Peter F. Schlenzka, "Safety of Alternative Approaches to Childbirth," Stanford University, March 1999
13. Taylor, Diana and C. Dower. Creation of medical care system oriented to the needs of women: experience, opinions, needs, 1997.
14. The world health report 2000 – Health systems: improving performance. Geneva, WHO, 2000.
15. The World Health Report. Make every mother and child count. WHO, 2005
16. Workshop on perinatal care: report on a WHO expert meeting, Venice, Italy, 16–18 April. WHO EURO, 1998.