Занятие 7-8. Психологическая служба семьи
Особенности семейного консультирования. Общее понятие о консультировании. Цель консультативной работы. Основные принципы и правила семейного консультирования. Основные стадии процесса консультирования. Методы и приемы, используемые в семейном консультировании. Использование методов психологического воздействия. Стандартная психологическая диагностика семьи,структурированное семейное интервью. Генограмма. Специальные терапевтические техники, используемые в семейном консультировании. Современные подходы к семейному консультированию.
Добрачное и предбрачное психологическое консультирование. Консультирование как информирование. Консультирование по телефону доверия. Индивидуальное психологическое консультирование. Групповое психологическое консультирование. Рекомендации и практические советы при решении проблем добрачного и предбрачного периода клиентов.
Психологическое консультирование супругов при нарушении супружеских отношений. Трудности работы с супружеской парой. Типичные проблемы супружеских пар при обращении в психологу – консультанту. Консультирование супругов по межличностным проблемам. Основная стратегия консультирования при нарушении супружеских отношений. Способы организации процесса семейного консультирования. Консультирование в ситуации развода. Консультирование супругов с их родителями. Рекомендации и практические советы.
Практическая часть.
Задача 11. Основываясь на теорию проанализируйте нижеприведенные ситуации . Какую помощь может оказать психолог? Разработайте программу коррекции возникших проблем.
1. В психологическую консультацию обратились молодожены , у которых есть малолетний ребенок. Интересуются как правильно воспитывать. Волнует то что ребенок очень активный и не сидит на месте.
2. На телефон доверия позвонила девушка и заявила о том, что не хочет больше жить, потому что сердце ее разбито.
3. В центр пришли многодетные родители, переживания связаны со старшим ребенком который резко перестал слушаться и стал пропускать занятия.
4. К психологу пришла мама девочки 5 лет, которая жалуется что дочь слишком замкнута в себе, боится общаться со сверстниками.В детский сад не ходит.
5. В консультацию обратилась молодая женщина- домохозяйка , жалуется на мужа что он стал уделять ей мало внимания, задерживается на работе и о планировании рождения малыша и слышать не хочет.
6. На телефон доверия снова звонит девушка и говорит что теперь проблема в том что у нее затяжная депрессия.
7. На консультацию к семейному психологу пришел папа с сыном 9 лет, отец не доволен тем что сын стал драться с ним последнее время.
8. Молодой человек высокого роста и красивой внешности жалуется психологу на то что никак не может построить отношения с девушками, не знает о чем с ними говорить.
9. В психологический центр обратилась женщина у которой только два месяца назад родился ребенок, муж ее бросил и исчез в неизвестном направлении. Жить не на что. Женщина сирота. Помочь некому.
10. На консультацию сразу пришли две семьи : отец и мать и новая молодая семья – муж ( сын) и жена(невестка). Обратились так как постоянно в семье конфликты,живут вместе. Женщину не устраивает что невестка часами красится перед зеркалом, и кормит ее сына всякой ерундой а точнее готовить она не умеет. А невестка недовольна тем что свекровь постоянно врывается к ним в комнату…не убирает за собой разбросанные вещи.
Задача 12.Определите ошибки допущенные психологом в ходе психологического ( семейного ) консультирования:
1 ситуация: Я пришла к вам посоветоваться. Моя дочь плохо учится, учителя жалуются , что знания слабые. Может быть это связано с состоянием ее здоровья, в детстве он часто болела …
Психолог: Не знаю что вам сказать…Да да это потому что болела у вас она часто…Вам не надо ко мне ходить. Лучше в аптеку сходите.
2 ситуация:Последнее время меня беспокоит , что все жалуются на моего супруга…Он со всеми соседками заигрывает, распускает руки..
Психолог: А какого роста ваш супруг? А фото есть?
3 ситуация:Я пришла к вам за помощью .Мой сын меня не слушается. Не приходит домой ночевать. А недавно я узнала что он бегает в гости к отцу( мы с ним давно в разводе). И папа видите ли хороший потому что он ему иногда пиво покупает. А я плохая ..Ну почему скажите?
Психолог… Я вас выслушала.. у Меня есть несколько вариантов решения вашей проблемы..
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Определение понятия семья. Структурная композиция семьи.
2. История развития института семьи. Моногамная модель брака.
3. Современные формы семьи.
4. Типологические подходы к описанию семьи.
5. Психология супружеских отношений: роль супружества в структурной композиции семьи.
6. Психологические концепции супружеских отношений.
7. Психологические составляющие адекватного родительства.
8. Родительские стили и аномальное развитие ребенка.
9. Родительская депривация и ее влияние на психическое развитие ребенка.
10. Понятие сиблинговая позиция и ее влияние на личность взрослого человека.
11. Психологические особенности человека в сиблинговой позиции «старший ребенок» (младший, единственный ребенок).
12. Понятие жизненного цикла семьи: этапы жизненного цикла.
13. Понятие полного и неполного жизненного цикла семьи.
14. Семейные кризисы при прохождении этапов жизненного цикла.
15. Исследование феномена любви в психологии
16. Психолого-педагогические модели воспитания.
17. Типы (стили) воспитания
18. Основные характеристики детско-родительских отношений
Возрастная динамика детско-родительских отношений.
19. Возрастная динамика детско-родительских отношений.
20. Семьи с приемными детьми: особенности взаимоотношений. Мотивы усыновления.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1.Семья: понятие, сущность, признаки.
2.Современная семья: особенности и основные тенденции развития.
3.Роль и место семьи в современном обществе.
4.Брак как система отношений. Формы брачно-семейных отношений.
5.Нормативная модель семьи. Нормальная, аномальная семья.
6.Нормативные и квазисемейные модели семьи и брака. Аномальная семья и ее разновидности.
7.Типология семей.
8.Формы семейных отношений в современном обществе.
9.Функции семьи: понятие, сущность, характеристика. Комплексность функций семьи.
10.Нарушения функционирования семьи.
11.Семья как психологическая система.
12.Психологический климат семьи.
13.Структура семьи.
14.Жизненный цикл семьи: понятие, общая характеристика.
15.Правовое регулирование семейных отношений.
16.Формирование супружеской пары.
17.Основные мотивы брака. Факторы семейного благополучия.
18.Факторы риска в формировании семейного благополучия.
19.Исследование феномена любви в психологии.
20.Семейные кризисы и их периодизация.
21.Семейные и супружеские конфликты. Профилактика семейных конфликтов.
22.Развод как социально-психологический феномен.
23.Повторные браки: понятие, виды.
Типичные проблемы повторных браков.
24.Семьи с приемными детьми: особенности взаимоотношений. Мотивы усыновления.
25.Основные характеристики детско-родительских отношений.
26.Психолого-педагогические модели воспитания.
27.Возрастная динамика детско-родительских отношений.
28.Роль отца и матери в воспитании ребенка.
29.Типы (стили) воспитания.
30.Параметры воспитательного процесса.
31.Родительская позиция, родительская установка. Типы родительского отношения.
32.Семья как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями.
33.Влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие ребенка.
34.Воспитание ребенка в различных типах семей.
35.Прародители в системе семейных отношений.
36.Работа социального педагога с семьей. Основные формы и методы работы с семьей.
37.Методы диагностики семейных отношений.
38.Семейное консультирование: общее понятие.
Критерии оценивания ответа на экзамене:
Студенты могут быть допущены к экзамену только в том случае ,если они посещали лекционные занятия, активно отвечали на семинарских занятиях и на лабораторно-практических занятиях.
В процессе устного ответа на экзамене, преподаватель оценивает содержание ответа студента по следующим критериям:
Ответ оценивается как «отличный» в случае, если:
1. Студент отразил в ответе основную информацию по заданному вопросу;
2. ответ представляет собой логически связанный текст с внутренней структурой и логикой;
3.Студент владеет профессиональными терминами, содержание которых раскрыто в книгах списка литературы;
4.Студент использует при ответе имена специалистов – авторов наиболее известных концепций предметной области «психологи семейных отношений»;
5.Студент отвечает на дополнительные вопросы преподавателя;
6.Студент имеет отчетливое представление о практическом применении полученных знаний в ходе психологических консультаций;
7.Студент проявляет внутреннюю мотивацию и исследовательский интерес по данной дисциплине
Ответ оценивается как «хороший» вслучае, если ответ соответствует любым 5-ти из описанных 7-ми критериев.
Ответ оценивается как «удовлетворительный»в случае, если ответ абитуриента отражает требования, описанные в 3-х из 7-ми критериев.
Ответ оценивается как «неудовлетворительный»в случае, еслиответ удовлетворяет менее, чем трем критериям из представленных в списке.