Стихи о человеке и его словах

Слова бывают разные, Слова бывают всякие, Слова бывают ясные, Твердые и мягкие. Слова бывают смелые, Упрямые, суровые, Но непременно дело Стоит за каждым словом.

Много слов на свете, Много дел на свете. Если дела нету, Слово — это ветер. Слово улетает, Не поймаешь снова... Человек без дела — Человек без слова!

(С. Баруздин)

Как старик корову продавал

На рынке корову старик продавал, Никто за корову цены не давал. Хоть многим была коровенка нужна, Но, видно, не нравилась людям она.

— Хозяин, продашь нам корову свою?

— Продам. Я с утра с ней на рынке стою!

— Не много ли просишь, старик, за нее?

— Да где наживаться! Вернуть бы свое!

— Уж больно твоя коровенка худа!

— Болеет, проклятая. Прямо беда!

— А много ль корова дает молока?

— Да мы молока не видали пока... Весь день на базаре старик торговал, Никто за корову цены не давал.

Один паренек пожалел старика:

— Папаша, рука у тебя нелегка! Я возле коровы твоей постою, Авось продадим мы скотину твою!

Идет покупатель с тугим кошельком, И вот уж торгуется он с пареньком.

— Корову продашь?

— Покупай, коль богат. Корова, гляди, не корова, а клад!

— Да так ли! Уж .выглядит больно худой!

— Не очень жирна, но хороший удой!

— А много ль корова дает молока?

— Не выдоишь за день — устанет рука. Старик посмотрел на корову свою:

— Зачем я, Буренка, тебя продаю? Корову свою не продам никому, Такая скотина нужна самому!

(С. Михалков)

Третья попытка

Ты не сразу бросаешь арену И не Сразу подводишь черту. Три попытки даются спортсмену Для того, чтобы взять высоту. Неудача, но ты не в убытке. Снова близок решающий миг. Ты готовишься.к третьей попытке, Наблюдая попытки других. Разбежался. Взлетел. И — готово! Возвещая о новой борьбе, Выше ставится планка, и снова Три попытки даются тебе.

А не вышло (попытка не пытка), Стиснув зубы, готовься и жди. Если вдуматься, третья попытка Остается всегда впереди.

(В. Берестов)

Слова

Есть слова — словно раны, Слова — словно суд,—

С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти. Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить. Слово можно в разящий свинец перелить. Но слова всем словам в языке у нас есть: Слава, Родина. Верность,

Свобода и Честь.

Повторять их не смею на каждом шагу, Как знамена в чехле, их в душе берегу. Кто их часто твердит — я не верю тому. Позабудет о них он в огне и дыму.

Пусть разменной монетой не служат они -Золотым эталоном их в сердце храни!

(В. Шефнер)

Чем неискусней меч, Тем он звенит грознее. Чем неразумней речь, Тем говорун шумнее.

Мудрец на мир глядит,

Слов даром не бросает.

Глупец всегда кричит,

Как будто что-то знает. Неумные уста Кричат не уставая. Арба, когда пуста, Грохочет, вниз съезжая.

Трус, как всегда, кричит,

Герой молчит достойно.

Уродство мельтешит,

А красота спокойна.

(Р. Гамзатов)

Басни отличаются от стихов тем, что это обычно стихотворный рассказ с иносказательным содержанием, требующий бытовой интонации. Если басню читает один ученик, он изображает всех действующих лиц. Но лучше ее читать по ролям, чтобы можно было организовать речевое общение. В заключение текст басни, заученный наизусть, разыгрывается по ролям как инсценировка. При этом могут быть различные отступления от текста. Участники инсценировки могут добавлять свои реплики, вводить новые действующие лица. Например, в инсценировке басни «Волк и Ягненок» появляется

строгий охотник, который спасает ягненка. А волк под влиянием охотника дает слово стать вегетарианцем и больше не трогать ягнят...

Волк и Кот

Волк из лесу в деревню забежал, Не в гости, но живот спасая; За шкуру он свою дрожал: Охотники за ним гнались и гончих стая. Он рад бы в первые тут шмыгнуть ворота,

Да то лишь горе, Что все ворота на запоре. Вот видит Волк мой на заборе Кота И молит: «Васенька, мой друг! скажи скорее,

Кто здесь из мужичков добрее. Чтобы укрыть меня от злых моих врагов? Ты слышишь лай собак и страшный звук рогов! Все это ведь за мной».— «Проси скорей Степана; Мужик предобрый он»,— Кот-Васька говорит. «То так; да у него я ободрал барана».—

«Ну, попытайся ж у Демьяна».— «Боюсь, что на меня и он сердит:

Я у него унес козленка»,— «Беги ж, вот тамживет Трофим».— * «К Трофиму? Нет, боюсь и встретиться я с ним: Он на меня с весны грозится за ягненка!»— «Ну, плохо ж! — Но авось тебя укроет Клим!»— «Ох, Вася, у него зарезал я теленка!»— «Что вижу, кум! Ты всем в деревне насолил,—

Сказал тут Васька Волку,— Какую ж ты себе защиту здесь сулил? Нет, в наших мужичках не столько мало толку, Чтоб на свою беду тебя спасли они. ■ И правы,— сам себя вини: Что ты посеял — то и жни».

(И. Крылов) Аисты и лягушки

Поспорила Лягушка с Аистом.

— Кто красивее?

— Я! — уверенно сказал Аист.— Посмотри, какие у меня красивые ноги!

— Зато у меня их четыре, а у тебя 'только две! — возразила Лягушка.

— Да, у меня только две ноги,— сказал Аист,— но они у меня длинные!

— А я квакать умею, а ты нет!

— А я летаю, а ты только прыгаешь!

— Летаешь, а нырять не можешь!

— А у меня есть клюв!

— Подумаешь, клюв! На что он нужен?

— А вот на что! — рассердился Аист и проглотил Лягушку. Не зря говорят, что аисты глотают лягушек, чтобы понапрасну

с ними не спорить.

(С. Михалков) Жучка

— Ну что ты лаешь на меня?— Спросила Жучку кошка.— - Твой пост в саду!

Туда не смотрит ни одно окошко. А здесь я у хозяев на виду! .

(Е. Аникеев)

Кот в почете

Бывало, только высунет

из дома нос Бедняга Кот, как Пес Его облаять норовит. Осел лягнуть стремится. Индюк, на что уж вроде птица, И тот хоть сзади ущипнуть При случае ловчится. А ныне что за чудеса! Осел подставил спину: Садись! Куда прикажешь, Вмиг подкину!

И Пес, хвостом виляя, кость Протягивает, зазывает в будку: Зайди ко мне хоть на минутку, Ты для меня всегда желанный гость. Индюк же серому Коту бормочет оду: Какая масть у вас! Какая пасть! Ах, сразу вижу в вас тигриную породу! В чем тут секрет? Секрет предельно прост: Кот занимает ныне Тигра пост.

(Е. Аникеев)

Боров и Баран

Весною Боров и Баран Из склада получили по мешку семян. Трудяга Боров поработал крепко, Удобрил землю, разрыхлил, Посеял в лучший срок, Полол все лето сорняки. И смотришь, вышел прок — Отлично выросли бурак и репка.

Баран же семена небрежно бросил в поле И уж до осени не был там боле. И вырос вместо клевера бурьян. Заблеял жалобно Баран, Когда пришлось давать отчет

о результатах года: Не я виновен в том, Что клевер мой не рос, А засухо — дождливая погода, Ну а с погоды что за спрос! . •

■ . (Е. Аникеев)

Сказки чаще всего — это образец ритмичной прозы, поэтому заикающимся их легче читать и пересказывать. Неторопливое развертывание сюжета с повторением определенных выражений способствует спокойному ритму речи и дыхания.

Ученики охотно разыгрывают сказки по ролям, не заучивая текста. Можно предложить им придумать собственный вариант целой сказки или ее окончания. Это задание дается на дом или на занятии, без предварительной подготовки ученики поочередно придумывают и говорят свою часть сказки, пока не получится «Наша сказка».

Наши рекомендации