Подготовка психологов и учебные программы
Психология к концу XX в. стала одной из наиболее популярных профессий. Психологическое образование можно получить практически в любом крупном зарубежном университете. Поэтому в данном разделе ограничимся спецификой подготовки психологов в России.
Сегодня психологов готовят на психологических и психолого-педагогических факультетах классических и педагогических университетов. По неполным данным, к январю 1997 г. в государственных и негосударственных вузах Российской Федерации было создано около 120 психологических факультетов и отделений. До 1991 г. в России существовали лишь факультеты психологии Московского, Ленинградского и Ярославского университетов, отделения психологии в Саратовском и Ростовском университетах, а также факультеты педагогики и психологии МГПИ им. В.И. Ленина.
Специальность 521000 «Психология» включена в классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования. Кроме того, сегодня специальность «Психология и педагогика» входит в обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по гуманитарным и социально-экономическим наукам.
Социально-экономические реформы и политическая революция 1990-1993 гг. привела к легализации рынка частных психологических услуг и формированию спроса на практических психологов в различных сферах: политике, рекламе и маркетинге, менеджменте и предпринимательской деятельности и т. д. Возросло число платных психологических консультаций, фирм, занимающихся отбором и аттестацией кадров и т. д. В школах Российской Федерации введены штатные должности психологов. Рынок платных образовательных услуг также потребовал привлечения
специалистов по вопросам психологии образования. Введены должности психолога в медицинских учреждениях. И вместе с тем сократился спрос на психофизиологов, специалистов по инженерной психологии и психологии труда в связи со свертыванием отечественного производства и кризисом, охватившим военно-промышленный комплекс и всю сферу наукоемких технологий.
Если до 90-х гг. подготовка психологов имела академическую направленность и студенты ориентировались на преподавательскую и научную работу, то сегодня большинство выпускников связывают свою карьеру с практической работой, а специализация приобрела конкретно-прикладную направленность.
Программа подготовки психологов-бакалавров (4 года) в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования помимо углубленного изучения общих курсов предполагает также прохождение следующих обязательных специальных дисциплин:
• основы общей психологии;
• психологический практикум;
• история психологии;
• социальная психология;
• клиническая психология;
• психофизиология;
• педагогическая психология;
• возрастная психология;
• психология труда и инженерная пси
хология;
• основы психодиагностики;
• зоопсихология и сравнительная пси
хология;
• экспериментальная психология;
• психогенетика;
• анатомия центральной нервной сис
темы;
• физиология центральной нервной
системы;
• физиология высшей нервной дея
тельности и сенсорных систем;
• антропология;
• математические методы в психологии.
Кроме того, программой подготовки
предусматриваются спецкурсы по выбору студентов и факультативные психологические курсы.
1.6. Подготовка психологов и учебные программы
Подготовка магистров (2 года) предполагает специализацию в одном из основных направлений психологической науки.
Во многих крупнейших вузах и психологических НИИ существует аспирантура и докторантура. Защита кандидатских и докторских диссертаций проводится по следующим специальностям:
19.00.01 — общая психология;
19.00.02 — психофизиология;
19.00.03 — психология труда и инженерная психология;
19.00.04 — медицинская психология;
19.00.05 — социальная психология;
19.00.06 — юридическая психология;
19.00.07 — педагогическая психология;
19.00.10 — коррекционная психология (психология слепых, глухонемых и умственно отсталых детей);
19.00.11 — психология личности;
19.00.12 — политическая психология;
19.00.13 — психология развития, акмео-логия;
19.00.14 — психология труда в особых условиях;
19.00.15 —дифференциальная психология, психодиагностика.
Наибольшее число кандидатских и докторских диссертаций, поданным Положения ВАК РФ за 1995 год, защищено по педагогической и общей психологии, наименьшее — по дифференциальной психологии, психодиагностике, юридической психологии, психофизиологии.
Крупнейшими психологическими факультетами в России до сих пор остаются факультеты Санкт-Петербургского государственного университета. Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и Ярославского государственного университета им. Н.П.Демидова. На факультет психологии МГУ подготовка психологов осуществляется на кафедрах общей психологии; психофизиологии; нейро- и патопсихологии; возрастной психологии; педагогики и педагогической психологии; педагогики; психологии и методики преподавания в высшей школе; социальной психологии. При факультете действуют курсы переподготовки лиц с высшим образованием на психологические специальности. Обучение ведется на вечернем и дневном отделениях.
Факультет психологии СПбГУ, основанный так же, как и аналогичный факультет МГУ, в 1966 г. имеет 9 кафедр и 11 специализаций: общая психология и психология личности; психология развития и дифференциальная психология; экспериментальная и прикладная психология; психологическое обеспечение профессиональной деятельности и менеджмента; медицинская психология; социальная психология; юридическая психология; психология социальной работы; спортивная психология; политическая психология; специальная психология (психология детей с проблемами развития). Существуют дневное и вечернее отделения, ведется переподготовка лиц с высшим образованием.
Сегодня в стране (прежде всего -в обеих столицах) образовано множество учебных заведений, открыты факультеты психологического и психолого-педагогического профиля. В частности, в Москве ведется подготовка психологов на факультетах психологии Московского городского педагогического университета. Московского городского психолого-педагогического института, Московского педагогического государственного университета, Московского государственного социального университета, Института молодежи и т.д.
В 1995 г. на базе Российской академии наук открыт Республиканский центр гуманитарного образования (университет) Минобразования России. В его структуру входит Институт психологического образования (ИПО), в котором ведется подготовка магистров психологии, аспирантов, а также повышают квалификацию преподаватели вузов. В отличие от практической ориентации других факультетов обучение в И ПО направлено на подготовку научных работников и преподавателей высшей школы.
Для сравнения приведем программы подготовки психологов в зарубежных университетах. В Принстонском университете (срок обучения бакалавра — 4 года) студент должен изучить 30 дисциплин, на каждую отводится один семестр: 1-3-й курсы изучают по 4 дисциплины, а 4-й курс — по 3 дисциплины за семестр. Подготовка докторов философии (срок обучения дополнительно к бакалавриату 4—5 лет) пре-
1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИЛЛ ,'-
дусматривает изучение в течение первых двух лет 3—4 дисциплины и сдачу экзамена, а в последующие годы — подготовку диссертаций.
Программа подготовки психологов в Высшей технической школе Дармштадта (ФРГ) включает базовый этап (^4нй семестры) и этап специальной подготовки. На первом этапе студент получает основные знания по психологии и проходит практикумы по основам психологии статистики, участвует в экспериментальном и эмпирическом практикумах и двух проф-семинарах. Он должен научиться читать специальную литературу на английском языке, уметь коллективно решать научные задачи. На втором этапе подготовки (5—9-й семестры) студент изучает две дисциплины («Диагностика и оценка» и «Методы исследования»), три дисциплины прикладных и одну непсихологическую дисциплину по выбору. Кроме того* студенты углубленно изучают по выбору «Когнитивную психологию» или «Психологию коммуникаций». Студенты проходят три шестинедельные практики или выполняют профессиональную работу в течение шести недель.
Рассмотрим структуру и направления подготовки еще двух факультетов. Психологический факультет Стокгольмского университета — одного из старейших и авторитетнейших в Европе — состоит из 6 отделов: 1) биологическая психология, 2) когнитивная психология, 3) клиническая психология, 4) трудовая и организационная психология, 5) восприятие и психофизика, 6) личность, социальная психология и психология развития.
Университет Бен-Гурнон (Бер-Шева) -третий по величине в Израиле. В его структуру входит департамент поведенческих наук, т. е. в первую очередь психология и отчасти социология. Он взаимодействует с департаментами индустриальной инженерии и менеджмента. Студенты обучаются по следующим специальностям: клиническая психология, организационная психология, психология развития, когнитивная психология и нейропсихология, антропология,
социология, индустриальная психоло!
Заключая, можно отметить, что псих логическое образование в различных стр нах институализированно. Подготонк психологов осуществляется по сходны направлениям. И в этом университета России не отличаются от учебных центре! мира. Проблема качества подготовки спе циалистов-психологов остается за пределами данного изложения.
Список литературы
Ананьев Б.Г. О проблемах современного чело-векознания. М.: Наука, 1977.
Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии», 1996.
Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л.: ЛГУ, 1976.
Джемс Ч. Психология. М.: Педагогика, 1991.
;Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М.: ИП РАН, 1993.
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М.: ИНФРА-М, 1996.
Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки рос. психологии. М.: Тривола, 1994.
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
Ломов Б.Ф. Системность в психологии. М., 1997.
Небылицын В.Д. Проблемы дифференциальной психофизиологии. М.: Наука, 1979.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: МПА, 1994.
Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.
Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука, 1983.
Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. М.: ИП РАН, 1997.
Роговин М.С. Введение в психологию. М.: Высш. шк., 1969.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. М., 1989.
Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994.
Bunge M. What kind of discipline in psychology: autonomies or dependent, humanistic or scientific, biological or sociological//New Ideas in Psychology. 1990. V. 8, № 2. P. 121-137.
Bunge M., Ardila R. Philosophy of psychology. N.Y.: Springer, 1987.
Griffits M. Pop-psychology//The Psychologist. 1995. V. 8, № 10. P. 455-457.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
Общая психофизиология
Введение
Психофизиология — наука о механизмах психических процессов и состояний. В психофизиологии 90-х гг. применяются разнообразные методы и объекты исследований: от поведенческого уровня до молекулярного — вот диапазон анализа; от сообществ человека и животных до структуры молекул — вот объекты опытов. Психофизиология становится дисциплиной, интегрирующей в своем арсенале еа>-мые последние достижения биологических наук,: математики и физикш Современная психофизиология по праву может быть определена как новая наука -п психобиология. Типичным примером развития современной психофизиологии являются исследования памяти: начатое с изучения феномена на уровне поведения, постепенное углубление в проблему привело к использованию методов и понятий биохимии, нейрогенетики, биофизики, нейрофизиологии и т.д. [Греченко, Соколов, 1986; Соколов, 1969]. Перспективны работы, в которых сопряжены -несколько методов: например, в исследованиях психофизиологии зрительного восприятия наиболее интересные результаты получены при использовании нейрофизиологического i анализа, нейрогистохимии, биохимии и нейрогенетики [Хьюбед, Д990]. Сохраняются основные проблемы — вопросы же, возникающие в ходе работы, часто непонятны специалистам, занимающимся одной и той же темой, но применяющим разные методы изучения. Например, язык нейрогенетики незнаком специалисту, пользующемуся методами анализа вызванных потенциалов.
В психофизиологии сегодняшнего дня выделяется несколько концептуально оформленных ветвей: психофизиологическое направление, основанное Е.Н.Соко-
ловым, сущность поисков которого отражена в логике триумвирата «человек -нейрон — модель»; психофизиологическая школа П.К. Днохина и В.Б. Швыркрва, опирающаяся на теорию функциональных систем; нейрогенетическая психофизиология, которая выросла в самостоятельную, продуктивную и яркую ветвь из психологии индивидуальных различий и разрабатывается в исследованиях И.В. Равич-Щербо и ее коллег; исследования механизмов памяти, функциональных состояний, восприятия, эмоций и мышления [Данилова, 1992; Хьюбел, 1990].