Основные подходы к организации и содержанию психокоррекционной работыс дошкольниками с ОНР по профилактике и преодолению нарушений личностного развития
Представленные подходы были определены на основании исследования особенностей личностного развития дошкольников с общим недоразвитием речи (И.Ю. Левченко, Г.Х. Юсупова, 2003).
Психологические проблемы ребенка, имеющего нарушения речи, наиболее ярко проявляют себя в процессе общения со сверстниками, поэтому основной формой психокоррекционной работы с такими детьми должны быть групповыеи подгрупповые занятия.
Основными задачамипсихокоррекционных занятий данного направления являются:
► отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии;
► снижение психоэмоционального напряжения, тревожности у детей;
► коррекция агрессивных проявлений и негативных черт характера, препятствующих общению;
► организация эмоционального поведения детей, т.е. создание положительного эмоционального настроя в группе;
► обучение способам регуляции эмоциональных состояний;
► обучение анализу внутреннего состояния (своего и других людей);
> работа над пластикой тела, развитие чувственного восприятия.
Независимо от содержания все занятия имеют единую структуру, которая определяет последовательность этапов.
Ориентировочный этап
Задачи:
сплочение группы;
раскрепощение участников;
установление доверительных отношений между детьми и психологом;
снятие негативного настроения.
Коррекционный этап
Задачи:
развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии;
разрядка агрессивных импульсов;
коррекция страхов и негативных черт характера
(жадности, упрямства и т.д.);
развитие мимики, пантомимики;
развитие эмоциональной произвольности в коммуникативной сфере;
развитие психических процессов.
Релаксационный этап
Задачи:
снятие мышечных зажимов, развитие чувства собственного тела;
снижение психоэмоционального напряжения, тревожности;
развитие воображения, чувственного восприятия.
Заключительный этап
Задачи:
подведение итогов (получение обратной связи);
закрепление полученных навыков. (Примерные конспекты психокоррекционных занятий представлены в Прилож. 2.)
Психокоррекционные занятия проводятся не менее двух раз в неделю, продолжительность каждого занятия 30-35 мин.
Содержание и организационные формы занятий определяются этапом работы, конкретными задачами обучения, а также психологическим настроем группы.
Тематика и планы занятий не являются фиксированными и могут меняться, но при условии соблюдения последовательной взаимосвязи между теорией (содержание тем) и практикой (усвоение навыков). Эффективность усвоения навыков зависит от возможности их переноса в повседневную жизнь. Поэтому психокоррекционная работа по преодолению личностных нарушений должна осуществляться в тесной взаимосвязи психолога с логопедом, воспитателями, родителями детей.
Занятия проводятся в кабинете психолога, в физкультурном зале, в музыкальном зале и в групповой комнате (дети сидят в два ряда или полукругом на стульях). Во всех помещениях для занятий детям необходимо обеспечить свободное размещение и передвижение, и дать каждому ребенку возможность проявить себя, быть открытым, не бояться ошибок.
Основное оснащение занятий:
► иллюстративный материал;
► мягкие игрушки;
► магнитофон, аудиозаписи;
► музыкальные инструменты;
► костюмы, головные уборы для игр;
► тексты рассказов или историй для обсуждения;
► фломастеры, цветные карандаши, акварельные краски, кисточки, бумага и др.
В выборе психокоррекционных техник наиболее оправдан интегративный подход, включающий использование приемов разных направлений.