Составные части учебного процесса

Исходя из изложенных методологических подходов и в соответствии с содержанием образовательных программ к настоящему моменту сформировались следующие составные части учебного процесса:

А. Учебные занятия в форме практических семинаров

Б. Учебные занятия в форме кратких спецкурсов по богословскому осмыслению современных мировоззренческих концептов

В. Практикумы и тренинги по освоению навыков, необходимых в катехизаторской деятельности

Г. Катехизаторская практика

Д. Выездные учебные семинары

Е. «Опциональность» учебного процесса – факультативные занятия

Ж. Составление собственного итогового квалификационного проекта и его защита.

Аттестация выпускников.

Слушатели ШМС в течение учебного года ориентируются на самостоятельный осознанный выбор направления просветительской деятельности как собственного служения Церкви. Исходя из этого подхода им предлагается самостоятельно придумать и разработать идею проведения какого-либо мероприятия (цикла мероприятий), имеющего просветительское значение. Проект такого мероприятия должен быть написан в максимально четких формулировках, нацеленных на практическую реализацию заложенных идей. Текст проекта пишется по всем правилам написания учебно-научной работы под руководством сотрудников Патриаршего центра. Эта самостоятельная разработка становится итогом обучения в Школе молодежного служения. Если человек сумел грамотно продумать форму своего просветительского служения с учетом всех привходящих обстоятельств – аудитории, обстановки, ресурсов, административных особенностей, особенностей восприятия, степени знакомства с православной культурой – значит он является начинающим профессионалом.

Итоговый квалификационный проект защищается перед комиссией, в состав которой в обязательном порядке входят представители Синодальных отделов – ОРОиК, Миссионерского отдела, Учебного комитета или Московской Духовной академии, ОВЦС или ОВЦО, а также специалисты в тех областях, по которым написаны выпускные работы.

Согласно благословению почившего Святейшего Патриарха Алексия, экзаменационная комиссия присваивает успешным выпускникам квалификацию «катехизатор/миссионер Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи».

Допуском к защите итогового проекта являются предыдущие этапы аттестации:

· прохождение катехизаторской практики

· зачет по методике просветительской работы

· экзамен по православному вероучению

Документальное обеспечение учебного процесса.

В 2004 году в ШМС появился первый вариант учебной программы по основам катехизической деятельности. В течение последующих лет программа была доработана на основе опыта преподавателей – катехизаторов Центра. Действующий учебно-методический комплекс по образовательной программе «Миссия и катехизация в Православной Церкви» был разработан в 2007/2008 учебном году и утвержден синодальным ОРОиК.

Патриаршим центром духовного развития детей и молодежи весной 2009 года разработан также учебно-методический комплекс по программе специализации «Организация молодежного служения на приходе».

В число организационно-распорядительной документации, определяющей характер образовательного процесса в Школе молодежного служения Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи, входит:

  1. «Положение о Школе молодежного служения», утвержденное наместником Данилова монастыря в 2004 году
  2. Патриаршее благословение на открытие ШМС, данное в 2004 году
  3. Патриаршее благословение на открытие дистанционной ШМС (Православного интернет-курса www.pravkurs.ru) – 2005 год
  4. Свидетельство Отдела религиозного образования Русской Православной Церкви об аттестации образовательной программы «Миссия и катехизация в Православной Церкви» - март 2008 года
  5. Патриаршее благословение на присвоение выпускникам ШМС квалификации «катехизатор/миссионер» - март 2008 года
  6. «Положение о катехизаторской практике слушателя Школы молодежного служения», утвержденное руководителем Центра – 2009 год
  7. «Положение об итоговом квалификационном проекте выпускника ШМС» - 2009 год
  8. «Программа краткосрочной подготовки ответственных за организацию молодежного служения на приходе», утвержденное Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в марте 2010 года.

Анализ результативности.

Опыт свидетельствует об эффективности подготовки катехизаторов-миссионеров и работников церковного просвещения иных профильных специализаций в Школе молодежного служения Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи. За 10 лет существования Школы молодежного служения деятельность в сфере христианского благовестнического служения не начали или прекратили в течение года не более 30 процентов выпускников ШМС. После введения в 2008 году системы аттестации, предусматривающей защиту итогового квалификационного проекта (с 2008 по 2011 годы) число подобных выпускников сократилось до примерно 10 процентов.

Есть основания полагать, что подобный настрой у выпускников и качество обученности явилось следствием используемых методологических подходов и высокого уровня соответствия образовательных программ потребностям реальных людей, желающих услышать слово о Христе.

Обобщая сказанное о подготовке катехизаторов в Патриаршем центре духовного развития, можно отметить, что образовательные программы и применяемые методики нацелены на введение обучающихся в имеющийся опыт христианского служения, современной миссионерской работы, катехизации и молодежной работы в церковных и светских учреждениях.

Наши рекомендации