Тема 1. Правописание как прикладной раздел лингвистики, журналистики и как учебная дисциплина
Учебное пособие
Челябинск
Издательство Челябинского государственного университета
Серия основана в 2008 г.
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Челябинского государственного университета
Рецензенты: кафедра русского языка и литературы факультета журналистики Южно-Уральского государственного университета;
Е. Г. Доронина, кандидат филологических наук, доцент
Антропова, В. В.
Правильность письменной речи журналистов: орфография и пунктуация: учеб. пособие для студентов факультета журналистики / В. В. Антропова, А. Д. Соловьева. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2010. - 188с. (Классическое университетское образование).
ISBN 000-0-0000-0000-0
В основе учебного пособия лежит понимание орфографии и пунктуации как прикладных разделов письменной и общей речевой культуры журналистов, решающих различные коммуникативные задачи в журналистских текстах. В теоретическом блоке пособия рассматриваются принципы русской орфографии и пунктуации; многие правила русского правописания даются в легко запоминающемся алгоритмическом виде, в форме таблиц; систематизированные, дополненные теоретические материалы по темам, учитывающие языковые новации в современных СМИ, адаптированы к программе журналистского образования. В практической части пособия предложены упражнения, способствующие не только усвоению учебного материала, но и побуждающие студентов-журналистов к творческой деятельности – созданию собственных текстов с различными элементами. Пособие снабжено программой курса и методическими составляющими – тестовыми заданиями по всему курсу, вопросами к зачету (экзамену), глоссарием.
Учебное пособие рекомендовано студентам факультета журналистики как с очной, так и с заочной формами обучения.
ISBN 000-0-0000-0000-0 ГОУ ВПО «Челябинский
государственный университет», 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие…………………………………………………………………….
Программа дисциплины……………………………………………………….
Раздел 1. Орфография…………………………………………………………
Тема 1. Правописание как прикладной раздел лингвистики, журналистики и как учебная дисциплина……………………………………
Тема 2. Орфография, принципы русской орфографии…………..
Тема 3. Правописание гласных в корне…………………………..
Упражнения………………………………………………………………………..
Тема 4. Правописание согласных в корне. Употребление прописных букв………………………………………………………………………
Упражнения………………………………………………………………………
Тема 5. Употребление ъ и ь. Правописание приставок…………
Упражнения…………………………………………………………………..
Тема 6. Правописание имен существительных. Правописание имен прилагательных…………………………………………………………….
Упражнения…………………………………………………………………….
Тема 7. Правописание имен числительных. Правописание сложных слов……………………………………………………………………….
Упражнения……………………………………………………………………..
Тема 8. Правописание глаголов и глагольных форм……………..
Упражнения…………………………………………………………………….
Тема 9. Правописание н и нн во всех частях речи………………..
Упражнения………………………………………………………………
Тема 10. Правописание наречий и наречных выражений. Правописание предлогов и союзов………………………………………………………
Упражнения………………………………………………………………
Тема 11. Правописание частиц.…………………………………………
Упражнения……………………………………………………………….
Тема 12. Орфографические новации в средствах массовой информации………………………..............................................................................
Раздел 2. Пунктуация
Тема 13. Пунктуация, принципы русской пунктуации…………
Тема 14. Тире между подлежащим и сказуемым при отсутствии глагольной связки, тире в эллиптическом и неполном предложениях. Пунктуация при однородных членах предложения……………………..
Упражнения……………………………………………………………..
Тема 15. Знаки препинания при обособленных членах предложения………………………………………………………………………………..
Упражнения…………………………………………………………………
Тема 16. Пунктуация при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения. Знаки препинания при сравнительных оборотах………………………………………………………………………
Упражнения………………………………………………………………
Тема 17. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения…………………………………………………
Упражнения………………………………………………………………..
Тема 18. Знаки препинания в сложносочиненном предложении….
Упражнения………………………………………………………………..
Тема 19. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним и несколькими придаточными………………………………………..
Упражнения……………………………………………………………
Тема 20. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении…..
Упражнения………………………………………………………………..
Тема 21. Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях………………………………………………………………………………..
Упражнения……………………………………………………………..
Тема 22. Знаки препинания при прямой речи, диалоге, цитатах……
Упражнения…………………………………………………………………
Тема 23. Пунктуация в газетных заголовках………………………….
Тема 24. Экспрессивная пунктуация в современной печати .......
Диктанты……………………………………………………………..
Тестовые задания для самоконтроля………………………………………
Вопросы для подготовки к зачету (экзамену)…………………………
Глоссарий …………………………………………………………………
Ключи к упражнениям и тестовым заданиям…………………………
Список рекомендуемой литературы……………………………………..
ПРЕДИСЛОВИЕ
В средствах массовой информации произошли существенные преобразования, которые носят системный характер. Под влиянием реформируемой социальной среды идет активный поиск новых систем СМИ, коренное преобразование старых, что не может не отразиться на состоянии языка СМИ. Участниками современных коммуникативных процессов зачастую оказываются люди с низким уровнем речевой культуры, в СМИ резко ослабляется цензура и автоцензура, свобода и раскрепощенность речевого поведения влекут за собой расшатывание языковых норм, рост языковой вариативности. Реальность требует сегодня от журналистов умения ориентироваться в многоголосии и многообразии современного коммуникативного пространства, поэтому в условиях тотальной языковой безграмотности хорошая языковая подготовка журналистов сегодня особенно актуальна.
Цель данного пособия состоит в том, чтобы дать необходимые знания по правописанию будущим журналистам, отработать навыки грамотного письма, рассмотреть варьирование пунктуационных знаков в зависимости от смысла и коммуникативной задачи автора журналистского текста, раскрыть художественно-выразительный потенциал пунктуационных новаций в современных печатных текстах, оценить целесообразность орфографических новаций.
В настоящее время учебно-методическое обеспечение языковой подготовки будущих журналистов оставляет желать лучшего, так как, по сути, нет ни одного специального пособия для обучения грамотному письму журналистов, поэтому авторам учебного пособия пришлось адаптировать к программе журналистского образования различного рода учебно-методическую литературу, предназначенную для обучения филологов.
Практикум по орфографии и пунктуации запланирован в первом семестре I курса, и авторам было важно сохранить преемственную связь со школьной программой, поэтому в основу данного учебного пособия легли как школьные учебно-методические материалы, так и вузовские учебники и справочники, посвященные правописанию. В частности, использована большая часть справочного пособия «Русский язык в алгоритмах» Л. И. Журавлевой (раздел 1, частично раздел 2), справочник «Орфография и пунктуация» Н. С. Валгиной и В. Н. Светлышевой (разделы 1, 2), «Справочник по орфографии и пунктуации» Д. Э. Розенталя (разделы 1, 2), учебное пособие «Русский язык и культура речи» под редакций О. Я. Гойхмана (раздел 2), «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы» В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко. Журналистская направленность пособия потребовала рассмотрения исследований, посвященных орфографии в прессе, а также экспрессивной пунктуации в СМИ. Для этой цели привлекались учебник «Русский язык и культура речи» под редакцией В. И. Максимова, докторская диссертация Л. А. Будниченко «Экспрессивная пунктуация в публицистическом тексте» и др.
Настоящее пособие состоит их двух разделов, составляющих нормы правописания. Первый раздел посвящен историко-методологическим материалам, необходимым для понимания теоретических основ русского правописания. Также в нем рассмотрены основные правила русской орфографии, некоторые тенденции применения орфографических правил в современной прессе.
Во второй главе освещены правила русской пунктуации; особое внимание обращено на художественно-выразительную, эмоционально-экспрессивную функцию определенных пунктуационных знаков, а также функцию выявления авторской позиции.
Для закрепления учебного материала в настоящем пособии приведены оригинальные упражнения. Авторы очень скрупулезно и тщательно отбирали практический материал, способствующий формированию языковой культуры будущих журналистов.
Упражнения сгруппированы в соответствии с темами и запланированными часами. Данный учебно-методический комплекс содержит программу курса и методические элементы: тестовые задания, вопросы к зачету (экзамену), глоссарий.
В заключение хочется выразить благодарность доценту Е. Г. Дорониной за ценные предложения в процессе прочтении рукописи и доктору филологических наук, завкафедрой журналистики И. А. Фатеевой за рекомендацию к опубликованию рукописи и горячую поддержку в написании пособия.
ПРОГРАММА КУРСА
Умение грамотно писать – важная составляющая профессионализма журналиста. Это умение базируется на понимании принципов орфографии и пунктуации. В основе методологической концепции курса – представление о нормах правописания как части языковой системы, в которой орфография связана с морфемикой, морфологией, фонетикой, семантикой, а пунктуация – с синтаксисом.
Целью курса является совершенствование навыков грамотного письма, культуры речи в целом.
Данная цель определяет задачи курса:
- дать представление об орфографических нормах как закономерном следствии различных языковых явлений и законов;
- раскрыть сущность пунктуационных норм в контексте структурно-семантической парадигмы языка;
- охарактеризовать и оценить орфографические новации в печатных СМИ;
- дать представление о связи между коммуникативной прагматикой предложения, авторской позицией и его пунктуационным оформлением;
- раскрыть возможности экспрессивной пунктуации в языке прессы.
Содержание курса
Тема 1. Правописание как прикладной раздел лингвистики, журналистики и как учебная дисциплина. Из истории правописания. Понятие языковой нормы. Орфографические и пунктуационные нормы. Правописание как прикладной раздел лингвистики, журналистики и как учебная дисциплина, его место в системе лингвистического обеспечения журналистского образования.
Тема 2. Орфография, принципы русской орфографии. Орфография, орфограмма, признаки орфограммы. Морфемный, фонетический, традиционный принципы орфографии.
Тема 3. Правописание гласных в корне. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные, чередующиеся гласные. Буквы э и е. Гласные после шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании. Гласные ы и и после ц.
Тема 4. Правописание согласных в корне. Звонкие и глухие согласные в корне. Непроизносимые согласные в корне. Двойные согласные в корне. Употребление прописных букв.
Тема 5. Употребление ъ и ь. Разделительные ъ и ь. Мягкий знак как показатель мягкости согласных. Мягкий знак после шипящих во всех частях речи. Правописание приставок. Приставки на з- и с-. Приставки пре- и при-. Гласные ы и и после приставок на согласную.
Тема 6. Правописание имен существительных. Падежные окончания существительных. Окончания существительных после суффиксов -ищ-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -ишк-, -л-. Суффиксы существительных.Правописание имен прилагательных.Падежные окончания прилагательных. Суффиксы прилагательных.
Тема 7. Правописание имен числительных. Правописание сложных слов. Сложные существительные и прилагательные.
Тема 8. Правописание глаголов и глагольных форм. Безударные личные окончания глаголов. Безударные суффиксы причастий. Безударные окончания причастий.
Тема 9. Правописание н и нн во всех частях речи.Правописание н и нн в прилагательных. Правописание н и нн в причастиях. Правописание н и нн в существительных и наречиях.
Тема 10. Правописание наречий. Гласные на конце наречий.Слитное, дефисное, раздельное написание наречий и наречных сочетаний. Правописание предлогов и союзов. Слитное, раздельное, дефисное написание предлогов, предложных сочетаний. Правописание союзов.
Тема 11. Правописание частиц.Правописание не со всеми частями речи. Правописание не и ни. Раздельное и дефисное написание других частиц.
Тема 12. Орфографические новации в средствах массовой информации.
Тема 13. Пунктуация, принципы русской пунктуации.Принципы русской пунктуации. Классификация пунктуационных знаков. Пунктуация и функциональные стили русского языка.
Тема 14. Тире между подлежащим и сказуемым при отсутствии глагольной связки. Тире в эллиптическом и неполном предложениях. Пунктуация при однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения.
Тема 15. Знаки препинания при обособленных членах предложения.Обособление согласованных и несогласованных определений. Обособление приложений. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными конструкциями и существительными с предлогами. Обособление дополнений.
Тема 16. Пунктуация при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения. Уточняющие члены предложения. Пояснительные члены предложения. Присоединительные члены предложения. Знаки препинания при сравнительных оборотах.
Тема 17. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.Вводные конструкции. Вставные конструкции. Обращения. Междометия, частицы, утвердительные, отрицательные слова.
Тема 18. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Тема 19. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним и несколькими придаточными. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.
Тема 20. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении.
Тема 21. Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях.
Тема 22. Знаки препинания при прямой речи, диалоге, цитатах. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Тема 23. Пунктуация в газетных заголовках.
Тема 24. Экспрессивная пунктуация в современной печати.
ОРФОГРАФИЯ
Тема 1. Правописание как прикладной раздел лингвистики, журналистики и как учебная дисциплина
Из истории правописания.