Древние представления о воле

Аристотель рассматривал природу воли в формировании логического заключения. В его "Никомаховой этике" посылки «все сладкое надо есть» и "это яблоки сладкое" влекут за собой следствие: "это яблоко надо съесть". Таким образом, источник сознательных действий кроется в разуме человека.

Во времена средневековья проблема воли не существовала в качестве самостоятельной проблемы. Философы-теологи видели в человеке исключительно пассивное начало, зависимое от бога и его "промысла".

Представление о воле в эпоху Возрождения

Проблема воли возникла одновременно с постановкой проблемы личности, что произошло в эпоху Возрождения.

Главной ценностью личности стали считать свободу воли (кстати говоря, в русском языке под волей понимается и свобода в том числе). В эпоху Возрождения свобода воли стала возводиться в ранг абсолюта.
В дальнейшем под влиянием идей Возрождения возникло мировоззрение экзистенциализма — "философии существования". М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю и другие рассматривают свободу как абсолютно свободную волю, которая не обусловлена никакими внешними социальными обстоятельствами.

Естественнонаучные представления о воле

И. П. Павлов рассматривал волю как "инстинкт свободы", как проявление активностиживого организма, когда он встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность.

Воля в учении И. П. Павлова рефлекторна (инстинктивна) по своей природе, она проявляется в виде ответной реакции на воздействующий стимул. В этом представлении заключалось значительное новшество. Эта идея нашла широкое распространение среди бихевиористов, получила поддержку в отечественной реактологии (К. Н. Корнилов) и рефлексологии (В. М. Бехтерев).

Воля как сознательное регулирование деятельности

Постепенно сформировалось представление о воле как о сознательном регулировании деятельности.
Деятельность понимается как изначально активная, а сам человек рассматривается наделённым способностью к сознательному выбору формы поведения. Исследования, проводимые физиологами Н. А. Бернштейном и П. К. Анохиным, показали обоснованность этого представления.

Иные представления о воле

В рамках психоаналитической традиции (от 3. Фрейда до Э. Фромма) неоднократно предпринимались попытки конкретизировать представление о воле как своеобразной энергии человеческих поступков. Источником поступков людей выступает некая превращённая в психическую форму биологическая энергия живого организма.
К. Лоренц видит энергию воли в изначальной агрессивности человека. Если эта агрессивность не реализуется в разрешаемых и санкционируемых обществом формах активности, то становится социально опасной, поскольку может вылиться в преступные действия.
А. Адлер, К. Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм связывают проявление воли с социальными факторами. Для Юнга — это универсальные архетипы поведения и мышления, заложенные в каждой культуре, для Адлера — стремление к властии социальному господству. Для Хорни и Фромма — стремление личности к самореализации в культуре.

Психологические исследования воли в настоящее время оказались разделенными между разными научными направлениями: в бихевиористски ориентированной наукеизучаются соответствующие формы поведения,

в психологии мотивации в центре внимания находятся внутриличностные конфликты и способы их преодоления, в

психологии личности основное внимание сосредоточено на выделении и изучении соответствующих волевых характеристик личности. Исследованиями воли занимается также психология саморегуляции человеческого поведения.

Судьбу психологических исследований воли В.А.Иванников — один из отечественных ученых, уделяющих этой проблеме значительное внимание, соотносит с борьбой двух трудно-согласуемых друг с другом концепций человеческого поведения: реактивной и активной.

Согласно первой все поведение человека представляет собой в основном реакции на различные внутренние и внешние стимулы и задача его научного изучения сводится к тому, чтобы отыскать эти стимулы, определить их связь с реакциями. Для такой интерпретации человеческого поведения понятие воли не нужно

Определенную отрицательную роль в отказеот психологических исследований воли и свертывании их, в утверждении реактивной концепции поведения как единственно приемлемой научной доктрины сыграли исследования рефлекторного поведения: безусловных рефлексов и условного (неоперантного)обусловливания. Рефлексв его традиционном понимании всегда рассматривался как реакция на какой-либо стимул. Отсюда и понимание поведения как реакции.

Под влиянием рефлекторной концепции поведения в первые десятилетия нашего века психология в некоторых учениях была заменена на реактологию (К.Н.Корнилов) и рефлексологию (В.М.Бехтерев).

Согласно другой концепции, которая в последние несколько десятилетий набрала силу и находит все больше сторонников, поведение человека понимается как изначально активное, а сам он рассматривается как наделенный способностью к сознательному выбору его форм. Для такого понимания поведения воля и волевая регуляция поведения необходимы.

Новейшая физиология высшей нервной деятельности в лице таких ученых, как Н.А.Бернштейн, П.КАнохин, удачно подкрепляет и поддерживает эту точку зрениясо стороны естествознания.

Но реактивные концепции поведения, особенно в самой традиционной павловской физиологии высшей нервной деятельности, по-прежнему сильны.

Как же с учетом сказанного понимается воля в современных психологических исследованиях?

В.И.Селиванов определяет волю как сознательное регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия на пути целенаправленных поступков и действий.

При этом осуществляется сознательная рефлексия на разных уровнях:

  • I уровень — осознание субъектом своих способов действий, своего состояния, режима и направления активности; понимание степени соответствия функциональной организации психики необходимой форме деятельности;
  • II уровень —активное изменение функционирования психики, выбор необходимого способа его преобразования.

Волевая регуляция деятельности есть сознательное, опосредованное целями и мотивами предметной деятельности создание состояния оптимальной мобилизованности, нужного режима активности, концентрации этой активности в необходимом направлении

51.Эмоции .Виды и роль эмоций в жизни человека.

Эмоции (от лат. «emotion» -- волнение) -- это различные психические явления, выражающие в форме непосредственных переживаний значимость для индивида тех или иных предметов и ситуаций и являющиеся важным фактором регуляции его жизнедеятельности.

Эмоции - это непосредственное пристрастное переживание жизненного смысла, явлений и ситуаций.

Благодаря эмоциям мы лучше понимаем окружающих, можем, не пользуя речь, судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение.

Люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.

Наши рекомендации