Установочная инструкция № 1

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина»

(МГЮА имени О.Е. Кутафина)

Оренбургский институт (филиал)

Кафедра иностранных языков

РУКОВОДСТВО ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ - БАКАЛАВРОВ

ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

(в схемах и таблицах)

Оренбург - 2012

Настоящее руководство составлено в соответствии с требованиями программы по латинскому языку и включает следующие разделы:

1. Методические указания в виде установочных пошаговых инструкций для успешного освоения тем курса.

2. Основы грамматики латинского языка в схемах и таблицах.

Данное руководство адресовано студентам ОИ МГЮА заочного отделения: групп непрерывного образования, групп целевой подготовки, а также студентам юридического колледжа, группы государственного регионального управления.

Составитель: В.П. Махнева

Редакция: Е.К. Абрамова

Содержание

Установочная беседа...........................................................................................................4

Установочная инструкция № 1 – Правила чтения. Правила ударения..........................7

Установочная инструкция № 2 – Имя существительное...............................................11

Установочная инструкция № 3 – Словарная форма имени существительного.

Типы склонения........................................................................................................12

Установочная инструкция № 4 – Существительные I склонения.

Глагол «sum, fui, - , esse - быть».............................................................................13

Установочная инструкция № 5 – Порядок слов. Перевод латинского предложения..14

Установочная инструкция № 6 – Латинские юридические выражения и изречения..16

Установочная инструкция № 7 – Существительные II склонения. Прилагательные

I и II склонений. Притяжательные местоимения. Порядковые числительные..17

Установочная инструкция № 8 – Глагол. Категории глагола. Форма глагола.

Основы глагола. Типы спряжения. Настоящее время изъявительного

наклонения действительного и страдательного залогов......................................18

Установочная инструкция № 9 – Повелительное наклонение.

Глаголы, образованные от «esse»...........................................................................22

Установочная инструкция № 10 – Существительные III склонения.............................24

Установочная инструкция № 11 – Прилагательные III склонения...............................25

Установочная инструкция № 12 – Существительные IV и V склонений.....................26

Установочная инструкция № 13 – Степени сравнения прилагательных......................27

Установочная инструкция № 14 – Причастия.................................................................28

Установочная инструкция № 15 – Система местоимений: личные, возвратное,

указательные, относительные, вопросительные, определительные...................30

Установочная инструкция № 16 – Герундий. Герундив.................................................31

Литература..........................................................................................................................33

Omne initium difficĭle est

[Омнэ инициум дифициле эст]

Всякое начало трудное

Установочная беседа

Освоение латинского языка – дело чрезвычайно сложное и требует от студента не только работы с языковым материалом, но и глубокого знания психологии и методики.

Язык как система знаков, обозначающих предметы, их действия, качества или отношения, как средство передачи информации имел важнейшее значение для дальнейшей перестройки сознательной деятельности человека. Возникновение языка вносит три наиболее существенных изменения в сознательную деятельность человека:

● обозначая предметы и события внешнего мира в отдельных словах или их сочетаниях, язык позволяет выделить эти предметы, направить на них внимание и сохранить в памяти. Можно сказать, что язык удваивает воспринимаемый мир, позволяет хранить полученную информацию и создает мир внутренних образов;

● слова не только указывают на определенные вещи, но и абстрагируют их существенные свойства, относят воспринимаемые вещи к определённым категориям. Таким образом, при помощи языка обеспечивается процесс отвлечения (абстракции) и обобщения, что позволяет ему стать средством общения и важнейшим орудием мышления;

● язык служит основным средством для передачи информации, накопленной в общественной истории человечества.

Передавая сложнейшую информацию, отложившуюся в течение многих веков общественно-исторической практики, язык позволяет человеку усвоить этот опыт и овладеть неизмеримым кругом знаний, умений и способов поведения, которые никак не могли быть результатом самостоятельной деятельности изолированной личности.

Это означает, что с появлением языка у человека возникает совершенно новый тип психического развития, не имевший места у животных, и что язык действительно является важнейшим средством развития сознания.

Как известно, язык – это особая объективная система, в которой запечатлён общественно-исторический опыт или общественное сознание. Будучи усвоен конкретным человеком, язык становится реальным сознанием этого человека.

Cum rem anĭmus occupāvit, verba ambīunt. [Кум рем анимус окупавит верба амбиунт] Когда ум овладел предметом, слова сами приходят.

Изучение латинского языка способствует выработке системного и ассоциативного мышления.

Римская империя простиралась от Британских островов до Египта, и все народы принимали участие в становлении и развитии латинского языка. По праву латынь и поныне считается языком учёных, поскольку все науки достигли бурного расцвета во времена Римской империи.

Те нормы и принципы, которые выработали римские iuris prudentes [юрис прудэнтес] (мудрецы права, учёные юристы) около двух тысяч лет назад стали основой как современного национального, так и международного права.

«Был бы ученик, учитель найдется» гласит восточная мудрость.

Даже в том случае, когда преподаватель на высоте, успешность работы его студентов зависит от них самих, от того как учатся именно они.

Nihil volenti difficĭle est. [Нихиль волэнти дифицилэ эст] Ничего нет трудного, если есть желание.

Психологу известно, что решающие влияние на результат всякой деятельности оказывают цель, интерес мотив и потребность. Сформулируйте для себя цель таким образом: «Я изучаю латинский язык для того, чтобы способствовать развитию собственной личности». Тогда Ваша учебная деятельность приобретёт для Вас совсем другой смысл, станет более интересной и значительной.

Сумейте увидеть в каждом упражнении его развивающее воздействие на личность. Например, заучивание наизусть латинских юридических формул, пословиц, изречений – это прекрасный способ развития памяти, которая с возрастом ухудшается.

Memoria minuītur, nisi eam exerces. [Мемория минуитур, низи эам экзерцес] Память ослабевает, если её не упражняешь.

Фонетические упражнения – это исправление вашей дикции, выработка умения говорить с выражением, правильно расставлять логические ударения, это способ избавиться от монотонности речи. Повторение текста в паузах со слуха – это развитие оперативной памяти, увеличение ее объема (например, разучивание гимна студентов «Gaudeāmus»), крылатых выражений, сентенций.

От объема оперативной памяти зависит Ваш успех в любой деятельности.

Так сформулированная цель повысит интерес к занятиям.

Ещё одним важным условием успешного протекания Вашей учебной деятельности являются установки.

Установки облегчают:

● приспособление к новому виду деятельности;

● познание среды;

● саморегуляцию личности;

● её психологическую защиту.

Итак, для выполнения каждого типа заданий Вам будут предложены установочные инструкции, которые нужно точно выполнять. Только тогда в результате занятий в Вашем сознании возникнет модель системы изучаемого языка.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

1) знание фонетики и латинской грамматики в сопоставлении с фонетикой и грамматикой русского и изучаемого иностранного языков;

2) знание лексического минимума с анализом соответствующих лексических единиц русского и изучаемого иностранного языков;

3) умение читать и литературно переводить фразы и тексты юридического содержания;

4) владение юридическими выражениями, умение правильно их использовать.

Labor (imprōbus) omnia vincit. [Лябор импробус омния винцит]. (Упорный) труд побеждает все.

Опыт предыдущего года обучения студентов заочного отделения показал, что успешно со всеми заданиями справились те студенты, которые уделяли дисциплине от 2 до 3 часов в неделю.

Nulla dies sine linea. [Нулля диэс синэ линэа] Ни дня без строчки.

Следующие установочные инструкции помогут Вам более успешно освоить дисциплину «Латинский язык».

Установочная инструкция № 1

Наши рекомендации